Регулирования в условиях вступления России в ВТО

 

Методология формирования механизма таможенного регулирования предполагает, прежде всего, установление и обоснование факторов и рисков, влияющих на выбор модели таможенного регулирования, и должна основываться на вышеперечисленных принципах деятельности таможенных органов.

Традиционно различают две модели таможенного регулирования: фритредерство и протекционизм[5]. Правила Всемирной торговой организации требуют от стран-участниц реализации торговой политики фритредерства. Однако для России данный вариант неприемлем в силу особенностей социально-экономического развития. Поэтому наиболее целесообразным и отвечающим требованиям, как международного сообщества, так и национальным интересам будет выработка торговой политики свободной торговли с элементами протекционистской защиты экономики при помощи инструментов, разрешенных правилами ВТО. Рассмотрим подробно совокупность факторов и рисков, влияющих на формирование обозначенной модели таможенного регулирования.

Все факторы, которые необходимо учитывать при выработке торговой и таможенной политики, можно классифицировать на внешние и внутренние. Под внешними факторами будем понимать совокупность обязательств России в области внешнеэкономической деятельности по отношению к другим странам-участницам ВТО, соблюдение которых является неотъемлемым условием вступления России в ВТО. Под внутренними факторами будем понимать совокупность требований к таможенной политики России исходя из особенностей национальной экономики и социально-политического развития страны. В настоящее время в преддверии вступления России в ВТО на выработку таможенной политики большее влияние оказывают внешние факторы.

Внешние факторы формирования модели таможенного регулирования обусловлены интеграционными процессами в мировой экономике и порождают для России обязанность их законодательного закрепления и неукоснительного соблюдения в процессе реализации таможенной политики. Основными требованиями Всемирной торговой организации относительно проводимой Россией таможенной политики являются следующие:

1. Изменение действующего законодательства России, как-то: таможенного, внешнеторгового законодательства, законодательства в области интеллектуальной собственности, технического регулирования, капиталовложений с целью его унификации с нормами ВТО, а также ратификация международных договоров и соглашений по внешнеэкономической деятельности. Данное требование ВТО выполнено Россией надлежащим образом: были приняты и вступили в действие новый Таможенный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и другие. Предстоит ратификация Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции 1999 года (Киотской конвенции), которая кардинальным образом изменит философию таможенного администрирования, принятие нового закона "О таможенном тарифе".

2. Совершенствование мер таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и приведение их в соответствие с требованиями ВТО, заключающимися в фиксировании максимальных пределов по каждой отдельной товарной позиции ставок импортных пошлин на промышленные товары с постепенным их снижением в течение 5-7 лет до определенной величины (около 5 %) при одновременной селективной защите конкурентоспособных предприятий. Также предусматривается снижение вывозных таможенных пошлин на товары с высокой степенью добавленной стоимости и отказ от использования вывозных таможенных пошлин на товары, экспорт которых не дает значительных поступлений в доходную часть федерального бюджета, поэтапный переход на использование механизма антидемпинговых и компенсационных мер при ввозе товаров. Практика применения нетарифных мер не сократится как в отношении российских товаров за рубежом, так и в отношении иностранных товаров в России, что обусловлено фактом порождения новых нетарифных ограничений в процессе сокращения общего уровня таможенного обложения товаров в мировой торговле. Итогом этой тенденции станет постоянное усиление контроля Всемирной торговой организацией применения мер нетарифного регулирования.

3. Гарантирование доступа нерезидентов на внутренний рынок услуг при сохранении ограничений в соответствующих секторах услуг, в том числе в отношении масштабов присутствия иностранного капитала, физических лиц-поставщиков услуг, а также применении дополнительных требований к иностранным поставщикам услуг по сравнению с отечественными. Объем и характер этих обязательств с одной стороны должен обеспечить адекватную защиту находящихся на стадии реструктуризации и новых секторов услуг, а с другой – отвечать потребностям заказчиков, так как без конкурентных поставщиков банковских, страховых, аудиторских, транспортных услуг невозможно говорить о создании конкурентной среды. По итогам завершившихся переговоров Россия приняла обязательства по 100 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО.

К основным внутренним факторам, влияющим на выбор модели таможенного регулирования, относятся следующие:

1. Экономико-географические особенности Российской Федерации

2. Наличие ряда проблемных отраслей в экономике, сохранение ограничений для осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, инфраструктурные ограничения, технологическое отставание от наиболее развитых стран мира.

3. Уровень обеспечения национальной безопасности России в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, экологической и других сферах. В качестве основы организации работы таможенных органов по обеспечению национальной безопасности будут использованы стандарты безопасности, содержащиеся в разрабатываемой Всемирной таможенной организацией Стратегии по глобальному применению стандартов безопасности и содействия торговле.

4. Состояние и структура правонарушений в области таможенного дела.

Таким образом, вышеизложенные требования Всемирной торговой организации к российской стороне оказывают решающее влияние на выработку модели таможенного регулирования и подлежат обязательному закреплению во внутригосударственных нормативно-правовых актах. На процесс формирования механизма таможенного регулирования также значительное влияние оказывают внутренние факторы, без учета которых не представляется возможным выработать и реализовать модель таможенной политики, отвечающей принципам и задачам государственного контроля в сфере внешнеэкономической деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: