Виды объектов интеллектуальной собственности

  Самым распространенным видом лицензий считается патент, т.е. исключительное право на изготовление, использование и продажу нового товара и метода производства. При подробном рассмотрении объектов интеллектуальной собственности, которые подвергаются патентированию, можно выделить следующие виды. Изобретение – это новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи, дающее положительный эффект. Охраняется законом, если имеет изобретательский уровень, применяется в различных отраслях промышленности народного хозяйства.[2]

    Различают такие объекты изобретения, как:

· устройство;

· способ;

· вещество;

· штамм микроорганизма;

· культуры клеток растений и животных;

· применение ранее известных устройства, способа, вещества, штамма по новому назначению.

Изобретение должно отличаться новизной, представлять собой «изобретательский шаг», удовлетворять критерию промышленной применимости. При соблюдении всех трех условий изобретение подлежит патентированию. Внешне патент – набор чертежей и спецификация, предоставляющий инноватору пользоваться преимущество при использовании своего изобретения. Привилегия для инноватора заключается в том, что никто другой не в праве изготавливать, использовать или продавать запатентованное изобретение. Патентная защита также учитывает интересы государства и общества в целом. Патент имеет определенный срок, также патентная защита предоставляется лишь при раскрытии сути изобретения, чем стимулируется распространение в обществе новых знаний.

Промышленный дизайн также относится к интеллектуальной собственности, защищаемой патентами. Разработчик внешнего вида имеет право на его использование в течение 50 лет. Изделия, защищенные патентом на промобразец конкурентоспособны на современном рынке. Для потребителей важен внешний вид товара и его оформление. Это влияет на впечатление потребителей и формирует желание купить товар.

Еще один объект интеллектуальной собственности – это торговые марки и знаки, зарегистрированные производителем или продавцом.

Объект интеллектуальной собственности в виде буквенного, словесного, изобразительного, или комбинированного обозначения, помещаемого на товаре для его индивидуализации, служащий для фиксирования определенных отличительных черт товара, называется товарным знаком. Он помогает производителю защитить свой товар от подделок, получить максимальную прибыль и другие конкурентные преимущества. Отсутствие же товарного знака влечет за собой возможное разрушение благоприятного имиджа компании или повышение транзакционных издержек.

 Стоимость разработки товарного знака может составить несколько десятков тысяч долларов, а процесс внедрения его на рынок имеет много нюансов. Во-первых, чтобы сформировать положительный образ у покупателей, также необходимы денежные средства. Во-вторых, товарный знак может и не соответствовать потребностям рынка.

Товарные знаки можно разделить на:

· словесные;

· изобразительные;

· объемные;

· в виде других обозначений или их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании.

Товарные знаки выполняют следующие функции:

· подтверждение качества товара или услуги;

· отличие товаров или услуг;

· определение того, кто несет ответственность за качество.

Товарный знак регистрируется актом, который доказывает факт регистрации и запрещает использование товарных знаков другими лицами без разрешения официальных владельцев.

У компаний, предоставляющих услуги, товарный знак называется знаком обслуживания.

Способность товарного знака распространятся за счет увеличения количества пользователей, распространения на новые группы продуктов, рынки и в новом качестве называется подъемной силой. Компания, желающая растянуть или расширить свой товарный знак, проводит изучение его подъемной силы.

Если рассматривать жизненный цикл товарного знака, то этапа спада в данном случае не существует. Товарные знаки, которые хорошо управляемы, почти бессмертны. Товар в связи с изменением вкусов потребителей или техническим прогрессом могут «вымереть», но торговые марки останутся существовать в сознании потребителей.

Таким образом, товарные знаки защищают своих владельцев от имитации товаров, дают возможность неограниченного хозяйственного использования для обозначения производимых и реализуемых товаров, обеспечивают исключительное монопольное право своим владельцам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: