Глава 3. Рекомендации по улучшению положения мировой лицензионной торговли

Мировой опыт регулирования лицензионной торговли

Динамизм лицензионной торговли объясняется следующим:

· приобретение лицензий и сопутствующих инжиниринговых услуг ускоряет технический прогресс предприятий на 7—8 лет;

· покупка лицензии позволяет снизить затраты на собственные НИОКР;

· каждый доллар, затраченный на приобретение лицензии, дает экономический эффект в 3—6 долларов (в зависимости от страны и без учета фактора времени), а в Японии — 16 долларов;

· экономический эффект от использования лицензий в течение срока действия лицензионных соглашений в 10 раз превышает расходы на их приобретение.

Сегодня ни одна страна мира не может обеспечить себе передовые позиции во всех или во многих отраслях науки и техники. Развитие международного научно-технического и производственного сотрудничества в этих условиях — единственный и разумный выход.

Регулирование услуг мирового рынка лицензий дополняется регулированием внутри страны. Это касается любого рынка услуг. Однако при технологическом обмене это тенденции больше выражена. Рынки технологий характеризовались очень высокой степенью государственного вмешательства вплоть до 70х годов. Косвенные меры регулирования способствовали тому, чтобы государство поощряло как распространение, так и использование новых технологий. Особенно наглядно это проявилось в США, где проводилось льготное налогообложение инновационных фирм, было отменено двойное налогообложение передачи технологий, предоставлялись льготные кредиты.

В 80 годах государственное воздействие было ограничено (прежде всего это коснулось налоговых льгот), но оно все же нарушало соотношение спроса и предложения. Снижение налогового бремени продолжилось, но это подразумевало снижение ставок, а не предоставление льгот.

Поддержка государства стала больше концентрироваться на предконкурсной стадии при проектировании технологии, после создания которой компании разрабатывают свои фирменные модификации. Такая модель государственной поддержки, при которой финансирование из бюджета распространяется на все этапы инновационного цикла, отошла в прошлое. В настоящее время поощряется лишь увеличение расходов на НИОКР.

Государственная инновационнаяполитик а 80—90-х годов включала специальные программы распространения технологии. В третьем тысячелетии государство вновь начало поощрять рынок рискового капитала, упрощать административные требования к созданию наукоемких компаний.

Также еще один важный рычаг государственного воздействия на рынки технологий - изменение в системах интеллектуальной собственности:

· расширение правовой защиты;

· принятие законов об увеличении срока патентов;

· удешевление патентов;

· государственные субсидии экспорта.

Ярким примером эффективного усовершенствования лицензионной торговли послужит Япония, закупавшая в США, Англии, Франции лицензии на высокоэффективные технологии для производства продукции, имеющий спрос за рубежом, с последующим созданием собственного потенциала; в результате экспорт ее технологий по ряду направлений превысил импорт.

Другие 2 успешные страны в области рынка лицензий – Китай и Южная Корея, имеющие собственную рабочую силу и научный потенциал, при этом использующие опят более развитых стран.

Тенденция накопления научно-технического потенциала наблюдается в США, Англии, Франции и Германии, которые приглашают зарубежных специалистов.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: