Иностранные инвестиции

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ И БАНКОВСКОГО ДЕЛА

Кафедра: «Финансы и кредит»

Контрольная работа

По дисциплине «Инвестиции»

Выполнил:                                                                            Проверил:

Студент группы к.э.н. проф.               

Новосибирск 2007

                                            ВВЕДЕНИЕ

   

 Одна из важнейших проблем реформирования и модернизации российской экономики - привлечение иностранных инвестиций. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые (для России) технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций. Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, принесенных иностранным капиталом.

Иностранные инвестиции

 

  иностран­ные инвестиции — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Рос­сийской Федерации в виде объектов гражданских прав, при­надлежащих иностранному инвестору, в том числе денег, цен­ных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интел­лектуальной деятельности, а также услуг и информации.

Отношение к иностранным инвестициям в стране зави­сит от тех целей, которые она при этом ставит. Например, Правительство России до последнего времени считало, что кредиты МВФ не только служат непосредственному назна­чению — финансированию бюджетного дефицита, но и ук­репляют престиж России как заемщика на мировых финан­совых рынках.

 

В последние годы актуальным стал вопрос привлечения внешне­го иностранного капитала в экономику России. Иностранные инве­стиции являются одним из важнейших условий стабилизации и роста экономики страны. Это связано в первую очередь с тем, что собствен­ные финансовые ресурсы фирм ограниченны, а в условиях российской действительности покрыть их недостаток путем привлечения допол­нительного национального капитала (различных кредитов, займов и т.д.) достаточно сложно по ряду объективных и субъективных при­чин, таких, как высокая норма прибыли на вкладываемый капитал, высокий уровень налогообложения и т.д.

Значение иностранных инвестиций для российской экономики пере­оценить сложно. По прогнозам специалистов-аналитиков, в 2004 г. износ, а соответственно и выбытие основных производственных фондов должен составить до 25% (в 2006 г. — до 50% производственных мощностей). Для обеспечения процессов простого воспроизводства основного капитала ежегодный объем инвестиций должен составлять, по разным оценкам, от 100 до 170 млрд дол. Экспорт нефти и газа, а также внутренние источники инвестиций не могут в полном объеме заменить требуемые размеры иностранных инвестиций. Активное же участие России в международ­ном инвестиционном сотрудничестве способствует ускорению темпов структурной перестройки отечественной экономики.

Прямые инвестиции иностранных фирм рассматриваются не только как дополнительный источник для внутренних ка­питаловложений, но и как способ получения доступа к новой, более совершенной технологии, к системе сбыта на внешних рынках, к новым источникам финансирования. Иностранные инвестиции могут содействовать ускорению создания новых производств. Вместе с тем здесь имеются и серьезные опасе­ния, что передача иностранным корпорациям контроля за рос­сийскими минеральными ресурсами может привести к их от­току за рубеж по необоснованно низким ценам, негативно ска­жется на потенциале собственного развития российской экономики. Реальная политика в отношении иностранных ин­вестиций должна строиться исходя из трезвой оценки полно­го баланса их плюсов и минусов.

Инвестиции можно разделить на три категории:

       -прямые, при которых иностранный инвестор получает контроль над предприятием на территории или активно участвует в управлении им;

      -портфельные, при которых иностранный инвестор не участвует активно в управлении предприятием, довольствуясь получением дивидендов (в большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг). К разряду портфельных относятся также вложения зарубежных инвесторов на рынке государственных и муниципальных ценных бумаг.

     -к прочим инвестициям относятся вклады в банки, товарные кредиты и т.п. Их исключение из анализа вызвано прежде всего разнородностью группы, а также сложностью получения достоверной статистической информации о многих из них.

    Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия - самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке, либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно-космическую промышленность). России необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличению производительной мощи экономики.

Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику должно способствовать решению следующих проблем социально-экономического развития:

— освоение невостребованного научно-технического по­тенциала России, особенно на конверсионных предпри­ятиях военно-промышленного комплекса;

— продвижение российских товаров и технологий на вне­шний рынок;

— содействие расширению и диверсификации экспортного потенциала и развитию импортозамещающих произ­водств в отдельных отраслях;

— содействие притоку капитала в трудоизбыточные реги­оны и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;

— создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства;

— освоение опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;

— содействие развитию производственной инфраструктуры. Основные формы инвестиций иностранного капитала в оте­чественную экономику включают:

— инвестиции в форме государственных заимствований РФ, образующих государственный долг РФ;

— инвестиции в форме вклада в акционерный капитал рос­сийских предприятий;

— инвестиции в форме вложения в ценные бумаги;

— иностранные кредиты;

— лизинговые кредиты;

— финансовые кредиты российским предприятиям.

В табл. 1 приведены данные по объему и структуре инос­транных инвестиций за 1997—2004 гг.

Согласно отчету Федеральной службы государственной ста­тистики «Об иностранных инвестициях в экономику России в 2004 г.» накопленный иностранный капитал в экономике России по состоянию на 2004 г. составил 82 млрд дол., что на 43,8 % больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. В структуре накоплений значительных из­менений по сравнению с 2003 г. не произошло. По-прежнему наибольший удельный вес в накопленном иностранном капи­тале занимают прочие инвестиции — 54,0 % (на конец 2003 г. —

Таблица 1.Объем и структура иностранных инвестиций в российскую экономику за 1997—2004 гг.

  Всего,

Прямые

Портфельные

Прочие

Годы млн дол.            
    млн % млн % млн %
    дол. к итогу дол. К итогу дол. к итогу
1997 12295 5333 43,38 681 5,54 6281 51,09
1998 11773 3361 28,55 191 1,62 8221 69,83
1999 9560 4260 44,56 31 0,32 5269 55,12
2000 10958 4429 40,4 145 1,3 6384 58,3
2001 14258 3980 27,9 451 3,2 9827 68,9
2002 19780 4002 20,2 472 2,4 15 306 77,4
2003 29699 6781 22,83 401 1,35 22 517 75,81
2004 40509 9420 23,25 333 0,82 30 756 75,92

 

51,7%), которые осуществляются на возвратной основе и фор­мируются за

счет торговых кредитов, кредитов иностранных государств под гарантии Правительства РФ, а также кредитов, полученных от международных финансовых организаций — Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и раз­вития (ЕБРР). Доля прямых инвестиций сократилась до 44,1 % (45,8 % — на конец 2003 г.), а портфельных — до 1,9 % (2,5 %). Совокупный объем инвестиций Всемирного банка в эко­номику России составляет 22,0 млрд дол. Россия пользует­ся кредитами Всемирного банка с 1992 г., портфель действу­ющих займов ВБ составляет 2,8 млрд дол. В настоящее вре­мя Всемирный банк вкладывает свои инвестиции в России в проекты в области ТЭК, сельского хозяйства, защиты ок­ружающей среды, а также кредиты федеральному правитель­ству. Инвестиции ЕБРР в 2004 г. значительно возросли по сравнению с предыдущим годом. Основными направлени­ями деятельности ЕБРР в России являются финансирование совместных предприятий, работа в регионах, поддержка раз­вития малого и среднего бизнеса, развитие инфраструктуры. ЕБРР тесно сотрудничает с Россией, начиная с 1994 г. Об­щая стоимость проектов с его участием — 18 млрд евро, из них 7,1 млрд евро — средства банка.

В отраслевой структуре привлеченных в 2004 г. в россий­скую экономику иностранных инвестиций основная часть по-прежнему приходится на промышленность. Объем ино­странных инвестиций, направленных в промышленность, составил 20,3 млрд дол., где чуть больше половины прихо­дится на обрабатывающие производства (10,2 млрд дол.), а 49,9 % (9,9 млрд дол.) — на отрасли добычи полезных иско­паемых и всего 0,5 % (93 млн дол.) — на производство и рас­пределение электроэнергии, газа и воды. В том числе в об­рабатывающей промышленности почти 50 % приходится на металлургию, 88 % инвестиций в добычу полезных ископа­емых направляется на топливно-энергетический комплекс.

В 2004 г. в экономику России поступили инвестиции из 117 стран мира. Основными странами-инвесторами, осуществляющими значительные инвестиционные вложения, являют­ся Кипр, Нидерланды, Люксембург, Германия, Великобри­тания, США, Франция. Доля данной группы стран в общем объеме накопленных иностранных инвестиций увеличилась по сравнению с 2003 г. до 80,7 % (68,2 % — на конец 2003 г.). В табл. 2 показана структура иностранных инвестиций по основным странам-инвесторам в 2001—2004 гг.

 

 

 Таблица 2. Иностранные инвестиции в экономику России по странам-инвесторам в 2001—2004 гг.

Структура

Годы

Поступило

 

В том числе

 

инвестиций

 

инвестиции

 

 

 

 

 

всего

%

прямые

портфель-

прочие

 

 

 

 

 

ные

 

Всего

2001

14 258

100'

3980

451

9827

 

2002

19 780

100

4002

472

15 306

 

2003

29699

100

6781

401

22 517

 

2004

40 509

100

9420

333

30 756

Кипр

2001

2331

16,3

512

153

1666

 

2002

2327

11,8

571

115

1641

 

2003

4203

14,15

Н.д.

Н.д.

Н.д.

 

2004

5473

13,51

Н.д.

Н.д.

Н.д.

США

2001

1604

11,2

1084

4

516

 

2002

1133

5,7

603

4

526

 

2003

1125

3,8

Н.д.

Н.д.

Н.д.

 

2004

1850

4,57

Н.д.

Нд.

Н.д.

Велико-

2001

1553

10,9

273

92

1188

британия

2002

2271

11,5

371

4

1940

 

2003

4620

15,55

Н.д.

Н.д.

Н.д.

 

2004

6988

17,25

Н.д.

Н.д.

Н.д.

Швейцария

2001

1341

9,4

51

1

1289

 

2002

1349

6,8

67

1

1281

 

2003

1068

3,6

Нд.

Н.д.

Н.д.

 

2004

Н.д.

Н.д.

Н.д.

Н.д.

Н.д.

Нидерланды

2001

1249

8,8

575

4

670

 

2002

1168

5,9

504

0,0

664

 

2003

1743

5,9

Н.д.

Н.д.

Н.д.

 

2004

5107

12,6

Н.д.

Н.д.

Н.д.

Германия

2001

1237

8,7

495

0,2

742

 

2002

4001

20,2

410

1

3590

 

2003

4305

14,5

Н.д.

Н.д.

Н.д.

 

2004

1733

4,28

Н.д.

Н.д.

Н.д.

Франция 2001

1201

8,4

50

0,0

1151

 
  2002

1184

6,0

49

0,0

1135

 
  2003

3712

12,5

Н.д.

Н.д.

Нд.

 
  2004

2332

5,76

Нд.

Н.д.

Н.д.

 
Виргинские 2001

604

4,2

63

71

470

 
о-ва 2002

1307

6,6

137

247

923

 
  2003

1452

4,9

Нд.

Н.д.

Н.д.

 
  2004

805

2,0

Н.д.

Нд.

Нд.

 
Австрия 2001

423

3,0

36

0,3

387

 
  2002

376

1,9

Н.д.

Н.д.

Нд.

 
  2003

394

0,9

Н.д.

Н.д.

Н.д.

 
  2004

811

2,0

Н.д.

Нд.

Нд.

 
Япония 2001

408

2,9

184

0,0

224

 
  2002

441

2,2

260

0,0

181

 
  2003

1005

3,4

Н.д.

Нд.

Нд.

 
  2004

Н.д.

Н.д.

Н.д.

Нд.

Нд.

 
                         

 

В практике стимулирования иностранных инвести­ций промышленно развитых стран преобладают финансовые средства, а для развивающихся государств и стран с пере­ходной экономикой — фискальные и налоговые средства стимулирования; чаще всего используются льготные таможен­ные пошлины на импортируемое производственное оборудо­вание, умень­шение ставок корпоративного налога на прибыль, предостав­ление налоговых каникул.

Развивающиеся страны и страны с переходной экономи­кой при реализации государственной политики стимулиро­вания привлечения иностранных инвестиций исходят из на­логовых стимулов. Цель таких мер состоит в том, что эти стра­ны хотят содействовать экономической реструктуризации, экономическому росту, используя приток внешних ресурсов.

Наиболее часто встречающиеся формы используемых на­логовых льгот:

— налоговые каникулы;

— инвестиционные скидки;

— налоговый кредит;

— ускоренная амортизация;

— инвестиционные субсидии;

— льготы косвенного налогообложения, в частности, сни­женные ставки таможенных пошлин.

Особое место среди средств стимулирования иностранных инвестиций занимают свободные экономические зоны (СЭЗ), ко­торые представляют собой зоны с особым юридическим и эко­номическим статусом, создающим благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций на основе ряда льгот.

В зависимости от вида деятельности различают пять типов зон:

— пределы национальной таможенной территории, в рам­ках которых осуществляются операции по складирова­нию и адаптации товаров к условиям рынков сбыта;

— промышленно-производственные зоны — со специаль­ным таможенным режимом, в которых промышленные компании производят экспортную и импортозамеща­ющую продукцию, используя систему стимулов;

— технико-внедренческие зоны — в которых находят­ся национальные и зарубежные исследовательские, проектные и научно-производственные компании, пользующиеся действующей системой льгот;

— сервисные зоны — территории с льготным режимом для предпринимательской деятельности фирм и институтов, ока­зывающих разные виды финансовых и нефинансовых услуг;

— комплексные зоны — с льготным режимом хозяйствен­ной деятельности на территории одного административ­ного района.

Каждая СЭЗ имеет особые льготы в отношении инфра­структуры, банковских услуг, малого и среднего бизнеса. Но базовые льготы одинаковы для всех видов зон:

— внешнеторговые льготы — беспошлинный ввоз и вывоз товаров на территорию СЭЗ;

— налоговые льготы — налоговые каникулы на срок 5—20 лет, полное или частичное освобождение от налогов реин­вестируемых прибылей на срок до 5 лет, скидки с налога на прибыль. Иностранные инвесторы освобождаются от уплаты налогов на собственность, налога с оборота;

— финансовые льготы — инвестиционные субсидии новым вкладчикам капитала, льготные государственные кредиты и т.д.;

— административные льготы — упрощенный порядок регистрации компаний, упрощенный порядок въез­да—выезда иностранных граждан и т.д.

В целом наличие только одних льгот не является доста­точным стимулом для привлечения капитала в СЭЗ. Необ­ходимы также и иные факторы, составляющие понятие ин­вестиционного климата: политическая и экономическая стабильность, уровень развития инфраструктуры, сто­имость и квалификация рабочей силы и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: