СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ И БАНКОВСКОГО ДЕЛА
Кафедра: «Финансы и кредит»
Контрольная работа
По дисциплине «Инвестиции»
Выполнил: Проверил:
Студент группы к.э.н. проф.
Новосибирск 2007
ВВЕДЕНИЕ
Одна из важнейших проблем реформирования и модернизации российской экономики - привлечение иностранных инвестиций. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые (для России) технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций. Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, принесенных иностранным капиталом.
|
|
Иностранные инвестиции
иностранные инвестиции — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуг и информации.
Отношение к иностранным инвестициям в стране зависит от тех целей, которые она при этом ставит. Например, Правительство России до последнего времени считало, что кредиты МВФ не только служат непосредственному назначению — финансированию бюджетного дефицита, но и укрепляют престиж России как заемщика на мировых финансовых рынках.
В последние годы актуальным стал вопрос привлечения внешнего иностранного капитала в экономику России. Иностранные инвестиции являются одним из важнейших условий стабилизации и роста экономики страны. Это связано в первую очередь с тем, что собственные финансовые ресурсы фирм ограниченны, а в условиях российской действительности покрыть их недостаток путем привлечения дополнительного национального капитала (различных кредитов, займов и т.д.) достаточно сложно по ряду объективных и субъективных причин, таких, как высокая норма прибыли на вкладываемый капитал, высокий уровень налогообложения и т.д.
Значение иностранных инвестиций для российской экономики переоценить сложно. По прогнозам специалистов-аналитиков, в 2004 г. износ, а соответственно и выбытие основных производственных фондов должен составить до 25% (в 2006 г. — до 50% производственных мощностей). Для обеспечения процессов простого воспроизводства основного капитала ежегодный объем инвестиций должен составлять, по разным оценкам, от 100 до 170 млрд дол. Экспорт нефти и газа, а также внутренние источники инвестиций не могут в полном объеме заменить требуемые размеры иностранных инвестиций. Активное же участие России в международном инвестиционном сотрудничестве способствует ускорению темпов структурной перестройки отечественной экономики.
|
|
Прямые инвестиции иностранных фирм рассматриваются не только как дополнительный источник для внутренних капиталовложений, но и как способ получения доступа к новой, более совершенной технологии, к системе сбыта на внешних рынках, к новым источникам финансирования. Иностранные инвестиции могут содействовать ускорению создания новых производств. Вместе с тем здесь имеются и серьезные опасения, что передача иностранным корпорациям контроля за российскими минеральными ресурсами может привести к их оттоку за рубеж по необоснованно низким ценам, негативно скажется на потенциале собственного развития российской экономики. Реальная политика в отношении иностранных инвестиций должна строиться исходя из трезвой оценки полного баланса их плюсов и минусов.
Инвестиции можно разделить на три категории:
-прямые, при которых иностранный инвестор получает контроль над предприятием на территории или активно участвует в управлении им;
-портфельные, при которых иностранный инвестор не участвует активно в управлении предприятием, довольствуясь получением дивидендов (в большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг). К разряду портфельных относятся также вложения зарубежных инвесторов на рынке государственных и муниципальных ценных бумаг.
-к прочим инвестициям относятся вклады в банки, товарные кредиты и т.п. Их исключение из анализа вызвано прежде всего разнородностью группы, а также сложностью получения достоверной статистической информации о многих из них.
Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия - самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке, либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно-космическую промышленность). России необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличению производительной мощи экономики.
Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику должно способствовать решению следующих проблем социально-экономического развития:
— освоение невостребованного научно-технического потенциала России, особенно на конверсионных предприятиях военно-промышленного комплекса;
— продвижение российских товаров и технологий на внешний рынок;
— содействие расширению и диверсификации экспортного потенциала и развитию импортозамещающих производств в отдельных отраслях;
— содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;
|
|
— создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства;
— освоение опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;
— содействие развитию производственной инфраструктуры. Основные формы инвестиций иностранного капитала в отечественную экономику включают:
— инвестиции в форме государственных заимствований РФ, образующих государственный долг РФ;
— инвестиции в форме вклада в акционерный капитал российских предприятий;
— инвестиции в форме вложения в ценные бумаги;
— иностранные кредиты;
— лизинговые кредиты;
— финансовые кредиты российским предприятиям.
В табл. 1 приведены данные по объему и структуре иностранных инвестиций за 1997—2004 гг.
Согласно отчету Федеральной службы государственной статистики «Об иностранных инвестициях в экономику России в 2004 г.» накопленный иностранный капитал в экономике России по состоянию на 2004 г. составил 82 млрд дол., что на 43,8 % больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. В структуре накоплений значительных изменений по сравнению с 2003 г. не произошло. По-прежнему наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале занимают прочие инвестиции — 54,0 % (на конец 2003 г. —
Таблица 1.Объем и структура иностранных инвестиций в российскую экономику за 1997—2004 гг.
Всего, | Прямые | Портфельные | Прочие | ||||
Годы | млн дол. | ||||||
млн | % | млн | % | млн | % | ||
дол. | к итогу | дол. | К итогу | дол. | к итогу | ||
1997 | 12295 | 5333 | 43,38 | 681 | 5,54 | 6281 | 51,09 |
1998 | 11773 | 3361 | 28,55 | 191 | 1,62 | 8221 | 69,83 |
1999 | 9560 | 4260 | 44,56 | 31 | 0,32 | 5269 | 55,12 |
2000 | 10958 | 4429 | 40,4 | 145 | 1,3 | 6384 | 58,3 |
2001 | 14258 | 3980 | 27,9 | 451 | 3,2 | 9827 | 68,9 |
2002 | 19780 | 4002 | 20,2 | 472 | 2,4 | 15 306 | 77,4 |
2003 | 29699 | 6781 | 22,83 | 401 | 1,35 | 22 517 | 75,81 |
2004 | 40509 | 9420 | 23,25 | 333 | 0,82 | 30 756 | 75,92 |
51,7%), которые осуществляются на возвратной основе и формируются за
счет торговых кредитов, кредитов иностранных государств под гарантии Правительства РФ, а также кредитов, полученных от международных финансовых организаций — Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Доля прямых инвестиций сократилась до 44,1 % (45,8 % — на конец 2003 г.), а портфельных — до 1,9 % (2,5 %). Совокупный объем инвестиций Всемирного банка в экономику России составляет 22,0 млрд дол. Россия пользуется кредитами Всемирного банка с 1992 г., портфель действующих займов ВБ составляет 2,8 млрд дол. В настоящее время Всемирный банк вкладывает свои инвестиции в России в проекты в области ТЭК, сельского хозяйства, защиты окружающей среды, а также кредиты федеральному правительству. Инвестиции ЕБРР в 2004 г. значительно возросли по сравнению с предыдущим годом. Основными направлениями деятельности ЕБРР в России являются финансирование совместных предприятий, работа в регионах, поддержка развития малого и среднего бизнеса, развитие инфраструктуры. ЕБРР тесно сотрудничает с Россией, начиная с 1994 г. Общая стоимость проектов с его участием — 18 млрд евро, из них 7,1 млрд евро — средства банка.
|
|
В отраслевой структуре привлеченных в 2004 г. в российскую экономику иностранных инвестиций основная часть по-прежнему приходится на промышленность. Объем иностранных инвестиций, направленных в промышленность, составил 20,3 млрд дол., где чуть больше половины приходится на обрабатывающие производства (10,2 млрд дол.), а 49,9 % (9,9 млрд дол.) — на отрасли добычи полезных ископаемых и всего 0,5 % (93 млн дол.) — на производство и распределение электроэнергии, газа и воды. В том числе в обрабатывающей промышленности почти 50 % приходится на металлургию, 88 % инвестиций в добычу полезных ископаемых направляется на топливно-энергетический комплекс.
В 2004 г. в экономику России поступили инвестиции из 117 стран мира. Основными странами-инвесторами, осуществляющими значительные инвестиционные вложения, являются Кипр, Нидерланды, Люксембург, Германия, Великобритания, США, Франция. Доля данной группы стран в общем объеме накопленных иностранных инвестиций увеличилась по сравнению с 2003 г. до 80,7 % (68,2 % — на конец 2003 г.). В табл. 2 показана структура иностранных инвестиций по основным странам-инвесторам в 2001—2004 гг.
Таблица 2. Иностранные инвестиции в экономику России по странам-инвесторам в 2001—2004 гг.
Структура | Годы | Поступило |
| В том числе |
| |||||||
инвестиций |
| инвестиции |
|
|
| |||||||
| всего | % | прямые | портфель- | прочие | |||||||
|
|
|
| ные |
| |||||||
Всего | 2001 | 14 258 | 100' | 3980 | 451 | 9827 | ||||||
2002 | 19 780 | 100 | 4002 | 472 | 15 306 | |||||||
2003 | 29699 | 100 | 6781 | 401 | 22 517 | |||||||
2004 | 40 509 | 100 | 9420 | 333 | 30 756 | |||||||
Кипр | 2001 | 2331 | 16,3 | 512 | 153 | 1666 | ||||||
2002 | 2327 | 11,8 | 571 | 115 | 1641 | |||||||
2003 | 4203 | 14,15 | Н.д. | Н.д. | Н.д. | |||||||
2004 | 5473 | 13,51 | Н.д. | Н.д. | Н.д. | |||||||
США | 2001 | 1604 | 11,2 | 1084 | 4 | 516 | ||||||
2002 | 1133 | 5,7 | 603 | 4 | 526 | |||||||
2003 | 1125 | 3,8 | Н.д. | Н.д. | Н.д. | |||||||
2004 | 1850 | 4,57 | Н.д. | Нд. | Н.д. | |||||||
Велико- | 2001 | 1553 | 10,9 | 273 | 92 | 1188 | ||||||
британия | 2002 | 2271 | 11,5 | 371 | 4 | 1940 | ||||||
2003 | 4620 | 15,55 | Н.д. | Н.д. | Н.д. | |||||||
2004 | 6988 | 17,25 | Н.д. | Н.д. | Н.д. | |||||||
Швейцария | 2001 | 1341 | 9,4 | 51 | 1 | 1289 | ||||||
2002 | 1349 | 6,8 | 67 | 1 | 1281 | |||||||
2003 | 1068 | 3,6 | Нд. | Н.д. | Н.д. | |||||||
2004 | Н.д. | Н.д. | Н.д. | Н.д. | Н.д. | |||||||
Нидерланды | 2001 | 1249 | 8,8 | 575 | 4 | 670 | ||||||
2002 | 1168 | 5,9 | 504 | 0,0 | 664 | |||||||
2003 | 1743 | 5,9 | Н.д. | Н.д. | Н.д. | |||||||
2004 | 5107 | 12,6 | Н.д. | Н.д. | Н.д. | |||||||
Германия | 2001 | 1237 | 8,7 | 495 | 0,2 | 742 | ||||||
2002 | 4001 | 20,2 | 410 | 1 | 3590 | |||||||
2003 | 4305 | 14,5 | Н.д. | Н.д. | Н.д. | |||||||
2004 | 1733 | 4,28 | Н.д. | Н.д. | Н.д. | |||||||
Франция | 2001 | 1201 | 8,4 | 50 | 0,0 | 1151 | ||||||
2002 | 1184 | 6,0 | 49 | 0,0 | 1135 | |||||||
2003 | 3712 | 12,5 | Н.д. | Н.д. | Нд. | |||||||
2004 | 2332 | 5,76 | Нд. | Н.д. | Н.д. | |||||||
Виргинские | 2001 | 604 | 4,2 | 63 | 71 | 470 | ||||||
о-ва | 2002 | 1307 | 6,6 | 137 | 247 | 923 | ||||||
2003 | 1452 | 4,9 | Нд. | Н.д. | Н.д. | |||||||
2004 | 805 | 2,0 | Н.д. | Нд. | Нд. | |||||||
Австрия | 2001 | 423 | 3,0 | 36 | 0,3 | 387 | ||||||
2002 | 376 | 1,9 | Н.д. | Н.д. | Нд. | |||||||
2003 | 394 | 0,9 | Н.д. | Н.д. | Н.д. | |||||||
2004 | 811 | 2,0 | Н.д. | Нд. | Нд. | |||||||
Япония | 2001 | 408 | 2,9 | 184 | 0,0 | 224 | ||||||
2002 | 441 | 2,2 | 260 | 0,0 | 181 | |||||||
2003 | 1005 | 3,4 | Н.д. | Нд. | Нд. | |||||||
2004 | Н.д. | Н.д. | Н.д. | Нд. | Нд. | |||||||
В практике стимулирования иностранных инвестиций промышленно развитых стран преобладают финансовые средства, а для развивающихся государств и стран с переходной экономикой — фискальные и налоговые средства стимулирования; чаще всего используются льготные таможенные пошлины на импортируемое производственное оборудование, уменьшение ставок корпоративного налога на прибыль, предоставление налоговых каникул.
Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой при реализации государственной политики стимулирования привлечения иностранных инвестиций исходят из налоговых стимулов. Цель таких мер состоит в том, что эти страны хотят содействовать экономической реструктуризации, экономическому росту, используя приток внешних ресурсов.
Наиболее часто встречающиеся формы используемых налоговых льгот:
— налоговые каникулы;
— инвестиционные скидки;
— налоговый кредит;
— ускоренная амортизация;
— инвестиционные субсидии;
— льготы косвенного налогообложения, в частности, сниженные ставки таможенных пошлин.
Особое место среди средств стимулирования иностранных инвестиций занимают свободные экономические зоны (СЭЗ), которые представляют собой зоны с особым юридическим и экономическим статусом, создающим благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций на основе ряда льгот.
В зависимости от вида деятельности различают пять типов зон:
— пределы национальной таможенной территории, в рамках которых осуществляются операции по складированию и адаптации товаров к условиям рынков сбыта;
— промышленно-производственные зоны — со специальным таможенным режимом, в которых промышленные компании производят экспортную и импортозамещающую продукцию, используя систему стимулов;
— технико-внедренческие зоны — в которых находятся национальные и зарубежные исследовательские, проектные и научно-производственные компании, пользующиеся действующей системой льгот;
— сервисные зоны — территории с льготным режимом для предпринимательской деятельности фирм и институтов, оказывающих разные виды финансовых и нефинансовых услуг;
— комплексные зоны — с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории одного административного района.
Каждая СЭЗ имеет особые льготы в отношении инфраструктуры, банковских услуг, малого и среднего бизнеса. Но базовые льготы одинаковы для всех видов зон:
— внешнеторговые льготы — беспошлинный ввоз и вывоз товаров на территорию СЭЗ;
— налоговые льготы — налоговые каникулы на срок 5—20 лет, полное или частичное освобождение от налогов реинвестируемых прибылей на срок до 5 лет, скидки с налога на прибыль. Иностранные инвесторы освобождаются от уплаты налогов на собственность, налога с оборота;
— финансовые льготы — инвестиционные субсидии новым вкладчикам капитала, льготные государственные кредиты и т.д.;
— административные льготы — упрощенный порядок регистрации компаний, упрощенный порядок въезда—выезда иностранных граждан и т.д.
В целом наличие только одних льгот не является достаточным стимулом для привлечения капитала в СЭЗ. Необходимы также и иные факторы, составляющие понятие инвестиционного климата: политическая и экономическая стабильность, уровень развития инфраструктуры, стоимость и квалификация рабочей силы и т.д.