Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» статья Матяшовой Елены Викторовны, учитель музыки
В ряду проблем современной школьной «музыкальной педагогики» проблема формирования и развития интереса в музыкальном воспитании, развитии и обучении учащихся становится одной из наиболее важных и сложных, ибо если у учащихся нет интереса к тому, что происходит на уроке музыки, если урок проводится без эмоциональной приподнятости, сильных эмоциональных впечатлений и переживаний, если оживление наступает лишь со звонком с урока, ни о каком полноценном музыкальном развитии говорить не приходится.
Дети с выраженными интеллектуальными нарушениями испытывают затруднения в осуществлении контроля за своими эмоциональными проявлениями, их реакции отличаются несдержанностью, непосредственностью. Эта особенность благоприятствует отражению отрицательных эмоций и снижает возможность невротизации личности, с одной стороны, а с другой – подобное неумение контролировать свои эмоциональные проявления затрудняет адаптацию ребенка в социуме. Помимо особенностей аффективно-эмоционального и волевого компонентов, в структуре личности умственно отсталого ребенка отмечается недоразвитие потребностно-мотивационной сферы. Для умственно отсталого ребенка на первый план выступают его личные потребности, причем он не оценивает их социальную значимость. Таким образом, мотивация деятельности носит эгоцентрический, а не общественно значимый характер.
|
|
Музыкальное воспитание – это специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии музыкальной культурой, развитие их музыкальных способностей и формирование творческих качеств с целью преодоления негативных последствий основного дефекта, подготовка к самостоятельной жизни.
Задачи музыкального воспитания:
· формировать знания о музыке;
· корригировать отклонения интеллектуального развития;
· совершенствовать певческие навыки;
· развивать речевую активность;
· развивать эмоциональную отзывчивость и реагирование на музыку;
· развивать музыкально-исполнительские навыки, активизировать творческие способности.
В основе музыкального воспитания в качестве исходных положений заложены принципы, определяющие его содержание, методы, формы организации. Выбор принципов связан со спецификой музыки и психическими особенностями учащихся.
Принцип индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания состоит в гибком использовании педагогом различных форм и методов педагогического воздействия с целью достижения оптимальных результатов в учебно-воспитательном процессе каждым ребенком. В работе должны учитываться интересы, способности, возможности детей для занятий музыкальной деятельностью. Индивидуальный подход имеет большое значение при оценке успеваемости, так как в силу неоднородности дефекта дети имеют разные учебные возможности. Он также применяется для поощрения или подавления тех или иных особенностей поведения и свойств личности каждого воспитанника.
|
|
Принцип коррекционной направленности – исправление недостатков психофизического развития умственно отсталых детей путем использования специальных методических приемов. В результате одни недостатки преодолеваются, другие ослабевают. Различные виды коррекции могут проводиться одновременно и на едином материале.
Принцип воспитывающей направленности – осуществляется путем воздействия на сознание, чувства, поведение учащихся средствами музыкального воспитания; с помощью методов обучения; личного примера педагога; различных видов музыкальной деятельности; общения и отношений, которые складываются в ходе музыкальных занятий. Развитие учащихся происходит под влиянием внешних воздействий, из которых ведущим является воспитание с применением коррекционных средств.
Принцип оптимистической перспективы – использование положительного эмоционального настроя, стимулирующего музыкально-образовательную деятельность. Условиями его эффективности являются:
раскрытие индивидуальных потенциальных возможностей учащихся;
постоянное фиксирование внимания воспитанников на их реальных успехах, достижениях;
использование доступных ребятам видов музыкальной деятельности.
Принцип художественности: в музыкальном обучении используются следующие виды наглядности – звуковая, зрительная, комбинированная.