Объективные и субъективные причины отчуждения женщин от политики

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                     3

Объективные и субъективные причины отчуждения женщин от политики                                                                                                     5

Роль женщины в политической деятельности                              8

Заключение                                                                                               13

Литература                                                                                               14                                                                                                                 



Введение

Политика (от греч. politika — государственные или об­щественные дела) — сфера деятельности, связанная с отно­шениями между социальными группами. Сутью ее является определение форм, задач, содержания деятельности государ­ства. Политика затрагивает интересы всей страны.

Политическая деятельность женщин — это особая сфе­ра, до сих пор не получившая научного обоснования, которое необходимо, потому что чисто мужская политика в демокра­тическом обществе немыслима, обречена на провал. Этому достаточно примеров: бесконечные войны, рэкет, расхожде­ние слова и дела и многое другое.

В современных условиях приходится отмечать, что до­минирующей мужской российской элите не удается поддер­живать в стране здоровое демократическое общество, устой­чивую и сбалансированную политическую систему, а также сильную государственную власть. Отчуждение женщин от власти, а также от собственности оборачивается серьезным просчетом мужской части элиты.

В гендерологии проблема политической деятельности означает поиск, теоретическое осмысление и практическое решение политических проблем.

При этом исследуются:

— распределение властных функций между полами;

— особенности электорального поведения женщин;

— продолжение, конкретизация и развитие общегуман­ной идеи человечества о социальном равенстве;

— признание равных возможностей и значимости обоих полов в развитии цивилизации;

— выражение социального протеста по поводу суще­ствующей дискриминации;

— борьба за расширение политических прав женщин;

— анализ деятельности политических институтов, партий общественного мнения в свете взаимоотношения полов;

— научное обобщение опыта политической деятельнос­ти женщин, основанной на гуманизме и демократии.



Объективные и субъективные причины отчуждения женщин от политики

Участие женщин в принятии политических решений, подтвержденное в ст. 32 Конституции РФ, где речь идет о рав­ных правах граждан в управлении государством, является проявлением их самостоятельности.

В настоящее время асимметричность тендерной системы в России возрастает в связи с тем, что приобщение женщин к политике сопряжено с большими социальными из­держками: неравные стартовые возможности, отсутствие концепции, доказывающей, что большая часть населения должна участвовать в государственных делах. Несмотря на принимаемые решения на уровне государственной власти, до сих пор нет четко отработанного национального механизма, обеспечивающего равенство прав и свобод представителей обоего пола. Структура власти должна быть сбалансированной: женщины не только могут, но и должны оказы­вать влияние на решение социальных, экономических и по­литических вопросов.

Значительное влияние на отчуждение женщин от поли­тики оказывает патриархатная идеология, ставящая женщи­ну в зависимое от мужчины положение во всех сферах жизне­деятельности общества. Существующая нестабильность в эко­номике, политике, неуверенность в завтрашнем дне — все это укрепляет негативный взгляд на женщину, хотя известно, что в тяжелые периоды жизни страны женщины наравне с муж­чинами участвовали в решении самых сложных проблем. Пат­риархатная идеология приходит в противоречие с основными принципами демократии, где на первом месте стоят свобода, самореализация личности.

Субъективными причинами отчуждения женщин от по­литики является низкая активность самих женщин в силу консервативности существующих взглядов, весьма активно поддерживаемых СМИ. Следует отметить и низкую конку­рентоспособность женщин в политической сфере, особенно в период избирательных кампаний. Мужчины, находящиеся у власти, не содействуют продвижению женщин к власти.

Тяжелое положение в сфере экономики тяжким бреме­нем ложится на плечи женщин, естественно, сокращая ее воз­можности участия в общественно политической жизни об­щества.

Как показывает мировой опыт, интеграция женщин в по­литику возможна за счет формирования эгалитарной идеоло­гии, повышения роли государства, ведущих партий и широ­кой общественности в обеспечении реального равноправия женщин.

По опыту мировой практики на увеличение женского представительства в высших законодательных органах по­ложительно влияют следующие факторы:

1) партийная квота или наличие политической цели уве­личения числа женщин-кандидатов в парламентах, избира­емых по пропорциональной избирательной системе;

2) законы, согласно которым соотношение представите­лей полов в списках кандидатов от партий соответствовало бы демографическому показателю в стране (женщин — 53%, мужчин — 47%).

Необходимо внести коррективы не только в существую­щую идеологию государства, но и в действующее законода­тельство в отношении женщин. Речь идет о том, чтобы устра­нить неравенство, которое объективно снижает конкурентоспособность женщин во всех сферах.

Необходимо разработать систему квот для женщин по западному образцу. Например, в скандинавских странах доля женщин в политической жизни и управлении значительно выше, чем у нас. В Финляндии Президентом Республики в 2000 г. стала Тарья Холонен, в Германии в 2005 г. канцлером избрана Ангела Меркель, президент Чили — Микеле Бачелет, Филип­пин — Глория Арройо, Либерии — Элпен Джонсон-Серлиф, премьер-министр Новой Зеландии — Элен Кларк.

В Дании, Нидерландах, Норвегии и др. 1/3 министров составляют женщины, в Швеции — 52%. И эти страны отли­чаются своим стабильным социальным, экономическим и по­литическим благополучием.

Система квот должна сопровождаться корректировкой избирательной системы, предусматривать увеличение или включение женщин в партийные списки.

В стране должны быть выработана гендерная система экспертизы принимаемых решений, а также обеспечено осуществление систематического контроля за соблюдением прав женщин  и изменена кадровая политика в отношении них.

Государство и общественные организации должны способствовать созданию школ политического лидерства для подготовки женщин к политической деятельности.

Обществу следует использовать в полной мере интеллектуальный потенциал женщин.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: