СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Объективные и субъективные причины отчуждения женщин от политики 5
Роль женщины в политической деятельности 8
Заключение 13
Литература 14
Введение
Политика (от греч. politika — государственные или общественные дела) — сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами. Сутью ее является определение форм, задач, содержания деятельности государства. Политика затрагивает интересы всей страны.
|
|
Политическая деятельность женщин — это особая сфера, до сих пор не получившая научного обоснования, которое необходимо, потому что чисто мужская политика в демократическом обществе немыслима, обречена на провал. Этому достаточно примеров: бесконечные войны, рэкет, расхождение слова и дела и многое другое.
В современных условиях приходится отмечать, что доминирующей мужской российской элите не удается поддерживать в стране здоровое демократическое общество, устойчивую и сбалансированную политическую систему, а также сильную государственную власть. Отчуждение женщин от власти, а также от собственности оборачивается серьезным просчетом мужской части элиты.
В гендерологии проблема политической деятельности означает поиск, теоретическое осмысление и практическое решение политических проблем.
При этом исследуются:
— распределение властных функций между полами;
— особенности электорального поведения женщин;
— продолжение, конкретизация и развитие общегуманной идеи человечества о социальном равенстве;
— признание равных возможностей и значимости обоих полов в развитии цивилизации;
— выражение социального протеста по поводу существующей дискриминации;
— борьба за расширение политических прав женщин;
— анализ деятельности политических институтов, партий общественного мнения в свете взаимоотношения полов;
— научное обобщение опыта политической деятельности женщин, основанной на гуманизме и демократии.
Объективные и субъективные причины отчуждения женщин от политики
|
|
Участие женщин в принятии политических решений, подтвержденное в ст. 32 Конституции РФ, где речь идет о равных правах граждан в управлении государством, является проявлением их самостоятельности.
В настоящее время асимметричность тендерной системы в России возрастает в связи с тем, что приобщение женщин к политике сопряжено с большими социальными издержками: неравные стартовые возможности, отсутствие концепции, доказывающей, что большая часть населения должна участвовать в государственных делах. Несмотря на принимаемые решения на уровне государственной власти, до сих пор нет четко отработанного национального механизма, обеспечивающего равенство прав и свобод представителей обоего пола. Структура власти должна быть сбалансированной: женщины не только могут, но и должны оказывать влияние на решение социальных, экономических и политических вопросов.
Значительное влияние на отчуждение женщин от политики оказывает патриархатная идеология, ставящая женщину в зависимое от мужчины положение во всех сферах жизнедеятельности общества. Существующая нестабильность в экономике, политике, неуверенность в завтрашнем дне — все это укрепляет негативный взгляд на женщину, хотя известно, что в тяжелые периоды жизни страны женщины наравне с мужчинами участвовали в решении самых сложных проблем. Патриархатная идеология приходит в противоречие с основными принципами демократии, где на первом месте стоят свобода, самореализация личности.
Субъективными причинами отчуждения женщин от политики является низкая активность самих женщин в силу консервативности существующих взглядов, весьма активно поддерживаемых СМИ. Следует отметить и низкую конкурентоспособность женщин в политической сфере, особенно в период избирательных кампаний. Мужчины, находящиеся у власти, не содействуют продвижению женщин к власти.
Тяжелое положение в сфере экономики тяжким бременем ложится на плечи женщин, естественно, сокращая ее возможности участия в общественно политической жизни общества.
Как показывает мировой опыт, интеграция женщин в политику возможна за счет формирования эгалитарной идеологии, повышения роли государства, ведущих партий и широкой общественности в обеспечении реального равноправия женщин.
По опыту мировой практики на увеличение женского представительства в высших законодательных органах положительно влияют следующие факторы:
1) партийная квота или наличие политической цели увеличения числа женщин-кандидатов в парламентах, избираемых по пропорциональной избирательной системе;
2) законы, согласно которым соотношение представителей полов в списках кандидатов от партий соответствовало бы демографическому показателю в стране (женщин — 53%, мужчин — 47%).
Необходимо внести коррективы не только в существующую идеологию государства, но и в действующее законодательство в отношении женщин. Речь идет о том, чтобы устранить неравенство, которое объективно снижает конкурентоспособность женщин во всех сферах.
Необходимо разработать систему квот для женщин по западному образцу. Например, в скандинавских странах доля женщин в политической жизни и управлении значительно выше, чем у нас. В Финляндии Президентом Республики в 2000 г. стала Тарья Холонен, в Германии в 2005 г. канцлером избрана Ангела Меркель, президент Чили — Микеле Бачелет, Филиппин — Глория Арройо, Либерии — Элпен Джонсон-Серлиф, премьер-министр Новой Зеландии — Элен Кларк.
В Дании, Нидерландах, Норвегии и др. 1/3 министров составляют женщины, в Швеции — 52%. И эти страны отличаются своим стабильным социальным, экономическим и политическим благополучием.
|
|
Система квот должна сопровождаться корректировкой избирательной системы, предусматривать увеличение или включение женщин в партийные списки.
В стране должны быть выработана гендерная система экспертизы принимаемых решений, а также обеспечено осуществление систематического контроля за соблюдением прав женщин и изменена кадровая политика в отношении них.
Государство и общественные организации должны способствовать созданию школ политического лидерства для подготовки женщин к политической деятельности.
Обществу следует использовать в полной мере интеллектуальный потенциал женщин.