Прокурорский надзор за соблюдением конституционных прав и законных интересов граждан

 

Значение точного и неукоснительного соблюдения процессуальных норм при расследовании преступлений столь велико, что один из принципов получения доказательств зафиксирован в Основном законе государства. Согласно ст.27 Конституции доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.

В соответствии с приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 25 ноября 2002 г. № 33 "О мерах по совершенствованию организации надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания"[7] надзор за соблюдением законности в досудебной стадии уголовного процесса является исключительно важным направлением деятельности органов прокуратуры и заключается в следующем:

1. Надзор за соблюдением органом, ведущим расследование, следующих положений Конституции:

обеспечение прав, свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (ч.1 ст.21 Конституции);

государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (ч.3 ст.21);

все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст.22);

ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, зашиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (ч.1 ст.23);

никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону (ч.2 ст.23);

государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом (ч.1 ст.25);

лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста (ч.3 ст.25);

никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам (ч.3 ст.25);

никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ст.26);

никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы (ст.27);

каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство (ст.28);

неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан гарантируется. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли;

государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (ч.2 ст.59);

прокурорский надзор беларусь законодательство

каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов (ст.62);

осуществление предусмотренных Конституцией прав и свобод личности может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определенных Конституцией и законами (ст.63).

Своевременное выявление и предупреждение нарушений законности, прав граждан на протяжении всего периода расследования путем:

проверки обоснованности применения мер процессуального принуждения, обысков;

реального обеспечения права на защиту, на неприкосновенность жилища;

пресечения применения незаконных методов ведения следствия и дознания, обвинительного уклона при сборе доказательств.

Обеспечение квалифицированного расследования и раскрытия преступлений путем:

создания следственно-оперативных групп, должного взаимодействия следователей и органов дознания;

обсуждения на оперативных совещаниях особо сложных уголовных дел, по которым преступники не установлены;

исключения формального подхода при решении вопроса об освобождении лиц, совершивших преступления, от уголовной ответственности;

повышения ответственности руководителей следственных подразделений органов внутренних дел за надлежащую реализацию своих полномочий по осуществлению контроля за своевременностью действий следователей по раскрытию и надлежащему расследованию преступлений, выполнения указаний прокуроров по конкретным делам;

исключения фактов приостановления и прекращения дел, пока не исчерпаны все возможности для сбора доказательств и изобличения преступников;

повышения роли структурных подразделений республиканской прокуратуры, областей по надзору за расследованием преступлений, предупреждения и пресечения нарушений законности при производстве следствия и дознания;

принятия своевременных мер по защите процессуальной самостоятельности следователей и пресечения незаконного воздействия на них с целью повлиять на ход расследования и принимаемых по делу решений;

систематического обобщения и распространения положительного опыта прокурорского надзора за расследованием преступлений.



Задача

 

Витебским областным судом Иванов осужден по ч.2 ст.139 УК к 20 годам лишения свободы с конфискацией имущества.

Кто, в какую инстанцию и в каком порядке вправе опротестовывать и обжаловать этот приговор: а) вступивший в законную силу, б) не вступивший в законную силу? Составьте соответствующие документы со стороны прокурора.

Обвиняемый, его защитник и законный представитель, а также потерпевший или его представитель вправе обжаловать в кассационном порядке приговор суда.

Прокурор обязан опротестовать в кассационном порядке каждый приговор, постановленный с нарушениями уголовного или уголовно-процессуального закона.

Право принесения протеста принадлежит прокурору, участвовавшему в рассмотрении дела в качестве государственного обвинителя. Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры областей, городов, районов, приравненные к ним прокуроры и их заместители в пределах своей компетенции вправе опротестовать приговор независимо от участия в судебном разбирательстве уголовного дела.

Гражданский истец, гражданский ответчик или их представители вправе обжаловать в кассационном порядке приговор в части, относящейся к гражданскому иску.

Оправданное судом лицо вправе обжаловать в кассационном порядке оправдательный приговор в части мотивов и оснований оправдания.

Приговоры Верховного Суда Республики Беларусь обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежат.

Не вступившие в законную силу приговоры могут быть обжалованы и опротестованы в кассационном порядке лицами, указанными в статье 370 УПК Республики Беларусь:

1) приговоры районных (городских) судов - в областной, Минский городской суды;

2) приговоры областных, Минского городского судов - в Верховный Суд Республики Беларусь;

3) приговоры межгарнизонных военных судов - в Белорусский военный суд;

4) приговоры Белорусского военного суда - в военную коллегию Верховного Суда Республики Беларусь.

Кассационные жалобы подаются, а кассационные протесты приносятся через суд, постановивший приговор. Подача жалобы или принесение протеста непосредственно в кассационную инстанцию не являются препятствием для рассмотрения жалобы или протеста. В этом случае жалобы и протесты направляются в суд первой инстанции для приобщения к уголовному делу.

Приговор, постановленный при повторном рассмотрении уголовного дела, может быть обжалован или опротестован в общем порядке.

В Верховный суд

Республики Беларусь

КАССАЦИОННЫЙ ПРОТЕСТ

Приговором Витебского областного суда от 17.09.2008 года

Иванов Андрей Александрович, 30.10.1966 года рождения, уроженец г. Раздан Армянской ССР, гражданин Республики Беларусь, ранее не судимый;

осужден по ч.2 ст.139 УК Республики Беларусь к лишению свободы сроком на 20 лет.

По приговору суда Иванов А.А. признан виновным в том, что он, 10.02.2005 года из хулиганских побуждений убил Рыжова С. А.

Приговор суда Витебского района от 21.02.2005 года в отношении Иванова А.А. подлежит изменению в связи полным раскаянием осужденного. Также необходимо снизить Иванову А.А. назначенную ему меру наказания.

Соглашаясь с доказанностью вины обвиняемого в инкриминируемом ему деянии и квалификацией его действий, полагаю, что приговор суда является незаконным и подлежит отмене, в связи с несоответствием назначенного судом наказания тяжести преступления и личности обвиняемого.

Так, при определении меры наказания судом не учтено, что фактически Иванов А.А. виновным в совершении преступления себя признал полность. Обвиняемый Иванов раскаялся в содеянном преступлении, а пытался приуменьшить свою вину в совершенном преступлении.

Вышеизложенные обстоятельства указывают на то, что назначенное судом наказание в виде лишения свободы сроком на 20 лет явно не соответствует тяжести совершенного преступления и личности обвиняемого.

При таких обстоятельствах, приговор суда от 21.02.2005 года в отношении Иванова А.А. признать законным нельзя, и он подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.370, 371, 388, 393 УПК Республики Беларусь, -

ПРОШУ:

Приговор суда Витебского района от 21.02.2005 года в отношении Иванова Андрея Александровича в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.139 УК Республики Беларусь, отменить, в связи с несоответствием назначенного судом наказания тяжести преступления и личности обвиняемого, и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд в другом составе.

Государственный обвинитель подпись

Председателю Витебского областного суда

ПРОТЕСТ

на постановление

суда Витебского района

от 17.09.2008 года

Приговором Витебского областного суда от 17.09.2008 года Иванов Андрей Александрович, 30.10.1966 года рождения, уроженец г. Раздан Армянской ССР, гражданин Республики Беларусь, ранее не судимый; осужден по ч.2 ст.139 УК Республики Беларусь к лишению свободы сроком на 20 лет.

Соглашаясь с доказанностью вины обвиняемого в инкриминируемом ему деянии и квалификацией его действий, полагаю, что приговор суда является незаконным и подлежит отмене, в связи с несоответствием назначенного судом наказания тяжести преступления и личности обвиняемого.

Так, при определении меры наказания судом не учтено, что фактически Иванов А.А. виновным в совершении преступления себя признал полность. Обвиняемый Иванов раскаялся в содеянном преступлении, а пытался приуменьшить свою вину в совершенном преступлении. Вышеизложенные обстоятельства указывают на то, что назначенное судом наказание в виде лишения свободы сроком на 20 лет явно не соответствует тяжести совершенного преступления и личности обвиняемого. При таких обстоятельствах, приговор суда от 21.02.2005 года в отношении Иванова А.А. признать законным нельзя, и он подлежит отмене. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.370, 371, 388, 393 УПК Республики Беларусь.

ПРОШУ:

Приговор суда Витебского района от 21.02.2005 года в отношении Иванова Андрея Александровича в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.139 УК Республики Беларусь, отменить, в связи с несоответствием назначенного судом наказания тяжести преступления и личности обвиняемого, и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд в другом составе.

Прокурор Витебского района

советник юстиции _________



Заключение

 

В Конституции Республики Беларусь и Законе о прокуратуре провозглашено, что прокуратура Республики Беларусь представляет собой единую и централизованную систему органов прокуратуры, возглавляемую Генеральным прокурором, и осуществляет свои полномочия независимо от каких бы то ни было государственных органов власти и управления, общественных формирований и должностных лиц, подчиняясь только Генеральному прокурору Республики Беларусь.

Если кратко охарактеризовать направления прокурорской деятельности, то это будут:

1) надзор за исполнением законов в сфере государственного управления, экономики, охраны прав и свобод граждан, т.е. отрасль, которую на профессиональном языке мы привыкли называть общим универсальным надзором;

2) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

3) надзор за исполнением законов администрацией пенитенциарных учреждений;

4) уголовное преследование, а также координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

5) участие в рассмотрении дел судами, опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судебных органов.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: