Основные направления в деятельности социального педагога по оказанию помощи в профессиональном самоопределении молодёжи

В настоящее время профессиональная ориентация возведена в ранг важных государственных мероприятий. Важнейшими направлениями профессиональной ориентации являются:

· Профессиональная информация – ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалифицированного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;

· Профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения в выборе профессионального пути с учётом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;

· Профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;

· Профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями.

· Профессиональная, производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма [6].

I. Организация профессионального информирования.

Профессиональная информацияусловно подразделяется на две формы: профессиональную информацию и профессиональную пропаганду.

Профессиональная информация призвана ознакомить молодёжь с основными профессиями и их специальностями. Школьнику предлагают сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, оплате, режиме труда и отдыха, перспективах развития данной профессии, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалифицированного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований, которые предъявляет данная профессия к состоянию здоровья человека, уровню развития его психологических и психофизиологических характеристик, личностным качествам, уровню общеобразовательной и специальной подготовки.

Профессиональная пропаганда имеет дело, прежде всего, с теми профессиями, по которым ощущается дефицит рабочих кадров либо ожидается расширение приёма на них. Профессиональная пропаганда при правильной её постановке должна способствовать формированию положительного отношения к проблемам выбора профессии, к активации у учащихся стремления к освоению профессий современного производства [5].

Большая роль в профпросвещении принадлежит внеклассной работе: школьным кружкам, экскурсиям на предприятия.

II. Организация профессионального консультирования.

Профессиональная консультация направлена на оказание психологической помощи людям в профессиональном самоопределении, планировании профессиональной карьеры, а также преодолении трудностей профессиональной жизни. Профессиональная консультация проводится с учётом физических и психологических индивидуальных особенностей клиента, его общих и профессиональных интересов, склонностей и способностей, общего и специального образования и подготовки. При проведении консультации учитывают также потребности рынка труда, возможности трудоустройства, профессионального роста, условия труда и т.п. Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решать возникшие проблемы.[6].

III. Профессиональная адаптация и профессиональное воспитание как формы профориентационной работы.

     Профессиональная адаптация – важнейший этап процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профориентации и профподготовки, формируются новые установки, потребности, интересы, и выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными [6].

В профадаптации можно выделить две взаимосвязанные стороны: профессиональная и социально-психологическая.

Профадаптация включает овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, умением быстро ориентироваться в различных производственных ситуациях, контролировать и планировать свои действия.

Социально-психологическая адаптация заключается в приспособлении молодого работника к правилам поведения, действующим в конкретной социально - профессиональной группе.

Как правило, человек быстрее осваивается с работой и входит в жизнь коллектива, если чувствует доброжелательное и внимательное отношение к себе, если общественная жизнь коллектива полнокровна и насыщена интересными делами. В коллективе с высоким уровнем социальных отношений вообще степень удовлетворённости работой и избранной специальностью выше.

Немаловажную роль в профориентационной работе играет профессиональное воспитание. Под профессиональным воспитанием понимают процесс формирования у школьников потребности в труде и профессиональной деятельности.

Цель профессионального воспитания – формирование личности работника, отвечающего требованиям современного производства и социального прогресса, обладающего высоким идейно-нравственными и профессиональными качествами [1].

IV. Организация профессионального отбора и подбора.

Профессиональный подбор и отбор – две формы профориентации, сущность которых заключается в рекомендации человеку конкретной профессии в соответствии с его возможностями и интересами, с одной стороны, и требованиями деятельности – с другой стороны.

Под профотбором понимается первоначальное освидетельствование субъекта с целью определения его способностей к овладению какой-либо профессией. В этом случае диагностируются способности, необходимые для успешного обучения, и прогнозируются те свойства личности, которые требуются для успешного овладения профессиональной деятельностью.[3].

Итак, профотбор и профподбор можно рассматривать как две самостоятельные параллельные формы профориентации. [9].

Таким образом, компоненты профориентации взаимосвязаны, соподчинены. Проведение профориентации в школе во многом зависит от возрастных особенностей школьников. На ступени начальной школы формируется положительное отношение к труду, раскрываются важность и необходимость труда для общества, сила и красота труда, формируется потребность быть полезным людям. На ступени неполной средней школы раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, учащиеся знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности, расширяется круг представлений о труде взрослых. На ступени полной средней школы профессиональные интересы школьников более дифференцированы, осознанны. Учащиеся в процессе профориентации получают более полные сведения об экономике производства, уровне механизации и автоматизации. Старшеклассники принимают решение о выборе профессии, у большинства из них чётко определяются мотивы учебной деятельности [13].




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: