Истоки современной гос. культурной политики (средневековый период) 9-17 века

Лекция 26.09.2019

Традиционные ценности РФ.

Ментальные особенности народа, населявшего территорию России, предопределили самобытный характер традиционных ценностей российской цивилизации. В их систему входят культурные, нравственные, политические и диалогические ценности, которые сортировались и создали в итоге общее миропонимание, идеалы и цели.

К традиционным ценностям российской цивилизации можно отнести следующее:

1. Духовность, как приоритет духовного начала над материальным, как высшая нравственная ценность.

2. Справедливость, как принцип отношений между людьми, в основе которого лежит правда и нравственные ценности.

3. Отечество, как обобщенное представление о Родине и народе, о бескорыстном служении ему, как долге всех и каждого.

4. Свобода – ценностное обоснование права на выбор не столько в силу осознанной необходимости, сколько в соответствии с нравственными принципами совести.

5. Соборность – понятие, близкое по смыслу с общинностью, коллективизмом и означающее солидарное ценностное единство всего общества на основе общего служения и общей судьбы.

6. Семья – важнейшая общественная ценность, характеризующаяся добровольным вступление в брак мужчины и женщины с целью рождения, воспитания и социализации детей. Деформация традиционных семейных ценностей способна вызвать серьезные проблемы в сфере культурной политики. Отказ от понятий «мама» и «папа» грозит исчезновением в культуре целых пластов, связанных с образом семьи (таких, как песенное и театральное творчество, массовые и зрелищные праздники).

Россия сегодня – это единственное государство, которое последовательно и настойчиво защищает семейные ценности, применяя цивилизационный подход к культурной политике. Патриотизм – это духовно-нравственное чувство, соединяющее любовь к Родине и родному краю с любовью к Отечеству (государству). Одновременно, патриотизм – это уважение к другим культурам и народам. На личностном уровне патриотизм включает бескорыстное служение Родине, идентификацию личных интересов с интересами Отечества, гордость за свою страну и культуру, готовность защищать и отстаивать интересы своего государства. Патриот воспринимает многовековое творчество своего народа как отправной путь собственного творчества.

Государство в рамках своей культурной политики и с учетом отсутствия культуры может действовать по двум направлениям: лишать гос.заказа и всех форм гос. поддержки те культурно-творческие проекты, которые концептуально построены на негативном отношении к Родине и ее истории, или же активно продвигать в системе образования (начиная с дошкольного) просветительские проекты, направленные на формирование патриотического сознания. Трад. ценности РФ относятся к базовым, фундаментальным ценностям и составляют своеобразный культурно-исторический код российского общества. Нормативно-ценностный цивилизационный подход к анализу культурного пространства является важным принципом гос. политики РФ. Он позволяет определить, насколько те или иные аспекты культурной сферы включены в ценностные отношения, так как в культуре существуют и некультурные элементы, ведь не каждый творческий продукт обладает ценностным и нормативным содержанием.

 

Лекция 3.10.2019

Истоки современной гос. культурной политики (средневековый период) 9-17 века.

Древняя Русь творчески преобразовывала византийские образцы в соответствие с собственным культурным опытом, что привело к синтезу культур и формированию новой самобытной русской цивилизации, вобравший в себя древнеславянские, уграфинские, тюркские и языческие элементы.

С конца 10-12 веков древнерусское гос-во переживало период своего гос. и культурного расцвета. Теоретическое обоснование независимости русского гос-ва и княжеской власти дал в «Слове о законе и благодати» митрополит Илларион в середине 11 века. Концепцию Иллариона закрепили в летописи, и прежде всего это касается «Повести временных лет» (12 век).

Главной задачей молодого гос-ва стало распостранение христианства; внедрение в сознание новой религии вызвало гос. потребность в строительстве широкой сети христианских храмов, монастырей, школ и библиотек по византийским образцам.

Субъекты гос. культ. политики – княжеская власть и русская православная церковь. Система общегосударственной церковной организации служила дублирующей политической структурой. Церковь обладала разветвленной системой учреждений, занимавшихся не только вероисповеданием, но и культурно-образовательной деятельностью. Финансировалось культурное строительство церковной либо гос. властью. В Новгороде в дореспубликанский период 11-12 вв. заказчиками были князья. В республиканский период 12-13 вв. – бояре, духовные лица и купцы. Финансовое участие древнерусского общества в культурном строительстве в силу экономических причин было минимально. Главными потребителями культуры были духовенство и городское население. В 11-12 веках городское население России составляло 2-4%.

Объекты гос.культурной политики – храмы и монастыри. Они являлись не только религиозными, но и культурно-просветительскими центрами. При них открывались библиотеки, школы, мастерские по изготовлениею книг и икон. Скрипторий и библиотека стали обязательной частью любого монастыря. При Софийских соборах Киева и Новгорода были созданы гос. библиотеки и архивы.

Софийский собор в Новгороде был крупнейшим культурным центром Древней Руси. В этот период существовали не только государственные, но и частные библиотеки. Христианизация вместе с усвоением основ веры предполагала и усвоение грамоты. Главная задача школы состояла в подготовке грамотных и объединении священников и управленцев. При софийских соборах были созданы школы повышенного уровня для обучения детей высших сословий. В 13-14 вв. наибольшее распостранение получила практика частного обучения.

Написание летописей, как строительство и оформление храмов, являлось гос. заказом. Князья нанимали дружины художников и строителей. Средневековое каменное зодчество являлось делом общегосударственной важности.

В 1230-40 гг. Русь подверглась нашествию монголов и одновременно крестовому походу рыцарей. Союз с католическим западом вел к обращению в католическую веру или к уничтожению союза. Выбор Руси пал в сторону востока. Вассальная зависимость Руси от Золотой Орды, политическая система которой была типично восточной, оказала негативное влияние на дальнейшую историю Руси. Монгольское нашествие нанесло огромный ущерб культуре. У домонгольской Руси было 74 города, 49 из них были разорены, 14 так и не возродились. Также были сожжены и разграблены храмы и монастыри, погибли многие библиотеки. Постоянные карательные походы, широкая работорговля русскими людьми, выплата колоссальной дани, обезлюдивание городов и сел на больших территориях – все это привело к экономическому и культурному застою и практически полному исчезновению книг. В условиях зависимости от орды, главной целью КП русских князей стало сохранение христианской веры, как основы национальной культуры, а также самобытность храмов и монастырей, как православных и культурно-просветительских центров. В условиях политической зависимости единая централизованная церковная система стала наиболее значимым связующим фактором. Ордынцы освободили русскую церковь от выплаты дани; остался неприкосновенным церковный суд, приносивший доходы от судебных пошлин. Благодаря своей финансовой независимости, церковь сыграла главную роль в сохранении книжной культуры и образования.

 

Лекция 10.10.2019


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: