Сеть образовательных учреждений

Со времен Петра I и до 1782 г. деятельность гос-ва в области образования сводилась главным образом к созданию отдельных военных и спец. учебных заведений. Только со второй половины царствования Екатерины II задачи образования попали в сферу планомерной гос. политики. Гос-во взяло на себя инициативу по организации школ (нар.училищ) и надзору над ними. Но финансирование осуществлялось за счет частных пожертвований. В 1803 г. именным указом Сенату «Об устройстве училищ» было положено основание системы гос. школ. Сеть начального образования включала приходские и уездные училища, с 1864 г. добавились земские. В 1864 г. появились реальные гимназии, переименованные в 1872 г. в училища. При Александре I сложилась централизованная система управления образования – МНП, а также несколько учебных округов, включающих отдельные губернии. С 1880 по 1916 гг. количество начальных школ увеличилось более, чем в 3,5 раза. В 1880-1890 гг. рост средних школ составлял 31%, а в 1902-12 – 147%. В Петербурге грамотными были 77% населения, а в Москве – 70%. Общий уровень грамотности населения по стране – чуть больше 6%. В докладе по смете МНП в Гос.Думе в апреле 1914 г. указывалось, что всеобщее обучение будет достигнуто к 1 января 1915 г. в 51 уезде, а к 1920 – в 218 уездах. Всего в России было около 800 уездов.

Школа находилась под содержательным патронажем власти. Моделью школы, реализующей цели духовного воспитания, стала «Школа учебы» немецкого педагога Иоанна Герберта. Эта авторитарная модель хорошо вписывалась в российскую традицию, не противоречив ее стремлению к идеальным ценностям и традиции государственности. Главный смысл пед. деятельности этой модели – формирование нравственной воли учащихся, интеллекта, любви к Отечеству и чувству долга перед обществом и государством. Стремительно происходило становление системы высшего образования. В 1914-15 гг. в России в 105 вузах обучалось почти 130 тыс. чел.

Главным механизмом управления стала цензура. Гос. органы Российской империи контролировали содержание образования, печатной продукции, книг, газет, журналов, музыкально-сценических произведений, изобразительного искусства и раннего кинематографа. До конца 18 в. цензорами выступали Синод и Академия наук; начиная с 19 в. – МНП и его преемник МВД. Первый цензурный устав МНП был издан в 1804 г. Работе цензоров придавалось важное гос. значение. Цензором был, например, Тютчев.

Социальные эффекты гос. КП.

На протяжении нескольких столетий страна поступательно развивалась в направлении светсткости, гуманизации, демократизации и доступности культурных благ. Благодаря КП России была создана разветвленная сеть образовательных и культурных учреждений, которые способствовали повышению образованности и просвещению народа. Была создана развитая сеть общественных движений в поддержку культуры. Подъем русской культуры был так велик, что 19 век мы можем назвать Золотым веком русской культуры.

Развитие отечественной культуры было приостановлено революцией. Гос-во и общество провели работу по культурной модернизации России, но способы и скорость достижения целей зависели от экономических, социальных и ментальных особенностей страны. Патриархальная ментальность постепенно становилась буржуазной, но капитал. революция непосредственно затронула лишь небольшую часть населения. В начале 20 в. соц. структура общества оставалась традиционной, а именно: большая часть населения проживала в деревнях, и только 16% - в городах. Большинство людей были православными, придерживались идей государственности и коллективизма. В то же время, патерналистская модель гос. КП к 1917 г. эволюционировала к умеренному варианту, предполагающему участие общества в культурном строительстве.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: