Структура общения

 

Большое место в психологических исследованиях занимает анализ структурных компонентов общения. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций.

Г. М. Андреева предлагает характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

· Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.     

· Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

·  Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Коммуникативный компонент, по Г. М. Андреевой, подразделяется на вербальную, оптико-кинетическую, паралингвистическую, проксемистическую составляющие и визуальное общение. Интерактивный компонент рассматривается в виде кооперации и конкуренции, а также в многообразии их проявления. Перцептивный компонент автор делит на два больших класса: 1) изучение содержания межличностной перцепции (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств и пр.); 2) изучение самого процесса межличностной перцепции (анализ ее механизмов, сопровождающих ее эффектов).

Л. И. Уманский предлагает интерактивный компонент (взаимодействие) представить в виде трех форм организации совместной деятельности:

1) когда каждый участник делает свою часть общей работы независимо друг от друга; 2) когда общая задача выполняется последовательно каждым участником; 3) когда имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.

Н. И. Шевандрин приводит наиболее распространенные типы взаимодействий: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и оппозиция. Перцептивную сторону общения он рассматривает с точки зрения функционального деления соответственно по задачам: познать себя; познать партнера по общению; организовать совместную деятельность на основе взаимопонимания; установить эмоциональные отношения.

Таким образом, можно сделать вывод, что общение в психологической науке рассматривается как сложное своеобразное пространство, среда развития личности, как одна из самых существенных побудительных сил личности, источник ее внутренней активности, лежащий в основе формировании наиболее значимых личностных структур индивида.

Сущность общения.

    Межличностное общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Вот почему изучение этого сложнейшего психического феномена как системного образования, имеющего многоуровневую структуру и только ему присущие характеристики, является актуальным для психологической науки. Данный вид общения - это всегда взаимодействие людей, при котором они познают друг друга, вступают в те или иные взаимоотношения и при котором между ними устанавливается определенное взаимообращение (имеется в виду поведение, выбираемое участниками общения). И если мы хотим постичь суть этого феномена, то должны анализировать его как систему <человек - человек> во всей многоаспектной динамике ее функционирования. Среди других видов общения могут быть названы: общение личности с различными общностями людей, общение этих общностей между собой. Эти цели являются следствием действия определенных мотивов, достижение которых постоянно предполагает использование участниками общения разнообразных способов поведения в зависимости от сформированности и степени развития у человека качеств объекта и субъекта общения. Все это означает, что сущность межличностного общения заключается во взаимодействии человека с человеком. Именно этим оно отличается от других видов деятельности, когда происходит взаимодействие человека с каким-либо предметом или вещью. Общение как вид деятельности может иметь самостоятельное значение и прямо не обслуживать никакую другую деятельность. Взаимодействующие при этом личности удовлетворяют свою потребность в общении друг с другом, в обмене информацией и пр. Например, обсуждение двумя прохожими "конфликтной ситуации, свидетелями которой они только что оказались, или общение при знакомстве молодых людей друг с другом. В подавляющем большинстве случаев межличностное общение почти всегда оказывается вплетенным в ту или иную деятельность и выступает как условие ее выполнения. И это понятно, поскольку вне общения людей друг с другом немыслимы процессы труда, учения, игры и т.д. В свою очередь, тот вид деятельности, которую общение обслуживает, не может не влиять на содержание, форму и ход самого процесса общения между ее исполнителями.     Любой вид деятельности (игра, учение, труд и др.), обусловливая главное содержание общения занятых ею людей, инициируя или, наоборот, тормозя их коммуникативную активность, одновременно с этим непосредственно воздействует на распределение ролей между ними. При этом детерминирующее влияние как на содержание общения, так и на его форму оказывают права и обязанности, которыми наделен каждый конкретный участник деятельности.     В каждой общности людей какой-то вид деятельности будет преобладающим. Так, для производственной бригады это создание материальных ценностей, для учебной группы - овладение знаниями, умениями и навыками и др. Поэтому в каждом типе общностей будет преобладать тот вид межличностного общения, который направлен на обеспечение главной для нее деятельности. Безусловно, в них также могут иметь место другие виды общения, но их роль будет функционально иной: удовлетворять другим целям его участников.     На общение влияет не только главная для данной общности деятельность, но и то, что представляет из себя сама эта общность. Например, если это школьный класс, то важно знать, насколько он сформирован как коллектив, какие оценочные эталоны в нем господствуют, если бригада – то каковы степень развития трудовой активности, уровень производственной квалификации каждого работника и т.д. Взаимодействуя с другими людьми, человек может одновременно выступать в роли и субъекта, и объекта общения. Как субъект он познает своего партнера, определяет к нему свое отношение (это может быть интерес, безразличие или неприязнь), воздействует на него с целью решения какой-либо конкретной задачи. В свою очередь, он сам является объектом познания для того, с кем общается. Партнер адресует ему свои чувства и старается на него повлиять. Общение, будучи одним из основных видов деятельности людей, не только постоянно выявляет существенные характеристики личности как объекта и субъекта общения, но и влияет на весь ход ее дальнейшего формирования, в первую очередь на такие блоки свойств, в которых выражается отношение человека к другим людям и к себе. В свою очередь, изменения, происходящие в людях под давлением развертывающегося общения, воздействуют в той или иной степени на такие базисные свойства личности, в которых проявляется ее отношение к различным социальным институтам и общностям людей, природе, общественной и личной собственности, к труду.

Вывод.

Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек – человек» - политикам, бизнесменам, менеджерам и многим другим. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении с коллегами, ему сложно будет устанавливать контакты с деловыми партнерами, добиваться успехов на переговорах. Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, - создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения.

"Овладеть внутренним человеком, увидеть и понять его нельзя, делая его объектом безучастного нейтрального анализа, нельзя овладеть им и путём слияния с ним, чувствования в него. К нему можно подойти и его можно раскрыть - точнее, приневолить его самого раскрыться - лишь путём общения с ним, диалогически", - писал М. М. Бахтин. Из этого мы можем сделать вывод о том, что путь познания глубины человеческой души - это диалог. Общаясь, мы стремимся понять приятель друга; чем глубже отношения, тем сильнее охота понять не только роль, но и смысл слова. Мы говорим ради того, чтобы поняли нашу индивидуальную мысль, но именно в этом-то часто остаёмся непонятыми.

П. А. Флоренский писал: "Мы верим и признаём, что не от разговора мы понимаем, приятель друга, а силою внутреннего общения, и что слова способствуют обострению сознания, сознанию уже происшедшего духовного обмена, но не сами по себе производят тот самый обмен. Мы признаём взаимное понимание и тончайших, часто совершенно неожиданных отрогов смысла: но это понимание устанавливается на общем фоне уже происходящего духовного соприкосновения".

Как было рассмотрено ранее общение богаче, чем коммуникативный процесс. Оно связывает людей не только передачей информации, но и практическими действиями, элементом взаимопонимания. Подводя итог, нужно отметить, что общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнёрами и приводящая к возникновению психического контакта.

Анализ общения как сложного, многостороннего процесса показывает, что его конкретные формы могут быть весьма различными. Вычленить «чистые» образцы (модели) общения, конечно, можно в ситуациях лабораторного эксперимента, особенно в таких простых случаях, когда оно имеет место между двумя людьми. Определенное значение таких исследований бесспорно, но также бесспорна и их ограниченность. Они вскрывают лишь механизм, т.е. форму, в которой организуется этот процесс. Вся традиционная социальная психология уделяет преимущественное внимание именно этому аспекту.

Список использованной литературы.

1. Бодалев А.А.Психология общения: избранные психологические труды.– М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2002.- 256 с.

2. Морозов А.В.Деловая психология: курс лекций для студентов вузов.- СПб.: Союз, 2000. – 576 с.

3. Станкин М.И. Психология общения: курс лекций– М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО МОДЭК, 2000.–304 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: