Организационные формы бизнеса в западной экономике

В США и Англии сложились три правовых базовых формы организации бизнеса: 1) единоличное владения (единоличная собственность); 2) партнерство (копания, товарищество) и 3) корпорация.

Единоличное владения – это бизнес, в котором собственником и предпринимателем является одно лицо. Владелец имеет материальные и финансовые ресурсы, необходимые для производственной деятельности, или приобретает их, лично контролирует деятельность предприятия, получает все доходы и несет ответственность за ведения дела. Бизнес единоличного владения является в этих странах наиболее распространенной формой бизнеса. В единоличном владении в США находится более 76 % всех форм, а Англии – около 70 %.

Партнерство как форма организации бизнеса в больше или меньшей степени является естественным развитием единоличного владения. Партнерство – это форма организации бизнеса, при которой два или более отдельных лица договариваются о владении предприятием и его управлении. Они объединяют свои финансовые ресурсы; подобным образом они распределяют прибыль или убыток, которые могут выпасть на их долю.

Корпорация – это правовая форма бизнеса, которая существует как юридический субъект, чья собственность разделена на акции. Основной характеристикой корпорации является то, что ответственность акционеров по обязательствам корпорации ограничивается теми размерами денежных средств, которые они вложили первоначально в свою долю.

Кроме базовых форм организации бизнеса в США и Англии широко распространены также смешанные, или гибридные формы бизнеса.

Их четыре: совместные предприятия, партнерства с ограниченной ответственностью, кооперативы и фрэнчайзинг.

Совместные предприятия и синдикаты. Совместное предприятие (предприятие совместного риска) – это ассоциации двух или более фирм, организованная с какой-либо определенной ограниченной ответственностью. Синдикат – другой тип ассоциации фирм, обычно созданный с еще более узкой целью, чем совместное предприятие. Например, группа банков может сформировать синдикат для осуществления очень крупного займа, который каждый в отдельности не мог бы осуществить.

Партнерства (компании, товарищества) с ограниченной ответственностью. Для определенных типов бизнеса партнерство имеет определенные налоговые преимущества над корпорацией. Партнерство с ограниченной ответственностью имеет одного и более основных партнеров, которые вкладываю в капитал, ведут дела и несут обязательства, связанные с бизнесом. Кроме того, существует один партнер или более, которые вкладывают в капитал, но не имеют голоса в повседневном управлении фирмой и не разделяют ответственность за нее. Положение партнеров с ограниченной ответственностью большей частью такое же, как и акционеров в корпорации, за исключением направленности налогов.

Кооператив – это бизнес, которым владеют и управляют его члены: обычно это заказчики (покупатели) или поставщики, но иногда и его работники. Кооперативы аналогичны корпорациям, если рассматривать их под углом зрения ограниченной ответственности и деятельности.

Одной из форма малого бизнеса является фрэнчайзинг – использование торговой марки, торгового имени или авторского права крупных фирм мелкими. Нынешняя популярность в западной экономике фрэнчайзинга определяется тем, что он содержит преимущества большого и малого бизнеса. Как правило, крупная фирма перекладывает на малый бизнес проблемы, связанные с реализацией товара. Бывает, малый бизнес снабжается не только товарами и торговой маркой, но и стратегией маркетинга.

Особое значение для малого бизнеса представляет проблема выживания. Новый фирмы, в которых занято от 0 до 9 рабочих, имеют немногим более 75 % шансов выжить в течение года. Этот же показатель для периода в четыре года составляет лишь 33 %.

Конкретными причинами неудач в малом бизнесе является то, что большинство бизнесменов уходят из него по собственному желанию, из-за смерти владельца, а также в связи с желанием заняться другим делом. Если владельцы завершают дело, это означает, что они имели успех. Иногда прогоревшее предприятие перестает существовать по взаимному соглашению: кредиторы удовлетворяются небольшим процентом из того, что возможно в данной ситуации. В ряде случаев кредиторы обращаются в суд, который решает вопрос о способе возмещения потерь.

Главной причиной неудач в бизнесе является плохое управление. Во многих случаях – это стремление вести дело, которое не имеет шансов на успех. В других случаях – новые бизнесмены не обладают необходимыми навыками и опытом.

Организационные формы бизнеса в отечественной экономике

Организационные формы бизнеса, складывающиеся в отечественной экономике, в значительной мере аналогичны формам бизнеса, сложившимся на Западе. Это – малый бизнес, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, кооперативы и т.д.

Малый бизнес

Малый бизнес характеризуется независимым управлением, единоличным владением, собственным капиталом, локальным районом операций, малыми размерами. При определении малого бизнеса выделят качественные и количественные признаки (критерии). К качественным признакам относятся:

- личное руководство бизнесом со стороны владельца;

- собственные ресурсы (капитал) бизнесмена;

- прямой личный контакт бизнесмена с сотрудниками и клиентами.

Количественные признаки – это количество занятых и величина прибыли.

В соответствующим законодательством в Казахстане и России к малому бизнесу относятся предприятия:

- в промышленности и строительстве – с численностью работающих до 200 человек;

- в науке и научном обслуживании – с численностью работающих до 100 человек;

- в других отраслях производственной сферы – с численностью работающих до 50 человек;

- в отраслях непроизводственной формы – с численностью работающих до 25 человек;

- в розничной торговле – с численностью работающих до 15 человек.

Основными целями малого бизнеса, так же как и в других организационным формах предпринимательства, являются:

- участие в ускоренном формировании товарного рынка;

- ускорение освоения научно-технических достижений;

- содействие наиболее полному удовлетворению потребностей экономики в промышленной и строительной продукции на основе быстрого налаживания ее мелкосерийного производства;

- более полное и эффективное использование местных сырьевых и трудовых ресурсов, отходов производства;

- расширение номенклатуры и качества оказываемых населению услуг, улучшение торговли потребительскими товарами, изучение перспективного спроса.

В рыночной экономике малый бизнес выполняет важные экономические и социальные функции. Во-первых, он обеспечивает в условиях рынка необходимую мобильность, создает глубокую специализацию и разветвленную корпорацию производства, без которых немыслима высокая его эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнить образующиеся ниши в потребительской сфере, но и сравнительно быстро закупаться, применяя подчас самое современное оборудование и новейшие технологии. В-третьих, малый бизнес создает необходимую для рынка атмосферу конкуренции, многообразие форм, быстро возникающих и исчезающих, обладает способностью и готовностью мгновенно среагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры. В-четвертых, и это, пожалуй, самое главное, - он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых ни одна рыночная экономика, построенная, прежде всего на личной заинтересованности и инициативе товаропроизводителей, невозможна.

Малый бизнес гораздо эффективнее, чем крупный, он выполняет роль губки, впитывающей в себя все принципиально новое.

Преимущества малого бизнеса особенно проявляются в такой форме, как венчурное (рисковое) предпринимательство. Рисковый бизнес имеет несколько десятков форм, и его специфика определяется, прежде всего, специализацией рискового бизнеса на той или иной сфере деятельности. Обобщая же все формы, специфику рискового малого бизнеса можно определить следующим образом: это бизнес, в основе которого лежит способность предпринимателей аккумулировать из различных источников финансовые средства под завершение научно-технических проектов, потенциально оцениваемых как высокоприбыльные. Рисковым бизнесменом может быть и финансист, и менеджер, имеющий коммерчески выгодную разработку, и предприниматель, помимо своего главного дела поднявший капитал под интересующую его лично или контролируемую им форму техническую новинку.

Преимущества рискового бизнеса заключаются в том, что он базируется на энтузиастах-изобретателях. Эти люди, одержимые принципиально новыми технологическими решениями, как правило, обращаются за капиталом к бизнесу при появлении опытного образца будущей серийной продукции. Если сами они не могут собрать необходимый им для полного завершения работы капитал, то в дело вступают третьи лица, готовые при соответствующей серьезной научной и коммерческой экспертизе предлагаемого разработчиками товара рискнуть несколькими миллионами тенге для получения высокой прибыли.

Кроме того, преимущество венчурного бизнеса – в его полной самостоятельности, дающей возможность фирме свободно менять схему работы в зависимости от обстоятельств. Для фирм, специализирующихся на научно-технических разработках, это означает свободный выбор таких исследовательских программ, которые являются приоритетными именно в данный момент и дают быстрый практический результат.

Третье преимущество рискового предпринимательства – раскрытие богатейших возможностей антрепренерства, то есть рода деятельности человека, обуславливающей получение им прибыли от деятельности созданной фирмы за счет умелого руководства на всех участках ее функционирования: от исследований до производства и сбыта продукции.

Преимущества малого бизнеса:

1) гибкость, его способность быстро изменять модели и типы товаров, технологию производства;

2) относительно низкие издержки производства, что обусловлено незначительными накладными расходами;

3) простота создания и начала дела. Малый бизнес легко учредить, так как практически нет бюрократической волокиты и расходов на юридические услуги;

4) владелец сам себе начальник и располагает значительной свободой действий. Поскольку получаемый владельцем доход зависит от успешной деятельности фирмы, здесь присутствует сильный непосредственный стимул вести дел эффективно;

5) государственная поддержка.

Негативные стороны малого бизнеса:

1. За редким исключением, финансовые ресурсы единоличного предпринимательства недостаточны для того, чтобы фирма могла вырасти в крупное масштабное предприятие. Финансовые средства обычно ограничены той суммой, которую бизнесмен имеет на своих банковских счетах, и суммой, которую он может занять. Так как среди единоличных владений процент банкротств относительно высок, коммерческие банки не очень охотно предоставляют им большие кредиты.

2. Осуществляя полный контроль над деятельностью предприятия, владелец должен выполнять все основные функции по управлению. Он должен принимать все основные решения, например, относительно покупки, продажи, привлечения и содержания персонала; не упускать из внимания технические аспекты, которые могут возникнуть в производстве, в рекламе ив распределении продукции. Короче, потенциальные выгоды от специализации в управлении производством предпринимательству небольшого масштаба обычно недоступны.

3. Наиболее важный недостаток заключается в том, что единоличный владелец является субъектов неограниченной ответственности. Это означает, что самостоятельные предприниматели рискуют не только активами фирмы, но и своими личными активами. Если активы бесприбыльного предприятия недостаточны для удовлетворения притязаний кредиторов, то последние могут подать иск против личной собственности владельца предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: