Компоненты (разделы) психодиагностики

Психодиагностика — это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально психологических особенностей личности [1].

Психологический словарь дает определение психодиагностики (от греч. psyche - душа и diagnosis - распознавание, определение) как науки и практики постановки психологического диагноза, т. е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков [2].

В более "узком" понимании "психодиагностика" — это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека [2].

 

Существует большое количество определений психодиагностики. Это связано с тем, что диагностика применяется во многих областях знаний и с разными целями. При широком понимании психодиагностики в ней можно выделить четыре компонента [2]:

1. Теорию тестов или психометрию.

2. Тесты и измерительные процедуры, созданные в соответствии с теоретически обоснованными конструктами, например, такими, как личностные черты, модели поведения и пр.

3. Теории, описывающие индивидуальные различия, особенности среды, а также теоретические представления о развитии.

4. Процесс (технология) психодиагностического обследования.

Внутри каждого компонента можно выделить три уровня представлений о диагностике:

1. Первый уровень базируется на практических знаниях, т.е. житейских представлениях людей о человеке и его развитии.

2. Второй уровень базируется на связи основных теоретических положений психологической науки (теории индивидуальных различий и теории развития) с диагностикой.

3. Третий уровень - на математическом моделировании важных для психодиагностики психологических феноменов.

Предполагается, что все эти три уровня взаимосвязаны, но попытки свести их к какому-то одному, наиболее значимому, несостоятельны, поскольку каждый из них имеет собственный язык описания, собственную логику и способен внести самостоятельный вклад в понимание человеческого поведения.

Выделяя эти компоненты, Ян тер Лаак [3] исходит из следующих основных положений:

во-первых, вышеназванные компоненты психодиагностики образуют единое функциональное целое.

во - вторых, противоречия, возникающие при сопоставлении между собой трех уровней анализа (не сводимых друг к другу) имеют важное значение и относятся к сфере содержания и методов психологии.

 

Психодиагностика как практика является одним из видов деятельности практического психолога, а как научная дисциплина разделом практической психологии (наряду с психопрогностикой, психокоррекцией и психопрофилактикой), выполняющим функцию ее непосредственной теоретической основы.

Методологическое положение о четырехкомионентном строении диагностики как научной дисциплины в системах "человек - человек", предполагающее выделение в ней семиотического, технического, деонтологического и логического разделов (компонентов), нашло выражение в психологической литературе как в указаниях о необходимости включения в содержание теоретических основ психодиагностики названных компонентов общей теории диагноза, так и в утверждениях о существовании соответствующих сторон при реализации психодиагностического процесса.

 

1. Семиотический компонент - знание о психологической симптоматологии (поведенческие признаки типичных недостатков и отклонений в учебной деятельности и поведении, анализ и описание закономерных связей между отклонениями в самих психических функциях и свойствах). В патопсихологической диагностике семиотическая сторона как раздел психодиагностической теории наиболее разработана по сравнению с другими видами частных психодиагностик и представлена на уровне конкретных методических разработок. В работах Блейхер В.М., Крук И.В. Зейгарник Б.В. дается подробное описание психологических симптомов психических заболеваний.

 

2. Деонтологический компонент - эффективность школьной психодиагностики зависит не только от профессиональной квалификации, но и от личности самого диагноста как результат личного взаимодействия психолога со школьником, зависит от отношений, складывающихся между обследуемым и диагностом. В работах отмечается, что установление контакта между диагностом и обследуемым затруднено наличием социально желательных черт личности, стремлением обследуемого выглядеть в более благоприятном свете, включением механизмов психологической защиты, боязнью проникновения диагностом в интимные стороны личности, многообразием факторов, влияющих на его установление, среди которых особенности личности обследуемого, его психическое состояние, отношение к процедуре диагностики, особенности личности диагноста и т. п. Важно создание обстановки доброжелательности, доверия, сопереживания, внимательности, деликатности, терпение, находчивость, умение контролировать свое поведение, способность вызвать у ребенка к себе положительное отношение, чувство симпатии и доверия.

 

3. Технический компонент - наличие достаточно разработанной теории психологических измерений, и, в частности, теории тестов как измерительных инструментов психодиагностики. Ее содержание составляет описание процесса разработки, стандартизации и применения тестовых методик, принципы построения измерительных шкал, отбора, формулировки и анализа тестовых задач и вопросов, обработки и интерпретации результатов испытаний, требования к процедуре их проведения, рекомендации по оценке надежности и валидности тестов, статистические принципы их построения.

 

4. Логический компонент – логическое диагностические мышление практического психолога, интуиция, «психодиагностическое мышление педагога». Постановка психологического диагноза является сложным процессом. Он проходит несколько этапов и обладает значительной степенью неопределенности. Сложность диагностического процесса состоит также в том, что он:

- обладает значительной вариативностью, благодаря чему сохраняется возможность решения психодиагностических задач различными способами;

- сопровождается возникновением диагностических ошибок, причинами которых могут быть неправомерно широкое обобщение фактов диагностом, инерция его сложившихся представлений, влияние социальных стереотипов и т. п.;

- требует специальных знаний и высокой культуры мыслительной деятельности педагога.

 

В соответствии с изложенным можно сказать, что психодиагностика как научная дисциплина, рассматриваемая с точки зрения познавательного результата или итога развития, представляет собой совокупность четырех взаимосвязанных теорий:

1) объекта психодиагностики и его диагностических признаков (То);

2) разработки психодиагностических методик (Тм);

3) взаимодействия диагноста с обследуемым (Тв);

4) решения психодиагностических задач (Тр).

Психологическая диагностика может быть представлена в следующем виде: ПД = То + Тм + Тв + Тр


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: