Вопросы для обсуждения
1. Работы в области тестирования в России до 1917 года: Г.И. Россолимо – «Психологические профили»; Ф.Е. Рыбаков – «Фигуры Рыбакова» и др.
2. Отношение к тестам и тестированию в отечественной психодиагностике (в практике педологии и психотехники). Сторонники и противники тестового метода.
3. Анализ Постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроссов» от 4 июля 1936 года с точки зрения осуждения психодиагностического инструментария и педологов как его разработчиков и пользователей.
4. Состояние отечественной психодиагностики в предвоенный период и в два с лишним послевоенных десятилетия. Фабрично-заводские училища. Фабрично-заводские семилетки.
5. Развитие «качественного подхода» к диагностике умственного развития в 60-е – 70-е годы ХХ века.
6. Возрождение тестологических (психодиагностических) исследований в советской психологии в начале 70-х годов. Дискуссии о тестах и тестировании.
7. Особенности использования зарубежных методик в отечественной психодиагностике в конце 70-х, в 80-е годы ХХ века.
|
|
8. Характеристика основных достижений и недостатков отечественной психодиагностики в период с 1991 года (распад СССР) и до конца ХХ века. Перспективы развития науки.
Вопросы и задания для контроля и самоконтроля:
1. Прочитать и проанализировать материалы лекционных занятий.
2. Изучить дополнительно к ним материалы источников:
· Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика [Текст]: учеб. для вузов / Л. Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2004, 2005, 2006. – 351 с.
· Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст]: учеб. пособие / С.Д. Забрамная. – М.: Просвещение, 1995. Гл. 2. параграф 3. Разработка методов изучения умственно отсталых детей в России. – с. 36-44.
· Основы психодиагностики [Текст] / под ред. А.Г. Шмелёва. – Ростов-на/Д.: Феникс, 1996. – с. 57- 66..
3. Сопоставить этапы развития зарубежной и отечественной психодиагностики и установить черты сходства и различия этого развития (своё мнение обосновать в письменном виде в тетрадях для самостоятельной работы – можно в табличной форме).
Практическое занятие № 4
для студентов очной формы обучения