Тема: «Становление психодиагностики умственного развития в России»

Вопросы для обсуждения

1. Работы в области тестирования в России до 1917 года: Г.И. Россолимо – «Психологические профили»; Ф.Е. Рыбаков – «Фигуры Рыбакова» и др.

2. Отношение к тестам и тестированию в отечественной психодиагностике (в практике педологии и психотехники). Сторонники и противники тестового метода.

3. Анализ Постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроссов» от 4 июля 1936 года с точки зрения осуждения психодиагностического инструментария и педологов как его разработчиков и пользователей.

4. Состояние отечественной психодиагностики в предвоенный период и в два с лишним послевоенных десятилетия. Фабрично-заводские училища. Фабрично-заводские семилетки.

5. Развитие «качественного подхода» к диагностике умственного развития в 60-е – 70-е годы ХХ века.

6. Возрождение тестологических (психодиагностических) исследований в советской психологии в начале 70-х годов. Дискуссии о тестах и тестировании.

7. Особенности использования зарубежных методик в отечественной психодиагностике в конце 70-х, в 80-е годы ХХ века.

8. Характеристика основных достижений и недостатков отечественной психодиагностики в период с 1991 года (распад СССР) и до конца ХХ века. Перспективы развития науки.

Вопросы и задания для контроля и самоконтроля:

1. Прочитать и проанализировать материалы лекционных занятий.

2. Изучить дополнительно к ним материалы источников:

· Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика [Текст]: учеб. для вузов / Л. Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2004, 2005, 2006. – 351 с.

· Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст]: учеб. пособие / С.Д. Забрамная. – М.: Просвещение, 1995. Гл. 2. параграф 3. Разработка методов изучения умственно отсталых детей в России. – с. 36-44.

· Основы психодиагностики [Текст] / под ред. А.Г. Шмелёва. – Ростов-на/Д.: Феникс, 1996. – с. 57- 66..

3. Сопоставить этапы развития зарубежной и отечественной психодиагностики и установить черты сходства и различия этого развития (своё мнение обосновать в письменном виде в тетрадях для самостоятельной работы – можно в табличной форме).

Практическое занятие № 4

для студентов очной формы обучения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: