Показатели рентабельности являются основными характеристиками эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Они рассчитываются как относительные показатели финансовых результатов, полученных предприятием за отчетный период. Экономическое содержание показателей рентабельности сводится к прибыльности деятельности предприятия. В процессе анализа рентабельности исследуются уровень показателей, их динамика, определяется система факторов, влияющих на их изменение, количественно оцениваются факторные влияния.
Показатели рентабельности активов рассчитываются как отношение показателей прибыли к показателям средних за отчетный период активов предприятия:
Ра =
,
где Р – прибыль от продажи товаров, продукции, работ, услуг;
Аср – средние активы.
В качестве показателя прибыли могут использоваться валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль.
В качестве показателей активов могут использоваться величины всех активов предприятия, чистых активов, т.е. величина собственного капитала, который принято называть капиталом предприятия.
Рентабельность активов - важнейший показатель эффективности деятельности коммерческой организации, основной норматив (т.е. средняя величина в рыночной экономике), с которым соотносятся индивидуальные показатели предприятий для обоснования их конкурентоспособности. Такой норматив рентабельности (или норма прибыли), как отношение бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения) к общей величине активов, является главным показателем межотраслевой конкуренции, основным показателем для определения эффективности инвестиционных проспектов. Норма рентабельности или норма прибыли имеет тенденцию к понижению и в настоящее время по данным зарубежных институтов экономического анализа составляет примерно 18-20%. Отсюда в мировой рыночной экономике для определения эффективности проектов часто используется коэффициент 0,20.
Показатели рентабельности активов формируются как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются: все активы предприятия, инвестиционный капитал, акционерный (собственный) капитал.
Данные показатели специфичны, они отвечают интересам всех участников бизнеса предприятия. Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов - отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей - доходность акций и т.д.
Для того чтобы экономический анализ имел практическое применение, он должен быть, с одной стороны, комплексным, т. е. охватывать все стороны экономического процесса и выявлять всесторонние причинные зависимости, влияющие на деятельность организации. С другой стороны, анализ должен обеспечить системный подход, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная постоянно изменяющаяся система, находящаяся под воздействием ряда факторов внешней и внутренней среды [21, с. 56].
Для проведения факторного анализа необходимо построить многофакторную зависимость с последующим анализом влияния каждого фактора на конечный результат. Любой факторный анализ начинается с моделирования исходной факторной системы (типа f = x: y) и построения на ее основе многофакторной модели, т. е. с выявления конкретной математической зависимости между факторами. При этом должны соблюдаться определенные требования:
1. Факторы, включаемые в модель, должны реально существовать и иметь конкретное экономическое значение.
2. Показатели, входящие в систему факторного анализа, должны иметь причинно-следственную связь с результативным показателем.
3. Факторная модель должна обеспечивать возможность количественного измерения степени влияния конкретного фактора на обобщающий показатель.
В факторном анализе используют следующие наиболее часто встречающиеся модели:
1. Когда результативный (обобщающий) показатель представляет собой алгебраическую сумму или разность факторов, применяются аддитивные модели, например:
P = N – Sпр – КР – УР,
где
Р – прибыль от продажи товаров, продукции, услуг;
N – выручка от продаж;
Sпр – производственная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;
КР – коммерческие расходы;
УР – управленческие расходы.
2. Мультипликативные модели применяются, когда обобщающий показатель – произведение нескольких результирующих факторов:
Pа =
Pn * ФОа,
где Pа – рентабельность активов;
Pn= P: N – рентабельность продаж;
ФОа = N: A – фондоотдача активов;
А – средняя стоимость активов организации за отчетный период.
3. Когда результативный показатель исчисляется делением одного фактора на другой, применяются кратные модели типа рентабельности продаж:
Pа =
4. Различные комбинации вышеперечисленных моделей дают смешанные или комбинированные модели:
У = (а + b): с, У = а: (b + с), У = а * b: с и т. д.
В практике экономического анализа существует несколько способов моделирования многофакторных моделей: удлинение, формальное разложение, расширение, сокращение и расчленение одного или нескольких факторных показателей на составные элементы.
Например, методом расширения можно построить трехфакторную модель рентабельности активов организации:
Ра =
или f = a · b · c,
где N/СК – оборачиваемость собственного капитала организации;
СК/А – коэффициент независимости (автономии) или доля собственного капитала в общей стоимости формирования активов организации;
СК – средняя стоимость собственного капитала организации за отчетный период.
В процессе моделирования исходной факторной системы мы получили трехфакторную мультипликативную модель рентабельности активов организации – модель Дюпона, которую мы будем использовать в дальнейшем анализе рентабельности активов. Рассматривая эту модель, можно сказать, что на рентабельность активов оказывают влияние факторы: рентабельность продаж; оборачиваемость собственного капитала; доля собственного капитала в формировании активов организации.
Применяя новую форму моделирования показателя рентабельности активов, составим другую четырехфакторную модель зависимости рентабельности активов от факторов, которую мы также будем использовать при анализе рентабельности активов:

где х = N: Sn – доля выручки, приходящейся на 1 руб. полной себестоимости продукции;
у = ОА: А – доля оборотных активов в формировании активов;
z = З: ОА – доля запасов в формировании оборотных активов;
l = Sn: З – оборачиваемость запасов.
Первый фактор данной модели отражает воздействие ценовой политики организации. Он показывает ту базовую наценку, которая заложена непосредственно в цене реализуемой продукции, товаров, работ, услуг.
Второй и третий факторы показывают структуру активов и оборотных активов, оптимальная величина которых позволяет экономить оборотный капитал.
Четвертый фактор обусловлен величиной выпуска и реализации продукции и говорит об эффективности использования производственных запасов; физически он выражает количество оборотов, которое запасы совершают за отчетный период.
Для проведения исследования влияния факторов на конечный результат проведем факторный анализ этой четырехфакторной модели методом цепных подстановок с использованием абсолютных разностей. Математически это будет выглядеть следующим образом:
Pа(х) = (х1 – х0) * у0 * z0 * l0;
Pа(у) = (х1 – 1) * (у1 * у0) * z0 * l0;
Pа(z) = (х1 – 1) * у1 * (z1 - z0) * l0;
Pа(l) = (х1 – 1) * у1 * z1 * (l1 – l0);
где Pi – влияние i – го фактора на общее изменение рентабельности активов; факторы с индексом l – относятся к отчетному году; факторы с индексом 0 – к базовому (предыдущему).
Для проведения факторного анализа по представленной выше четырехфакторной модели необходимо использовать информацию из ф. № 1 «Бухгалтерский баланс» и ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках» [27, с. 99].
актив рентабельность деятельность продажа






