Совершенно очевидно то, что учебное занятие по иностранным языкам не может вместить весь объем материала, который интересует студентов и все то, что необходимо для практического овладения иностранным языком.
На наш взгляд, благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов студентов, а также для привития речевых умений и навыков создает многосторонняя внеаудиторная работа. Принимая участие во внеаудиторных мероприятиях, студенты выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие необходимые навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, и ресурсами Интернета, общаться на иностранных языках.
Не секрет, что для многих студентов иностранный язык не является любимым предметом. К началу обучения в Вузе интерес к изучению любого иностранного языка у большинства выпускников школ пропадает. Объяснить этот факт можно различными причинами, в число которых входит и сложностью изучаемого материала. Именно поэтому, мы полагаем, что одной из главных целей внеаудиторной работы по иностранным языкам, является развитие у студентов интереса к иностранному языку и воспитание потребности изучать его. Исследования в области педагогики и психологии, убедительно доказывают, что основным внутренним мотивом обучения является, познавательный интерес. Поэтому и важно развитие у студентов познавательного интереса к иностранным языкам. Понятно, что этот интерес развивается, прежде всего, на занятиях, но несомненен и тот факт, что внеаудиторная работа предоставляет преподавателю такую уникальную возможность как попытка заинтересовать студентов своим предметом, сделав его одним из любимых. В связи с этим внеаудиторная работа по иностранным языкам является важнейшей составной частью профессиональной деятельности преподавателя.
|
|
Взяв за основу главную цель внеаудиторной работы по иностранным языкам, следует выделить несколько частных задач, которые решает преподаватель в процессе такой деятельности:
- воспитание коммуникативной культуры студентов;
- расширение и углубление запаса знаний студентов и формирование лингвистической компетенции;
- выявление и поддержка лингвистическиодаренных студентов;
- совершенствование психологических качеств личности студентов: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
Являясь важной составной частью методики обучения иностранному языку, внеаудиторная работа не может не основываться на методических принципах: внимания к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи и т.д. Как известно, существуют принципы, формирующие так называемый фундамент внеаудиторной работы по предмету. Это, прежде всего принцип добровольного участия студентов во всех внеаудиторных формах, принцип самодеятельности, который предполагает самостоятельность студентов в подготовке и проведении мероприятий и принцип равноправного участия.
|
|
Формы организации внеаудиторной работы по иностранным языкам разнообразны: беседы, конкурсы, викторины, устные журналы, олимпиады, игры, конференции, презентации и т. д.
Кроме того можно выделить и формы внеаудиторной работы: по способу подачи языкового материала – устные и письменные; по частоте проведения – систематические (постоянные) и эпизодические (разовые); по количеству участников – индивидуальные, групповые, массовые.
Каждая из вышеприведенных форм внеаудиторной работы имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга и методикой проведения, и объемом используемого языкового материала, и характером участия студентов в работе.
Систематически и планомерно осуществляемая внеаудиторная работа по иностранным языкам имеет большое образовательно-воспитательное значение и способствует овладению изучаемым иностранным языком как средством общения.
Большую роль в организации учебного процесса на факультете прикладной лингвистики Иркутского государственного технического играет внеаудиторная работа, которая включает в себя проведение ежегодных лингвистических конкурсов. Конкурсы проводятся по нескольким номинациям и позволяют студентам применить свои знания и творческие способности в сочинении стихов, сказок и поздравлений, художественном и поэтическом переводе, умении рассказать о своей профессии и представить страну изучаемого языка. Предлагаемая система лингвистических конкурсов подразумевает внеаудиторную творческую работу студентов, как самостоятельную работу, так и под руководством преподавателя. В мероприятиях участвует большое число студентов, поскольку конкурсы проводятся в несколько уровней (кафедральный, университетский, межвузовский) и отвечают разнообразным интересам и увлечениям студентов.
Во внеаудиторной работе по иностранным языкам на факультете прикладной лингвистики достойное внимание уделяется проведению студенческих конференций. Это связано с тем, что с их помощью удается глубже изучать интересный и актуальный материал, вовлекать в самостоятельную работу с различными источниками знаний большое количество студентов с разным уровнем владения языком, теснее осуществлять связь с учебной работой по предмету, систематизировать и обобщать знания и по другим дисциплинам.Цель такого вида конкурса – стимулировать изучение иностранного языка, способствовать расширению страноведческого кругозора студентов и повышению их лингвокультурной компетенции.
Конференции могут различаться по содержанию:
- конференции, обобщающие и систематизирующие знания по программным темам;
- конференции, раскрывающие практическое применение полученных знаний;
- конференции, содержание которых раскрывает жизнь и деятельность великих людей.
- конференции, на которых обобщаются знания межпредметного характера.
И так, расскажем подробнее о ежегодной студенческой конференции «Язык, культура, образование и наука в странах изучаемого языка», проводимой кафедрой иностранных языков для гуманитарных специальностей ИрГТУ. Проведению конференций предшествует длительная работа. За полтора-два месяца до начала конференции проводится предварительная работа. А именно, создается оргкомитет конференции из числа преподавателей кафедры, который определяет круг обсуждаемых проблем и выпускает информационное письмо. В информационном письме студентам предлагаются темы докладов, например:
|
|
- Традиции и обычаи народов страны изучаемого языка.
- Образы и символы страны изучаемого языка.
- Выдающиеся личности страны изучаемого языка.
- Чем может гордиться современный житель страны изучаемого языка.
В процессе подготовки докладов студенты самостоятельно занимаются поиском разнообразных страноведческих материалов, консультируясь по мере необходимости с преподавателем. Активному вовлечению студентов в проведение конференции предшествует этап написания рефератов по теме конференции.
Оргкомитет изучает все представленные доклады и составляет программу конференции. Конференция начинает свою работу пленарным заседанием, где заслушиваются наиболее интересные доклады. Затем начинают работать языковые секции. Официальный язык конференции – иностранный (английский, немецкий, французский, испанский). Студенты, которые имеют низкий уровень владения иностранным языком, могут представить свое выступление на русском языке. Поэтому любой желающий может принять участие в этом мероприятии.
По окончанию работы конференции студенты обсуждают представленные доклады, высказывают свои предложения по организации, отмечают понравившиеся сообщения. Студенты, подготовившие лучшие доклады, награждаются призами и грамотами.
По результатам работы конференции издается сборник материалов.
Принимая участие в подобной работе, студенты учатся понимать разговорный язык, учатся задавать вопросы и отвечать на них, а главное, учатся выступать перед аудиторией.
Подобного рода мероприятие является важным фактором при подготовке молодого специалиста и учёного. Выигрывают все: сам студент приобретает навыки, которые пригодятся ему в течение всей жизни, в каких бы отраслях он не работал: самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, обладать многосторонним взглядом на возникающие проблемы, просто уметь целенаправленно и вдумчиво работать.
Пензева Е.П.
Иркутский государственный технический университет