Этап 1. Определение основной проблемы

Введение

Руководитель любой организации, любого предприятия ежедневно сталкивается с необходимостью принятия решения по какой-либо проблеме.

Принятие управленческого решения – это процесс выбора разумной альтернативы решения проблемы. Альтернатива – это ситуация, в которой надлежит произвести выбор одной из нескольких исключающих друг друга возможностей. Проблемы бывают различными по своей значимости, направленности, степени риска и т.д. Неправильно принятое решение может привести к неблагоприятным последствиям. Поэтому процесс принятия решения является ключевым моментом в системе менеджмента, а результаты реализации принятых управленческих решений служат объективной оценкой искусства руководителя.  Управленческое решение – это фиксированный управленческий акт, который можно представить в виде последовательности определённых операций, а именно: разработка вариантов действий, выбор варианта, его принятие и осуществление. При принятии управленческого решения необходимо придерживаться определённых этапов. Существуют следующие структурные элементы (этапы) задач принятия решений:

1) Выявление проблемы и разработка цели

2) Выбор альтернативы

3) Определение условий, в которых происходит реализация альтернатив

4) Установление критерия успешности решения

5) Правило выбора

6) Определение лица, принимающего решение

7) Принятие решения

Последний этап – принятие решения – является результатом большой проведённой работы руководителя и экспертной группы. От этого решения зависит будущее предприятия, его дальнейшее успешное развитие или же наоборот – ухудшение ситуации, в случае ошибки. Ошибки очень дорого обходятся, поэтому процесс принятия решения крайне важен для любого предприятия.

 

 

1. Исходные данные

 

АО «Самаравтормет» создано в 1991 году и сегодня является одним из основных предприятий по переработке лома чёрных и цветных металлов – сырья для металлургических предприятий. Основное отличие АО «Самаравтормет» по отношению к конкурирующим фирмам это стандартизированность сырья и предоставление укрупненных партий лома. Но двух отличий недостаточно для того, чтобы клиенты сотрудничали именно с этим предприятием.

Как и многие российские предприятия, сегодня АО «Самаравтормет» оказалось в сложной ситуации. Ее причиной является спад производства в стране, что вызвало снижение поставок лома, кризис неплатежей, нестабильность тарифов на железнодорожные перевозки. В создавшейся обстановке перспективы дальнейшего развития весьма неопределенны.

Проведенный на предприятии анализ показал, что источниками проблем являются как внешние, так и внутренние факторы. Лом заготавливается у одних и тех же клиентов, отсутствует поиск новых, было отмечено, что на предприятии ведется слабая работа по исследованию рынка, серьезное положение дел из-за незнания и игнорирования деятельности конкурирующих фирм, неустойчивое финансовое положение, несовершенная организационная структура, слабая мотивация персонала.

                                                     

 

2. Анализ среды организации

2.1 Внутренняя среда организации

 

Цель АО «Самаравтормет»: повышение конкурентоспособности.

Организационная структура АО "Самаравтормет" относится к линейному типу организационной структуры.

 

 


Сущность линейной (иерархической) структуры управления состоит в том, что управляющие воздействия на объект могут передаваться только одним доминантным лицом – руководителем, который получает официальную информацию только от своих, непосредственно ему подчиненных лиц, принимает решения по всем вопросам, относящимся к руководимой им части объекта, и несет ответственность за его работу перед вышестоящим руководителем.

Преимущества линейной структуры объясняются простотой применения. Все обязанности и полномочия здесь четко распределены, и поэтому создаются условия для оперативного процесса принятия решений, для поддержания необходимой дисциплины в коллективе.

В числе недостатков линейного построения организации обычно отмечается жесткость, негибкость, неприспособленность к дальнейшему росту и развитию предприятия. Линейная структура ориентирована на большой объем информации, передаваемой от одного уровня управления к другому, ограничение инициативы у работников низших уровней управления. Она предъявляет высокие требования к квалификации руководителей и их компетенции по всем вопросам производства и управления подчиненными.

Задачи АО «Самаравтормет»:

1. Наладить работу с поставщиками сырья

2. Провести маркетинговое исследование конкурентов

3. Привлечь новых поставщиков и клиентов

4. Создать систему мотиваций

Технология: основной хозяйственной деятельностью предприятия является организация и обеспечение заготовки, переработки и реализации лома и отходов черных и цветных металлов. Однако на сегодняшний день производственные мощности предприятия недостаточно загружены вследствие нехватки сырья, а, следовательно, объём заготовок находится на низком уровне.

Люди в организации: в данной организации слабая мотивация персонала. Значит, можно сделать вывод, что люди работают не в полную силу и не стремятся сделать свою работу лучше. Но существующая на предприятии линейная структура организации труда подразумевает высокую квалификацию сотрудников.

 

2.2 Внешняя среда организации

 

Потребителями продукции АО «Самаравтормет» являются:

ОАО "Самаранефтегаз", ОАО "Роснефть-Новокуйбышевский НПЗ", ОАО "Роснефть-Сызранский НПЗ", ОАО "Роснефть-Куйбышевский НПЗ", СНТК им. Кузнецова, ФГУП "ЦСКБ-Прогресс", Жигулевская ГЭС, МРСК "Волги", ЗАО "Отрадненский ГПЗ", ОАО "ТЗТО", ЗАО "Нефтехимия", ООО "Самара-Электро-Сервис", ОАО "ПриволжскНефтепровод", ОАО "Промсинтез" и многие другие.

Основными конкурентами предприятия являются:

 «Спецсплав», «Профит-Поволжбе», «Феррум Самара», «Феррум-Трейд», «Акрон +», «Тандем СВ», «Профмет», «Профит», «Сталь Союз», «9999».

Крупных поставщиков не имеет

Таким образом, рынком сбыта продукции эмитента являются в основном крупные металлургические комбинаты (заводы) России, такие как ОАО «Северсталь», ООО «Уральская сталь», ОАО «Златоустовский металлургический завод», ОАО «Ашинский металлургический завод» и другие.

2.3 Среда прямого воздействия

 

АО «Самаравтормет» предусматривает возможность возникновения факторов, которые могут негативно повлиять на сбыт продукции, таких как:

1) установление лимита объемных показателей на закупку продукции предприятия основными потребителями;

2) непрогнозируемое (в настоящий момент) изменение ценовой конъюнктуры на рынке черной металлургии.

3) снижение платёжеспособности покупателей в связи с кризисом

4) обострение конкурентной борьбы на рынке лома и снижение рентабельности, как на внутреннем, так и на мировом рынке

 С целью снижения влияния обозначенных факторов, предприятию необходимо проводит следующие мероприятия:

1) снижение постоянных затрат на производство продукции за счет выделения непрофильных производств в отдельные бизнесы;

2) получение дополнительного дохода предприятия на непрофильных направлениях бизнеса;

3) снижение переменных затрат за счет пересмотра норм и нормативов расходования вспомогательных материалов (ГСМ, кислород, резаки и т.п.), затрачиваемых на производство основного вида продукции;

4) снижение затрат на оплату персонала – пересмотр функциональных обязанностей каждого сотрудника и сокращение дублирующих должностей;

5) расширение рынка сбыта за счет поиска новых потребителей продукции по совокупному критерию (цена, объем и платежеспособность);

6) постоянный мониторинг дебиторской задолженности и поиск эффективных (небанковских) схем финансирования основной деятельности с целью ускорения оборачиваемости активов эмитента и отсутствия кассовых разрывов.

 

2.4 Среда косвенного воздействия

 

Факторы данной среды:

1) Технология

Оборудование предприятия устарело на фоне развивающихся технологий. Поэтому необходимо обновление материальной базы предприятия.

2) Состояние экономики

В настоящий момент экономика находится в упадке, переживает кризис. В стране наблюдается спад производства, снижение поставок лома, кризис неплатежей, нестабильность тарифов на ж/д перевозки.

3) Политические факторы

Изменения условий работы на рынке, определяемых государственной политикой по отношению к рынку лома (экспортные пошлины, тарифы, возврат НДС, правила лицензирования), безусловно, оказывают огромное влияние на финансовое положение фирмы.

 


Этап 1. Определение основной проблемы

 

На предприятии АО «Самаравтормет» существует сразу несколько проблем:

1. Отсутствие новых клиентов

2. Несовершенная организационная структура

3. Неверная кадровая политика

4. Нехватка сырья

5. Затруднённое финансовое положение

6. Отсутствие информации о конкурентах

Я считаю, что все выше перечисленные проблемы вытекают из одной очень важной для любого предприятия. Это повышение конкурентоспособности. Предприятия с высокой конкурентоспособностью привлекательны. Следовательно, появятся новые клиенты, а значит и новые финансовые потоки. Из проблемы повышения конкурентоспособности вытекают и следующие две проблемы: усовершенствование структуры и кадровой политики предприятия. Эти два фактора оказывают большое влияние на уровень конкурентоспособности. Они отвечают за эффективность производства. Только решив все вышеперечисленные проблемы, можно повысить конкурентоспособность организации. Поэтому я считаю, что именно проблема повышения конкурентоспособности является основной.

Факторы конкурентоспособности  предприятия:

- высокое техническое оснащение;

- квалифицированный персонал;

- любые формы оплаты;

- самовывоз лома от поставщика;

- немедленный расчет;

- удобное географическое расположение производственных участков;

- ценовая политика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: