Диагностика и динамика навыков диалогического общения в процессе организации культурно-досуговой деятельности на уроках английского языка

 

Важной частью моей курсовой работы явилась разработка и проведение педагогического исследования. Хотелось получить более точные характеристики изучаемого педагогического явления (развития диалогических навыков), изучить его связь с другими явлениями и определить наиболее эффективные условия их использования.

Для проведения педагогического исследования был выбран 4 класс базовой школы №12 города Ишима. Дадим краткую психолого-педагогическую характеристику данных групп учеников.

4 класс МОУ СОШ №12, Всего в классе 21 человек. Из них 13 девочек и 8 мальчиков. Средний возраст учеников 10 лет. В данном коллективе организованна группа детей, составляющая актив класса. В него входят пятеро человек: ответственный за дежурство, культмассовый сектор, спортивный и учебный секторы, а так же староста, который отвечает за деятельность класса. Класс следует отнести к среднедисциплинированному. Уровень воспитанности соответствует нормам поведения, допустимого в школе. Не все ученики класса принимают участие в общественной работе. В коллективе сложились благоприятные межличностные отношения, проявления антипатии у учащихся друг к другу не наблюдается. В классе существует система традиций. Дети всегда поздравляют одноклассников с днем рождения, каждый год девочки дарят подарки мальчикам на двадцать третье февраля, а те в свою очередь готовят сюрпризы девочкам к восьмому марта.

В ходе прохождения педагогической практики, мною была проведена диагностика уровня развития диалогических навыков в рамках изучения английского языка. Для этого мы зафиксировали начальный уровень диалогических навыков по пяти критериям. К этим критериям относятся:

1. Использование английских коммуникативных выражений.

2. Умение задавать вопросы, учитывая словарный запас младших школьников.

3. Умение отвечать на вопросы, не выходя за рамки учебной программы.

4. Навыки оперирования языковыми средствами в коммуникативных целях.

5. Речемыслительная активность учащихся.

Начальный уровень диалогических навыков в 4 классе представлен ниже в таблице.

 

Ф.И.О. ученика 1 2 3 4 5 Ср. п-ль каждого уч-ся
1. Белешева Света 3 2 0 2 3 2
2. Нелюбина Настя 4 4 3 4 3 3,6
3. Крюкова Екатерина 3 2 3 0 2 2
4. Усольцева Ксюша 2 3 2 2 0 1,8
5. Русакова Анжелика 5 4 4 4 5 4,4
6. Горюнов Никита 3 2 2 2 0 1,8
7. Майоров Дима 3 2 0 0 3 1,6
8. Ваккер Юлия 4 4 3 4 4 3,8
9. Головнева Анна 4 5 4 4 4 4,2
10. Шалыгина Даша 3 4 4 4 3 3,6
11. Турышева Кристина 4 4 4 4 4 4
Средний показатель по каждому критерию 3,4 3,2 2,6 2,7 2,8 2,9

 

Мы оценили уровень коммуникативных навыков школьников по пятибалльной системе:

«0» – вообще не владеющие коммуникативными навыками по данному критерию;

«1» – почти не владеющие;

«2» – низкий уровень владения;

«3» – удовлетворительный уровень владения;

«4» – хороший уровень владения;

«5» – отличный показатель владения по критерию уровня коммуникативных навыков учащихся.

Средний показатель по использованию английских коммуникативных выражений у учащихся – 3,4 балла. Из них 1ученик имел низкий уровень владения коммуникативным навыком, и остальные удовлетворительный. По второму критерию четверо школьников показали низкий уровень, еще 1 ученик – удовлетворительный, остальные дети умеют хорошо задавать вопросы, таким образом, средний показатель составил 3,2 балла. По следующему критерию было отмечено, что 2 человека вообще не обладали умением отвечать на вопросы, двое имели низкий уровень по этому критерию и семь школьников – удовлетворительный. Навыком оперирования языковыми средствами в коммуникативных целях 2 человека владели на низком уровне, трое учеников вообще не владели этим навыком. В результате наблюдения выяснилось, что по четвертому критерияю средний показатель – 2.7 балла. По последнему критерию три ребенка вообще не обладали речемыслительной активностью, низкий уровень выявлен у одного учащегося, 8 учеников были оценены удовлетворительно. Речемыслительная активность учащихся в среднем составил 2.8 балла. Таким образом, средний показатель учеников 4 класса по пяти критериям уровня диалогических навыков – 2,9балла.

Данные результаты были получены в самом начале моего исследования. В конце исследования были получены следующие результаты:

1. Использование английских коммуникативных выражений.

2. Умение задавать вопросы, учитывая словарный запас младших школьников.

3. Умение отвечать на вопросы, не выходя за рамки учебной программы.

4. Навыки оперирования языковыми средствами в коммуникативных целях.

5. Речемыслительная активность учащихся.

 

Ф.И.О. ученика 1 2 3 4 5 Средн. п-ль каждого учащ-ся
1. Белешева Света 3 2 2 3 3 2,6
2. Нелюбина Настя 4 4 4 4 3 3,8
3. Крюкова Екатерина 3 3 3 3 2 2,8
4. Усольцева Ксюша 3 3 2 3 0 2,2
5. Русакова Анжелика 5 4 5 5 5 4,8
6. Горюнов Никита 3 2 3 3 2 2,6
7. Майоров Дима 3 3 2 2 3 2,6
8. Ваккер Юлия 4 4 4 5 4 3,4
9. Головнева Анна 4 5 5 5 4 3,8
10. Шалыгина Даша 4 5 4 4 3 4
11. Турышева Кристина 5 4 5 4 4 4,4
Средний показатель по каждому критерию 3,7 3,5 3,5 3,7 3 3,3

 

Средний показатель по использованию английских коммуникативных выражений у учащихся – 3,7 балла, предыдущий результат-3,4 балла. По второму критерию средний показатель составил 3,5 балла, предыдущий-3,2 балла По следующему критерию был отмечен средний уровень умения отвечать на вопросы, равный 3,5 баллам, предыдущий результат — 2,6 балла. Уровень навыка оперирования языковыми средствами составил 3,7 балла, предыдущий результат — 2,7 балла. По последнему критерию - «речемыслительная активность» - 3 балла, предыдущий результат — 2,8 балла. Таким образом, средний показатель учеников 4 класса по пяти критериям уровня диалогических навыков – 3,3 балла, предыдущий результат — 2,9 балла.

Подсчитав и сравнив полученные результаты исследования, была выявлена положительная динамика. Разница результатов составила 0, 4 балла.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: