Результаты эмпирического исследования

Анализ результатов данного исследования, целью которой является выявление связи между готовностью супругов к конструктивному решению семейных конфликтов и их личностными взаимоотношениями, проводился методами прикладной статистики.

Применялись следующие методы:

- метод ранговой корреляции Спирмена;

- U критерий различий Манна-Уитни.

С целью диагностики ряда особенностей характера человека нами был проведен Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии (WIPPF). Были получены результаты по 27 шкалам: аккуратность, чистоплотность, пунктуальность, вежливость, честность, усердие и т.д. Данные были занесены в таблицу №2 (см. приложение №1). По всем шкалам были получены средние значения, например по шкале «Аккуратность» средним значением среди всех пар является 7,6, когда минимальный полюс данной шкалы 3 (беспорядок, небрежность, Содом и Гоморра, разбрасывать вещи и не убирать за собой), а максимальный – 12 (педантичность, стерильность, уборка). По данным этого исследования можно сделать вывод о невысоком уровне конфликтности исследуемых семей, т.к. при критических значениях конфликты были бы неизбежны. По остальным шкалам в среднем результаты исследования попадаю в диапазон от 7,3 до 8,3, что подтверждает наше предположение о наличии у исследуемых пар личностных качеств, способствующих снятию напряжения и конструктивному разрешению конфликтов. Для удобства статистической обработки мы суммировали значения каждой шкалы для каждого испытуемого.

Для исследования семейного благополучия нами был проведен опросник ПЭА. В результате были получены эмпирические данные по трем шкалам (см. приложение №2): понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность. Для анализа связей нами были использованы только первые две шкалы, т.к. по нашему мнению понимание и эмоциональное притяжение имеют большую значимость для эмоциональной обстановки в семье. В среднем все испытуемые оценили понимание в семье на 22,9 баллов при максимальном значении 30, а минимальном 0. Это говорит о достаточно высоком уровне понимания в исследуемых супружеских парах.

С целью выявление степени удовлетворенности-неудовлетворенности, согласованности-рассогласованности удовлетворенности браком в конкретной супружеской паре нами был проведен опросник удовлетворенности браком. Данные исследования были занесены в таблицу №3 (см. приложение №2).

В результате проведенного нами исследования, было выявлено следующее распределение супружеских пар по категориям, результаты представлены в табл. №1.

Таблица №1

 № Категории Количество пар
1 абсолютно не благополучные 0
2 неблагополучные        2
3 скорее неблагополучные 2
4 переходные 2
5 скорее благополучные 6
6 благополучные 12
7 абсолютно благополучные 6

 

Анализируя полученное распределение, можно сделать вывод о том, что большинство исследуемых пар являются благополучными.

С помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена была выявлена прямая значимая связь между положительными личностными качествами и пониманием в семье (см. приложение №3). Нами был получен коэффициент ранговой корреляции Спирмена равный 0,7 при критическом значении 0,36, что доказывает значимость и достоверность изучаемой нами связи. В результате этого можно сделать вывод о том, что доминирование положительных личностных качеств благоприятно влияет на понимание супругов в семье. Рассмотрим эту связь на примере одной из шкал Висбаденского опросника «Доверие». В семье, где люди доверяют друг другу, можно открыто рассказать о своих чувствах и мыслях, идеалах, мечтах, сильных и слабых сторонах, не видя в этом никакого вреда. Там царят понимание, любовь, терпимость и сочувствие, горе и радость делятся на всех, мечты и заветные желания стараются осуществлять вместе. Одними из важных социальных потребностей человека являются потребности во внимании, понимании, поддержке и заботе. Все это каждый человек стремиться найти в семейном кругу, в первую очередь в лице своего супруга. Если эти потребности удовлетворяются, то отношения супругов поднимаются на более высокий уровень. На этом примере мы показали взаимосвязь положительных личностных качеств и понимания в семье. Остальные личностные качества, показанные нами в остальных шкалах так же положительно влияют на понимание в семье.

Для анализа взаимосвязи между положительными личностными качествами и эмоциональным притяжением был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена (см. приложение №4). Нами был получен коэффициент ранговой корреляции Спирмена равный 0,42 при критическом значении 0,36, что доказывает значимость и достоверность изучаемой нами связи. В результате этого можно сделать вывод о том, что доминирование положительных личностных качеств благоприятно влияет на эмоциональное притяжение. Данную связь можно наглядно продемонстрировать на примере одной из шкал Висбаденского опросника «Честность». Это тоже один из принципов развития в семье. Сейчас очень много лжи в человеке, в семье, в обществе. И она влияет на жизнь. Честный взгляд на себя, на события, на других людей позволяет увидеть истинные причины проблем, а значит, и найти верные решения. Поэтому развитие честности включено как обязательный элемент в фундамент построения счастливой семьи и положительно влияет на эмоциональные отношения в семье.   

С целью выявления взаимосвязи между удовлетворенностью супругов браком и положительной направленностью их личностных качеств был так же использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена (см. приложение №5), который оказался незначительно ниже критического значения, что говорит о наличии тенденции взаимосвязей этих показателей. Эту связь можно подтвердить примером. Рассмотрим шкалу Висбаденского опросника «Бережливость» и ее влияние на удовлетворенность супругов браком. Бережливость можно рассматривать в нескольких аспектах: не только как нормальное отношение к ресурсам, но и как отношение к ценностям в браке. Если супруги ценят нажитые совместным трудом материальные ресурсы, а так же бережно относятся друг к другу, это способствует повышению удовлетворенности браком. Возможна и противоположная ситуация, именно поэтому мы говорим лишь о наличии тенденции.

Нами было выдвинуто предположение, что существует разница в восприятии семьи в целом между женщинами и мужчинами. Данная гипотеза была проверена с помощью U критерия Манна-Уитни, который показал нам отсутствие значимых различий между этими показателями, что говорит об одинаковом восприятии понимания в семье, эмоционального притяжения, удовлетворенности браком мужчинами и женщинами.


ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Александров И.Ф. Семья как первичная ячейка и как субъект права //Актуальные проблемы поведения. №3, 2003.2. Гаспарян В.А. Семья на пороге ХХІ века: социологические проблемы.-М.: Наука, 172с.3. Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996. 160с.4. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы /Отв. ред. А.И. Антонов.-М.: Наука, 2000.

5. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии.-Л: Изд-во ЛГУ, 1982.-128с.

6. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов-СПб.: Речь, 2006. - 360 с.8. Кваша Б.Ф., Спицнадель В.Б., Минко Н.И. Ценностные основы семьи.-СПб., 2007.-42с.9. Левин А.И., Левина Л.В. Современная семья и ее еволюция в условиях перехода к постниндустриальному обществу.-Курск, 2001.- 218с.10. Меньшутин В.П. Помощь молодой семье. М., 1990.11. Полутин С.В. Молодежь в системе социального воспроизводства: социологический анализ. Саранск, Изд-во Мордовского университета, 2000.- 125с.

12. Психологическая культура семейных отношений. Методические материалы.- М.: Высшая школа, 1988.-336с.

13. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.:Питер, 2007 – 464с.14. Семечкин Н.И. Социальная психология.- СПб.:Питер, 2004.-375с.15. Синицына Л.Н. Гендерные стереотипы и реальность современной культуры.-М.: Наука, 2002.-102с.16. Сокольникова Э.И. Семья как царство любви и добра. М., 1996.

17. Социальная психология /под ред. А.В. Петровского.- М.: Просвещение, 1987.-224с.

18. Сысенко В.А. Супружеские конфликты, М., 1983.19. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Материалы к программе "Этика ипсихология семейной жизни" М.,1999.20. Фромм Э. Мужчина и женщина.-М.: Изд-во АСТ, 1998.-512с.21. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978.

22. Канатаев Ю.А. Психология конфликта. – М.: ВАХЗ, 1992.

23. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций.- М.: Апрель-Пресс, 2000.-512с.

24. Этика и психология семейной жизни. Пособие для учителя. М., 1984.

25. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

Таблица №2

Шкалы

Сумма

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

1 м

8

6

7

9

9

7

8

5

7

6

10

7

7

10

11

6

8

11

8

4

5

9

10

10

8

9

9

214

1 ж

7

9

10

7

10

5

7

9

7

9

8

7

9

6

4

8

9

7

10

9

8

9

9

6

7

7

6

209

2 м

8

6

9

8

10

8

9

9

8

10

8

9

7

10

8

8

8

10

10

8

5

9

11

11

7

8

7

229

2 ж

8

6

10

9

9

8

9

8

8

9

6

7

9

10

9

11

8

9

10

6

7

8

11

11

10

7

9

232

3 м

8

4

8

8

9

9

8

7

6

7

7

7

8

10

9

8

10

10

8

7

6

9

8

8

8

9

5

211

3 ж

10

9

11

11

8

7

8

8

8

8

10

6

9

7

9

8

10

8

10

10

7

10

7

11

7

7

10

234

4 м

8

5

7

7

9

7

8

9

8

5

7

8

6

8

10

8

8

7

9

6

7

8

7

7

6

8

7

200

4 ж

7

8

7

9

8

9

8

8

7

8

6

6

10

11

7

8

7

10

8

8

9

10

9

6

8

10

5

217

5 м

6

3

8

6

6

9

8

6

7

6

8

6

7

7

10

9

8

7

7

7

3

10

10

7

7

7

6

191

5 ж

8

7

11

10

8

9

6

7

6

8

8

8

10

10

7

8

8

7

7

7

7

8

8

8

6

8

7

212

6 м

8

9

6

9

9

6

8

10

8

9

6

10

11

9

8

8

11

9

7

7

9

11

11

6

5

8

6

224

6 ж

8

11

8

8

11

7

10

6

6

7

8

9

9

10

10

9

9

10

5

5

8

11

9

9

9

9

7

228

7 м

8

6

8

9

9

11

8

9

8

8

9

7

8

9

9

7

8

10

10

6

8

10

8

9

8

10

8

228

7 ж

9

10

7

11

10

8

9

9

9

10

9

9

10

9

9

12

8

9

9

8

9

10

11

10

10

10

11

255

8 м

8

8

10

8

8

9

7

7

8

8

8

8

7

8

9

8

8

8

8

6

6

9

10

8

8

9

8

217

8 ж

10

11

10

11

10

10

9

10

9

9

9

11

11

10

10

10

11

8

8

8

10

10

10

9

7

8

9

258

9 м

8

9

9

9

7

7

10

8

8

10

7

9

7

10

8

8

9

8

8

5

8

9

8

9

6

8

7

219

9 ж

8

9

8

9

7

7

7

8

7

9

7

7

8

9

7

9

8

7

7

6

5

7

8

9

7

7

8

205

10 м

7

7

11

8

8

7

10

8

7

6

10

8

8

9

9

9

9

9

8

7

6

9

8

8

9

10

7

222

10 ж

7

8

9

7

7

6

6

5

6

7

7

7

7

7

7

7

3

7

8

7

9

7

5

6

6

7

9

184

11 м

3

8

7

6

8

7

8

7

8

7

7

7

7

6

7

8

5

10

7

7

7

8

7

6

8

8

8

192

11 ж

6

7

6

7

7

7

6

7

6

6

4

6

5

9

9

7

9

7

6

6

6

10

10

8

8

8

5

188

12 м

6

6

9

4

8

6

7

8

5

7

9

10

10

6

4

5

5

8

7

5

4

4

6

4

9

6

6

174

12 ж

5

8

6

9

5

8

6

9

4

4

5

8

10

6

6

7

6

6

7

8

8

6

9

5

6

8

10

185

13 м

5

9

5

6

10

7

7

7

6

6

7

7

10

6

6

4

3

6

8

7

7

5

7

5

6

7

5

174

13 ж

9

6

7

8

7

7

6

7

8

7

6

7

7

7

3

11

5

7

5

7

9

8

9

11

8

7

8

197

14 м

5

6

7

7

7

8

7

8

7

8

9

8

9

9

8

7

7

8

6

5

3

5

8

10

6

8

9

195

14 ж

6

5

9

4

6

7

9

7

8

6

5

6

5

9

10

5

6

8

5

7

6

8

4

6

8

7

8

180

15 м

8

5

9

7

7

4

7

8

6

8

6

10

6

9

9

6

8

10

7

10

7

6

9

6

9

5

9

201

15 ж

11

6

8

8

8

7

9

5

9

7

8

7

9

6

7

10

7

8

6

9

7

4

8

11

6

7

7

205

16 м

6

7

9

5

8

10

6

4

7

9

7

7

3

10

7

8

4

7

7

8

7

7

8

7

5

4

4

181

16 ж

8

6

5

10

10

12

4

9

9

4

7

7

7

4

8

11

8

10

7

7

6

7

7

10

6

9

7

205

17 м

7

7

8

5

6

8

8

6

5

8

8

6

6

9

6

10

7

9

7

6

8

7

6

10

6

10

7

196

17 ж

8

8

7

9

6

8

7

7

9

6

4

7

9

8

6

9

7

9

6

10

7

10

6

12

8

8

11

212

18 м

8

10

8

9

8

9

6

9

7

8

9

6

9

7

8

8

9

8

9

5

5

9

11

10

7

4

8

214

18 ж

3

4

5

5

6

5

5

6

9

11

9

8

10

5

9

6

8

5

11

5

11

11

8

9

7

9

8

198

19 м

10

6

8

8

11

6

9

8

6

9

9

6

5

7

9

9

8

6

10

9

8

6

7

9

7

10

10

216

19 ж

5

8

9

8

9

8

8

8

6

9

6

7

10

8

6

7

8

7

8

7

9

5

10

5

8

8

6

203

20 м

10

8

6

9

7

8

6

8

7

7

7

3

9

7

5

7

8

6

9

5

7

6

7

8

7

8

6

191

20 ж

8

8

9

7

8

8

8

9

8

7

8

9

6

9

8

10

3

6

8

8

9

9

11

4

7

9

8

212

21 м

8

8

7

7

7

8

8

6

10

6

8

5

7

9

7

9

10

10

7

9

8

7

9

8

6

9

9

212

21 ж

6

9

8

9

8

8

10

8

7

5

8

9

6

4

7

8

9

9

9

7

9

7

6

11

9

8

9

213

22 м

7

9

6

8

8

8

7

8

9

5

8

8

9

6

8

9

7

8

8

9

8

7

8

8

8

10

10

214

22 ж

8

10

9

6

6

8

8

7

8

6

9

10

7

9

10

7

8

5

6

8

7

7

8

11

6

9

10

213

23 м

11

8

9

10

10

11

10

7

10

10

9

8

7

9

10

7

11

7

8

9

5

8

8

7

8

6

8

231

23 ж

8

9

6

7

11

10

8

8

7

8

6

4

8

8

10

7

4

6

8

8

8

9

7

10

6

8

9

208

24 м

6

6

8

9

9

9

10

9

7

7

10

8

10

8

9

10

7

6

8

8

9

11

7

9

9

10

5

224

24 ж

9

9

10

7

5

6

7

9

9

8

6

8

8

10

8

5

6

8

10

7

9

8

6

8

6

8

7

207

25 м

10

8

7

6

8

8

8

7

8

8

10

5

7

8

8

7

8

8

11

7

9

8

5

9

8

7

8

211

25 ж

7

9

10

10

11

7

8

11

6

8

9

10

7

8

9

8

8

8

5

6

7

6

10

7

5

4

9

213

26 м

8

9

9

8

7

6

5

9

9

7

10

7

10

6

8

9

8

8

10

4

6

10

8

7

9

7

6

210

26 ж

8

9

7

9

10

11

8

10

8

10

10

10

6

10

8

7

8

9

6

8

12

9

8

10

8

9

5

233

27 м

7

9

7

9

9

11

8

10

6

6

7

9

7

8

9

7

7

6

8

8

10

7

7

8

9

10

9

218

27 ж

8

5

9

8

10

10

9

7

9

6

8

9

8

10

7

7

9

6

5

7

9

7

9

11

7

10

11

221

28 м

8

10

7

9

9

7

8

10

8

9

8

6

9

8

6

7

7

10

7

11

4

7

8

7

10

7

9

216

28 ж

7

8

7

9

7

7

9

7

11

7

9

8

7

8

9

7

4

7

9

9

6

8

7

8

7

7

5

204

29 м

9

10

10


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow