Анализ и обработка результатов исследования

 

 Результаты по тесту НЛО представлены в таблице 1 и в диаграмме 1.

Таблица 1

Результаты исследования направленности в общении 

№№ Баллы Доминирующий тип направленности в общении
1   диалогическая
2   авторитарная
3   диалогическая
4   диалогическая
5   диалогическая
6   альтуистическая
7   диалогическая
8   индефферентная
9   диалогическая
10   индефферентная

 

Рис. 1.   Анализ результатов исследования по методике НЛО

 

Итак, по результатам данного исследования видно, что у исследуемых воспитателей выявлены разные типы направленности в общении.

В основном представлено диалогический уровень направленности (60%), являющийся наиболее предпочитаемой формой меж­личностного взаимодействия, основанной на субъект - субъектных (личностных) отношениях. Ей соответствует позиция признания равенства по правам, а не по возможностям.

 В двух случаях выявлен индефферентный тип направленности  (20%), 1 авторитарный (10%) и 1 альтруистический (10%).

Результаты по методике общего уровня общительности представлены в таблице 2 и диаграмме 2.

Таблица 2

Результаты исследования уровня  общительности по методике  В.Ряховского

№№ Баллы Общий вывод об уровне общительности
1 16 заниженный
2 19 заниженный
3 13 о/низкий
4 19 заниженный
5 11 о/низкий
6 12 о/низкий
7 19 заниженный
8 14 о/низкий
9 22 средний
10 11 о/низкий

 

Рис. 2.   Анализ результатов исследования уровня  общительности по методике В. Ряховского

Итак, по результатам данного исследования видно, что у воспитателей в основном наблюдается заниженный и низкий  уровень общительности.

Высокий уровень общительности не показал никто (0%), средний –1 человек, заниженный –  4 человека, очень низкий –  5 человек.

Из данных диаграммы 1 видно, что средний уровень общительности воспитателей 10%, высокий уровень – 0%, заниженный – 40% и очень низкий – 50%.

 

 

Практические рекомендации

 

Для повышения уровня развития общительности нами была разработана система занятий (Приложение 3) по формированию коммуникативных и умений педагогов и стилей общения. В основу программы легли работы А.С. Прутченкова и Ф. Бурнарда.

 Программа  представляет собой разработки занятий на повышение уровня общения, коммуникативных и организаторских умений, стиля общения педагогов.

Система занятий построена из расчета 10 занятий по 2 упражнения по 1,5- 2 часа в неделю по выходным. В группе – 10 человек.

Одно занятие содержит упражнение на развитие общения и эмпатии и упражнение на развитие коммуникативных или организаторских умений.

 

Заключение

 

В заключение, проведя теоретические и практические исследования, необходимо сделать следующие выводы:

Проблема человеческого общения и его места в развитии представлений человека о самом себе является одной из актуальнейших в ряду тех, над которыми работает психологическая наука.

Концепции рассматривают общение как самостоятельную категорию, которая имеет свои внутренние закономерности развития и выступает как взаимодействие субъектов; как основа межличностных отношений и условие развития личности; как обмен информацией. Общение разворачивается в условиях наличия коммуникативной потребности, инициативности и активности субъекта. Общение является сложным, многоуровневым и многофункциональным социальным явлением. С позиций современных концепция нами охарактеризованы три взаимосвязанные стороны общения: информационная (коммуникационная), интерактивная и перцептивная.

В общении как в процессе последовательных действий, поведенческих актов (как вербальных, так и невербальных) происходит обмен информацией, ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий и антипатий, характера взаимоотношений, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление и регулирование совместной деятельности. В деловом общении людей объединяют интересы дела и совместная деятельность, направленная на достижение общих целей. Основной принцип деловых взаимоотношений – рациональность, поиск средств повышения эффективности сотрудничества.

Коммуникативная деятельность, как и любая другая деятельность, характеризуется определенным сти­лем. В широком смысле слова стиль деятельности (например, управленческой, производственной, педагогической) — устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее осуществления.

Он обусловливается спецификой самой деятель­ности, индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта.

В собственно психологическом, узком смысле индивиду­альный стиль - «это обусловленная типологиче­скими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуще­ствлению данной деятельности, индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновеши­вания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными. Стили общения прежде всего подразделяются на три общих вида: авторитарный, демократический и либерально-попустительский, наполняясь в то же время собственно «педагогическим» содер­жанием внешними условиями деятельности»

Проведено эмпирическое исследование общения на примере группы воспитателей ДОУ № 30. Определен общий уровень общительности, тип направленности в общении.

Для педагогов большее значение имеет хорошо развитые коммуникативные навыки, стремление расширять сферу контактов, умение убеждать и добиваться своих целей.

Анализ результатов эмпирического исследования показал, что педагоги обладают заниженным и низким уровнем общительности.

У педагогов выявлен в основном диалогический уровень направленности (60%), являющийся наиболее предпочитаемой формой меж­личностного взаимодействия. В двух случаях выявлен индефферентный тип направленности (20%), 1 авторитарный (10%) и 1 альтруистический (10%).

Для повышения уровня развития общительности и стиля общения нами была разработана система. В основу программы легли работы А.С. Прутченкова и Ф. Бурнарда.

Таким образом, гипотеза доказана, цели достигнуты, задачи решены.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аболин Л., Иванова Н. И др. О восприятии и понимании ребенка. - Казань: «Карпос», 1996.-197 с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ.-1969.- 314 с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Владос.- 1998.- 329 с.

4. Бодалев А.А. К проблеме социальной перцепции. Сб. Эксперимен­тальная и прикладная психология. Л.,1970, 54-58 с.

5. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. - Рига, 1984.-300 с.

6. Буева Г.А. Человек: деятельность и общение М., 1978,132 с.

7. Бэрон Р., Ригардсон Д. Агрессия. - СПб.:Питер, 1998. -170 с.

8.  Выготский Л.С. Младенческий возраст // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. – 678 с.

9. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. - М.:Наука.- 1966.-160 с.

10. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.М.,1987, с.123

11. Запорожец А.В. Об эмоциях и их развитии у ребенка. - М., 1986.

12. Запорожец А.В. Развитие эмоционально регуляции действий у ребенка//Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси. 1971

13. Костандов Э.А. Восприятие и эмоции. - М.: Педагогика.- 1977.-289 с.

14. Крек Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте// Вопросы психологии 1997.-№2.-С.48-60

15. Леонтьев А.Л. Педагогическое общение М., 1979,С. 118

16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. 326 с.

17. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоции: Тексты. — М., 1984.-298 с.

18. Леонтьев Н.Н. Проблемы развития психики. - М.:Наука.- 1984.-289 с.

19. Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Вопр. психол. 1961. № 3. С. 117-124.

20. Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых 7 лет жизни // Вопр. психол. 1978. № 5. С. 72-78.

21. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.

22. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев, 1983.

23. Маралов В.Т., Фролова Л.П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста. - Череповец, 1995. -130 с.

24. Мудрик А.В. Педагогические проблемы свободного общения стар­шеклассников. Автореферат канд.дисс.,1970, 25 с.

25. Марцинковкая Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М.:Прогресс.- 1997.-117 с.

26. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников / Под ред. М.И. Лисиной. М., 1974.

27. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым / Под ред. М.И. Лисиной. М., 1985.

28. Общение и формирование личности школьников/Под ред. А.А.Бода­лева, Р.Л.Кричевский, М.,1987. - 250 с.

29. Онишенко Г.И. К проблеме регулятивной функции эмоции в психологии. - Одесса., 1986.

30. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 368 с.

31.  Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. М.: Педагогика, 1974.

32. Рейковская Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: Наука.- 1979.-198 с.

33. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988.-197 с.

34. Рубинштейн С.Л. Общая психология. М.:ИНФРА-Норма.-1999.-560 с.

35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М., 1989 — Т II — С. 176.

36. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопр. психол. 1994. № 6. С. 5-16.

37. Сорокоумова А.Е. Уроки общения в начальной школе. Методическое пособие. - АО «Мэрия», 1994.-89 с.

38. Титаренко Т,М. Такие разные дети. Киев.: Радянска школа.-1989.- 231 с.

39. Эльконин Д.Б. Из научных дневников // Избр. психол. тр. М.: Педагогика, 1989.

40. Якобсон П.М. Психология чувств. - М.:Педагогика.- 1958.-200 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Текст опросника. «Пожалуйста, в опросном листе укажите свои данные. А сейчас представьте, пожалуйста, что Вам необходимо обсудить с хорошо знакомым человеком важную для Вас обоих проблему. Из предлагаемых вариантов окончания фраз выберите тот, который соответствует Вашим представлениям о том, как бу­дет происходить это общение.

Старайтесь выбирать быстро, помня, что нет «хороших» и «пло­хих» ответов, - важно, чтобы они отражали Ваше мнение. Отве­чать следует строго в порядке предъявления предложений, возвра­щаться к «ответам» после ознакомления с последующими фраза­ми нельзя.

I. Я обычно начинаю общение...

1 — с улыбкой и искренней доброжелательностью;

2-е высказывания своей точки зрения, своих требований;

3 — когда мне это выгодно;

4 — чем я могу помочь собеседнику;

5 — когда собеседник сделает первый шаг;

6 — как получится.

II. Мне нравится такое общение...

1 — которое мне не мешает;

2 — если оно происходит без противоречий и мне все ясно;

3 — когда чувствуешь, что ты нужен человеку и можешь ему помочь;

4 — в котором я получаю то, что мне надо;

5 — которое приносит мне удовольствие, меня понимают и не возражают;

6 — если каждый высказывает свою мысль и мы открываем что-то новое.

III. Если собеседник перестает меня слушать...

1 — виновата я сама, пытаюсь вернуть его внимание, спраши­ваю, чем я могу помочь;

2 — пусть он сам говорит;                                                         

3 — продолжаю говорить;

4 — очень важно вместе понять почему;

5 — я обижаюсь и высказываю ему свои возмущения;

6 — значит, он что-то задумывает против меня.

IV. Если в общении назревает конфликт...                             

1 — то мои действия зависят от силы соперника;

2 — надо твердо стоять на своем;

3 — важно понять его причины и действовать сообща и кор­ректно;

4 — ну и пусть назревает;

5 — обязательно надо его сгладить, перейти на другую тему;

6 — я сама виновата, постараюсь исправить свою оплошность.

V. Если собеседник не отвечает на мой вопрос...

1 — постараюсь понять почему и действую соответственно;

2 — это не важно, не буду приставать; 3-я замолкаю, теряюсь;

4 — я обижаюсь и прекращаю всякое общение с ним;

5 — значит, ему плохо, спросила что-то не так;                      

6 — значит, я нащупала его слабое место.

VI. Собеседник меня перебивает...

1 — если что-то дельное — пусть;

2 - я выслушиваю его, иногда прошу дать мне возможность досказать его мысль;

3 — делаю замечание один раз, потом обижаюсь;

4 — я замолкаю и слушаю;

5 — значит, у него плохие нервы, надо это учесть;

6 — значит, я долго говорю, а у человека что-то важное,

VII. В конце разговора...

1 — мы смотрим друг на друга, улыбаемся и договариваемся о встрече;

2 - я испытываю удовлетворение, если меня поняли;

3-я сообщаю о том, что беседа была приятной, и делаю выво­ды про себя;

4 — собеседник должен остаться доволен разговором;

5 — собеседник подводит итоги;

6 —«подбивается» результат.

Бланк фиксации ответов

Ф. И. ребенка___________________________________________

Кто отвечает (нужное подчеркнуть): мать, отец, педагог (указать

Ф. И. О.)_______________________________________________

Группа___________________

Номера ответов Н
I 1 23456  
II 123456  
III 123456  
IV 123456  
V 123456  
VI 123456  
VII 123456  

Последняя (пустая) графа «Н» испытуемыми не заполняется. С ней работает психолог — он фиксирует букву, соответствующую той или иной направленности. Это соответствие отражено в клю­че, с помощью которого определяют, какую из направленностей выбрал обследуемый в каждом из утверждений как наиболее соот­ветствующую его представлениям.

Обработка и интерпретация результатов осуществляется с помощью ключа.

   

Тип направленности

 
  Д А М Ал К И
I 1 2 3 4 5 6
II 6 5 4 3 2 1
III 4 5 6 1 2 3
IV 3 2 1 6 5 4
V 1 4 6 5 3 2
VI 2 3 5 6 4 1
VII 1 2 3 4 5 6

Методика позволяет выявлять следующие типы направлен­ности:

1. Диалогическая (Д) — наиболее предпочитаемая форма меж­личностного взаимодействия, основанная на субъект-субъектных(личностных) отношениях. Ей соответствует позиция признания равенства по правам, а не по возможностям.

Субъектные отношения основываются на принятии друг друга как ценностей самих по себе и предполагают ориентацию на ин­дивидуальную неповторимость каждого из субъектов общения. Как полагает Г. А. Ковалев, «эти отношения представляют собой тот оптимальный психологический фон организации контактов, к которому должны стремиться все люди и который при адекватной внешней репрезентации и внутреннем принятии приводит к под­линному взаимораскрытию, личностному взаимообогащению вза­имодействующих на этом уровне людей» [32, с. 49]. Таким обра­зом, общение как диалог разворачивается в условиях адекватного отражения людьми друг друга.

Недиалогическая — форма объект-субъектных и объект-объектных отношений, основанных на позиции «иметь» (по Э. Фромму), рассматриваемой как разновидность потребительс­кой установки (во всем ее многообразии). Для недиалогического типа общения свойственно отсутствие открытого выражения чувств. Различают следующие виды недиалогической направлен­ности в общении:                                                               

Авторитарная (А) — позиция признания главенства соб­ственной силы и прав в ущерб партнеру.

Альтруистическая (Ал) — позиция принятия ответственно­сти на себя, но большую значимость имеет другой, который воспринимается слабым и нуждающимся в участии.

Манипулятивная (М) — позиция, отличающаяся сокрыти­ем истинных целей общения и взаимодействия или их мас­кировкой, что в итоге ведет к потере доверительности меж­ду партнерами.

Конформистская (К) — позиция приспособления, подчине­ния, ухода от ответственности в принятии решений, пере­кладывание ее на других, что в конечном счете приводит к психическим перегрузкам, состоянию безысходности.

Индифферентная (И) — позиция безразличия по отноше­нию к личности партнера, когда во главу угла ставится дело и игнорируются чувства.

При подсчете ведущий тип направленности в общении опре­деляется на основании наибольшего количества выборов от общего соотношения ответов. Например, при подсчете обнаружилась сле­дующая пропорция: К — 4 выбора; Ал — 2 выбора; М — 1 выбор, следовательно, испытуемый имеет склонность к конформистско­му (приспособительному) общению, то есть чаще всего он скло­нен поддаваться влиянию со стороны собеседника. В целом же можно говорить о присущей ему недиалогичности в общении.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

Методика «Определение общего уровня общительности»

 

Инструкция: "Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов.  Оценка ответов: "да" – 2 очка, "иногда" – 1 очко, "нет" – 0 очков.

Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории относится испытуемый.

Классификатор теста

30-31 очков. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как больше всего страдаете от этого Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19-24 очков. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.

9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

4-8 очков. Вы, должно быть, "рубаха-парень". Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.

 

Текст опросника

Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?

Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?

Верите ли Вы, что существует проблема "отцов и детей" и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

Оказавшись один на один с незнакомым человеком. Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?

Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?

Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в разговор?

Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

ПРГОРАММА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

 

Цель: Развитие организаторских и коммуникативных склонностей социальных педагогов, а также эмпатических способностей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: