Упражнение 1. «Простая рефлексия»

Цель: развитие навыка рефлексии содержания.

Число участников: 10 человек.

Время выполнения15,-2 часа.

Обстановка: помещение, достаточно просторное для того, чтобы все участники могли сидеть в общем круге, а в случае необходимости раз­биться на пары и работать, не мешая друг другу. Необходимо при готовить большие листы бумаги и маркеры или доску с мелом для записи комментариев членов группы в ходе обсуждений. Листы бу­маги с подобными комментариями можно прикрепить к стене и ис­пользовать в качестве заметок для памяти. Их можно оставить на сте­не до завершения работы мастер-класса. Эти памятки будут отражать взаимосвязь проводимых занятий и демонстрировать прогресс в об­учении.

Вы можете написать основные теоретические моменты на специ­альной прозрачной бумаге, и тогда вам потребуется проектор и экран. Все распечатки к упражнению должны быть подготовлены заранее и в достаточном количестве. Списки литературы можно раздать в конце упражнения, по объему они не должны превышать одной страницы.

Не следует торопить членов группы, лучше постарайтесь сделать так, чтобы обстановка в группе оставалась активной и доброжелатель­ной. Возможно, некоторым участникам тренинга нужна поддержка, необходимая для того, чтобы они поделились своими мыслями и чув­ствами, имеющими отношение к данному упражнению

Методика: все участники разбиваются на пары. Один становится «консультантом», а другой — «клиентом». Задача «клиента» — раз­говаривать с «консультантом», который в качестве стратегии работы использует лишь простую рефлексию содержания. Рефлексия — это процесс, когда консультант возвращает клиенту несколько последних сказанных им слов, с тем чтобы помочь ему продолжить рассказ и найти ответы на свои вопросы. Ниже мы приводим пример исполь­зования на практике простой рефлексии содержания.

Некоторое время мы жили в Ливерпуле. Нам обоим нравился
этот город, несмотря на то что мне было несколько сложно там
обустроиться.

Вам было несколько сложно там обустроиться. Что ж, все это было внове для меня. А моя жена была родом из тех мест, у нее были там друзья. У детей также не было ника­ких проблем. Им понравилась новая школа, а сам переезд они считали весьма волнующим событием. Казалось, все они полу­чали от этого удовольствие, но только не я.

Все они получали от этого удовольствие, но только не вы.

Не поймите меня неправильно. Я не хочу сказать, что Ливер­
пуль мне не нравился. Просто мне было сложно принять все эти
перемены. После того как я пробыл там месяцев шесть или око­ло того, все наладилось. Оглядываясь назад, я думаю, что все было не так уж и плохо, как я вам это нарисовал. Все это время было наполнено также и по-настоящему хорошими событиями.

Если говорить о простой рефлексии, то основной момент здесь заключается в том, что интонации, звучащие в голосе консультанта, должны повторять интонации, с которыми говорит клиент. Рефлек­сия не должна превращаться в вопрос, как в следующем примере:

- Некоторое время мы жили в Ливерпуле. Нам обоим нравился
этот город, несмотря на то что мне было несколько сложно там обустроиться.

- Вам было сложно там обустроиться?

- Да-

Здесь все достаточно просто. Если рефлексия подменяется вопро­сом, то скорее всего ответ будет достаточно кратким или однослож­ным. В данном случае рефлексия используется для того, чтобы по­мочь клиенту выстроить цепочку рассуждений.

По прошествии 15 минут происходит обмен ролями, и теперь уже новые «консультанты» начинают отрабатывать навыки простой реф­лексии содержания. Через 15 минут все участники вновь садятся в общий круг и тренер инициирует обсуждение, посвященное исполь­зованию навыков простой рефлексии и области их применения. Если число участников нечетное, то тренер также должен участвовать в выполнении данного упражнения.

Оценивание: все участники по очереди говорят о том, чему они научи­лись, выполняя данное упражнение, и о том, что они заберут с собой в «реальную жизнь», не связанную с жизнью группы. Завершение: участникам предоставляется 5 минут на задавание во­просов, выражение чувств, обращения к другим участникам группы и проговаривание всего того, что возникло в процессе выполнения упражнения.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: