Методика составления пояснительной записки

 

Процесс составления пояснительной записки можно условно разделить на три основных этапа:

первый этап - анализ требований к содержанию записки, установленный действующими нормативными актами, и других требований;

второй этап - выбор необходимых разделов (информационных блоков) записки; сбор, обработка и редактирование информации для включения в соответствующие разделы; выбор формы подачи информации, подготовка графического материала;

третий этап - составление и подписание окончательного варианта записки; утверждение ее в составе годовой отчетности высшим органом управления организацией.

Следует отметить, что каждая организация должна разработать собственные показатели, отражающие результативность ее деятельности, качество работы, эффективность и другие аспекты, связанные с отраслевой принадлежностью компании, спецификой ее деятельности, размерами. Именно на основе таких показателей будут приниматься важнейшие решения как со стороны менеджмента и собственников, так и со стороны внешних пользователей. В основе таких показателей - стратегия компании и формулировка конкретных целей на определенный срок.



Разделы пояснительной записки и их содержание

 

Для того чтобы было удобнее составлять и воспринимать пояснительную записку, ее можно разбить на разделы, например:

1. Общие сведения об организации;

2. Учетная политика;

3. Сведения об отчетности;

4. Расшифровка отдельных показателей отчетности;

5. Сведения об аффилированных лицах;

6. События после отчетной даты;

7. Условные факты хозяйственной деятельности;

8. Государственная помощь и безвозмездное получение;

9. Информация по сегментам;

10. Информация по прекращаемой деятельности;

11. Сведения о совместной деятельности;

12. Анализ и оценка структуры баланса и динамика прибыли;

13. Информация, раскрываемая акционерными обществами;

14. Информация о научно-исследовательской деятельности;

15. Прочая информация.

Рассмотрим содержание каждого из разделов.

 

Общие сведения об организации

 

Пояснительная записка начинается с основных сведений об организации и ее собственниках.

В соответствии с пунктом 31 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» в пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах следует указывать:

1. юридический адрес организации;

2. основные виды деятельности;

3. среднегодовую численность работающих за отчетный период или на отчетную дату;

4. состав (фамилии и должности) членов исполнительных и контрольных органов организации.

Также указывается наименование организации (полное и сокращенное), ее организационно-правовая форма, сведения об учредителях, размер указанного в учредительных документах уставного (складочного) капитала. Приводятся сведения об аудиторе, оценщике, товарном знаке или знаке обслуживания, телефоны и т. п.

 

Учетная политика

 

Бухгалтерская отчетность считается достоверной и полной только в случае ее формирования из правил, которые установлены российскими ПБУ. Поэтому в пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках должно быть на это указано (п. 25 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»). Если допущены отступления от общих правил, то организация обязана раскрыть в пояснительной записке все случаи таких отступлений с указанием их причин. Кроме того нужно привести количественную оценку изменений в отчетности, произошедших по этой причине (п. 4 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете, подпункты 25 и 37 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»).

В данном разделе также описываются: допущения, применяемые организацией, основные положения применяемой учетной политики, относящиеся к представленным в отчетности показателям, изменения учетной политики, которые организация допустила в период, за который представляются отчетные данные, планируемые на следующий отчетный период изменения учетной политики. Для понимания того, какие именно существенные аспекты необходимо отразить в составе информации об учетной политике организации, необходимо обратиться к каждому из 21 ПБУ. В разделе «раскрытие информации в бухгалтерской отчетности» следует вычленить требования, относящиеся к учетной политике.

 

Сведения об отчетности

 

Факты о несопоставимости данных бухгалтерской отчетности за период, предшествующий отчетному, с данными за отчетный период, о корректировках остатков и их причинах следует представить согласно Положению по бухгалтерскому учету 4/99. Кроме того, в пояснительной записке необходимо отразить информацию о существенных изменениях в принятом содержании и форме бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним вместе с указанием причин, которые вызвали эти изменения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: