Анализ диагностического инструментария по выявлению межличностных отношений у подростков с нарушениями интеллекта

Межличностные взаимоотношения учащихся в классе изучаются с помощью различных методов.

Практика обучения и воспитания в учебных заведениях имеет дело с группами учащихся, между которыми складываются положительные или довольно таки сложные взаимоотношения. Педагогу необходимо знать, какие взаимоотношения сложились между учащимися. Межличностные отношения, сложившиеся в коллективе, во многом определяют работоспособность класса.

Изучение индивидуальных форм поведения, межличностных отношений может производиться путем тщательно нормированных вопросов и задач, иначе говоря, стандартизированных тестов. Есть свои плюсы и минусы в данном способе, они могут зависеть от сложности, понятности вопросов. Необходимо формулировать и давать ответы так, чтобы они были понятно ребёнку, а не обращаться за помощью к руководителю, чтобы тот объяснил им суть вопроса. Но в любом случае детям придется объяснять выполнение задний и потому руководитель должен быть способен это осуществить. Есть вариант, что дети будут не честны в выборе своих ответов и это затруднит диагностику, потому необходимо включить вопросы которые могли бы указать на ложь. Тестирование даёт возможность диагностировать сразу какое-то количество детей, а не каждого по отдельности, что естественно ускоряет процесс. Так же точных формулы подсчёта дадут конкретные результаты.

Возьмём ориентационная анкету Басса в тестовом варианте которая определяет направленность личности школьников. Направленность личности.

Анкета позволяет выявить направленность личности по трем важным для профпригодности шкалам: направленность на себя, направленность на общение, направленность на дело.

1. Направленность на себя — ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интроверовертированность.

2. Направленность на общение — стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело — заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Работа методики.

Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Анкетированный должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения, или же наименее соответствует реальности.

Я считаю, что данная анкета, поможет определить на какой вид деятельности нужно направить ребёнка. Но ребята будут испытывать трудности в выборе ответов т.к. отличается от тех, в которых требуется выбрать лишь один ответ.

Исследования межличностных отношений методом социометрий. Данная методика предполагает выбор партнера для совместного действия путем ответа на вопросы типа: «С кем бы ты хотел?…».

Каждый член группы (класса) должен назвать фамилии тех, кого он выбирает в той или иной ситуации. Для этого предварительно составляются вопросы для анкетирования.

Так, обычно предлагаются следующий вариант вопросов.

1. С кем бы ты хотел учить уроки, выполнять контрольные работы?

2. Кого бы из своих одноклассников ты пригласил на день рождения?

3. С кем ты больше всего откровенен?

4. Кто тебе больше всех нравится в классе?

5. С кем бы ты предпочел пойти в поход, выполнять ответственные поручения?

На основе ответов школьников составляют матрицу (таблицу), которая дает представление о положении, занимаемом каждым учеником в системе межличностных отношений в классе.

Так положения каждого ученика в таблицы отмечается определёнными категориями:

«Лидер» («звезда») – член группы, получивший наибольшее количество выборов. Он популярен. Однако «звезд» в группе немного – один два, реже –три-четыре человека.

«Предпочитаемый» – член группы, получивший более половины или половину максимального числа выборов. На карте он размещается во второй зоне.

«Оттесненный» – термин, обозначающий члена группы, получающего менее половины от максимального числа выборов.

«Изолированный» – лицо, которое не получает ни одного выбора.

Популярность тех или иных учеников в классе объясняется рядом обстоятельств. Так, «звезда» умеет устанавливать контакт с одноклассниками. Популярные часто общительны, хорошо учатся. Они понимают и оценивают состояние своих товарищей по классу, помогая им, входят в их положение.

В отдельных же случаях среди школьников популярными оказываются ученики с сомнительным поведением и личностными качествами, не отвечающими высокими нормами морали.

Причин непопулярности также может быть немало. В одних случаях это безразличие к собственной учебе и успеваемости своих одноклассников. В других – бездеятельность, вялость, пренебрежительное отношение к мнению своих товарищей, что отталкивает от них большинство учащихся.

Определения индекса групповой сплоченности Сишора. Изучение психологического климата

Групповая сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченности в единое целое. Его можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще это сделать с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый из них. У каждого ответа есть свои бал, после тестирования они суммируются.

Данный способ тестирования достаточно прост, чтобы не возникло затруднений при выборе ответов и подведений их итогов.

Методика социально-психологической самоаттестации малой группы, как коллектива.

Основу методики составляет список суждений о малой группе как о высокоразвитом коллективе. Всего таких суждений 75, из них 70 – рабочие, а 5 – контрольные. При помощи рабочих суждений производится оценка уровня развития группы как коллектива, а при помощи контрольных суждений оценивается степень искренности и точности ответов испытуемых.

Методика позволяет оценить в группе:

1) ответственность,

2) коллективизм,

3) сплоченность,

4) контактность,

5) открытость,

6) организованность,

7) информированность.

Эта методика позволяет исследовать всю систему отношений вмалой группе, а именно в классе, и сказать о том, насколько данная группа психологически развита как коллектив. Кроме того, с помощью методики СПСК можно графически представить систему отношений, существующих в группе, выделить среди этих отношений наиболее и наименее развитые.

Методика « Семантический дифференциал».

Основу методики составляют десять противоположных по оценочному смыслу прилагательных, положительно или отрицательно оценивающих человека. Между парами противоположных прилагательных имеется оценочная шкала, состоящая из семи пунктов: от –3 до +3, причем –3 соответствует крайне отрицательной оценке, а +3 – крайне положительной. Задание заключается в следующем. Необходимо выбрать трех человек, с которыми у ребёнка разные отношения: очень хорошие, нейтральные и очень плохие. Каждого из этих троих необходимо оценить по десяти парам прилагательных. Свою оценку на шкале отмечается галочкой или кружочком в соответствующем ее пункте.

С помощью данной методики определяется не всегда и не полностью осознаваемое отношение одного человеку к другому.

Опросник «Как вы поступите?».

Детям даётся инструкция:

Представьте себе, что с кем-то из ваших друзей случилась беда. Эту тайну можно поведать только самому близкому человеку, которому полностью доверяешь и в чьей преданности не сомневаешься. Это случайно стало известно Вам. Как Вы поступите?

Дети выбирают предлагаемые варианты ответов.

Этот опросник в определенной степени может дать полезную информацию о наличии или отсутствии межличностного доверия в классе.

Восприятие индивидом группы. Тест.

Анкета состоит из 14 пунктов-суждений, содержащих три альтернативных выбора. По каждому пункту анкеты испытуемые должны выбрать наиболее подходящий им ответ и отметить в специальном ответном бланке любым утвердительным знаком.

Межличностное восприятие в группе зависит от множества факторов. В качестве одного из них выступает отношение к объекту восприятия. Однако на межличностное восприятие могут влиять не только межличностные отношения, но и отношение индивида к группе. Восприятие индивидом группы представляет собой своеобразный фон, на котором протекает межличностное восприятие.

Предлагаемая анкета поможет выявить три возможных типа восприятия индивидом группы.

В качестве показателя типа данного восприятия выступает роль

группы в индивидуальной деятельности воспринимающего:

1. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении работать самостоятельно. Такой тип восприятия индивидом группы можно назвать «индивидуалистическим».

2. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее полезности для индивида, но отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать «прагматичным».

3. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность как в успехах каждого члена коллектива, так и группы в целом, стремление внести свой вклад в групповую деятельность. Прослеживается потребность в совместных формах работы. Этот тип восприятия индивидом своей группы может быть назван «совместно-групповым».

Методика изучения компетентности в общении. Оценка уровня общительности. Тест Ф. Ряховского.

Используются простые вопросы, связанные с поведением в общений.

Даётся инструкция: Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро и однозначно: «да», «нет», «иногда».

Тест дает возможность определить уровень коммуникабельности

человека.

Исследование уровня эмпатийных тенденций в классе.

Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа: если Вы ответили «не знаю» – 0, ответу «нет, никогда» припишите 1, «иногда» – 2, «часто» – 3, «почти всегда» – 4 и ответу «да, всегда» – 5. Отвечать нужно на все пункты.

В данной методике, которую разработал И.М. Юсупов, исследуется эмпатия (сопереживание), т. е. умения поставить себя на место другого человека, и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой, как если бы они были нашими собственными.

Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия – ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют чувствования партнера по общению, и прежде всего в обучении и воспитании.

Референтометрия.

Направлена на анализ специфических межличностных предпочтений. Слой межличностных отношений качественно отличается от социометрической методики. Если в социометрии проявляются симпатии–антипатии, то в референтометрии — цели, задачи, содержание межличностного общения.

Процедура состоит из двух этапов.

Первый этап направлен на выяснение мнения, отношения, позиции каждого члена группы по поводу того или иного события, явления, значимого для общности. Можно предложить оценить, сравнить партнеров по взаимодействию.

Второй этап — собственно референтометрический опрос.

Основная цель — выявление тех лиц, позиция которых в наибольшей степени интересует испытуемого и является особо значимой для него.

Методика, позволяющая выяснить степень значимости каждого члена группы для его товарищей по сообществу.

Методика выявления мотивационного ядра межличностных выборов

Процедура. Состоит из 2-х этапов.

1 — социометрия или референтометрия. Другими словами, добывается информация о социометрическом или референтометрическом статусе каждого члена группы. На основе полученных данных составляется упорядоченный список группы, отражающий ее ранговую статусную структуру. Таким образом: на 1–м месте оказывается член группы, получивший наибольшее число выборов, на последнем — наименьшее.

2 — каждый испытуемый должен составить списочные ряды своей группы, упорядоченные по определенным качествам. При этом каждый испытуемый выполняет инструкцию, согласно которой он должен обозначить цифрой «1» того члена группы, у которого данное качество выражено сильнее, чем у остальных его товарищей, цифрой «2» — слабее, чем у 1-го и т.д. Последним будет тот, кому это качество менее всего подходит. Набор качеств определяется экспериментом и зависит от целей исследования, специфики групповой деятельности.

В процессе социометрического и референтометрического исследований не всегда возможно ответить на вопрос, что явилось основанием для выбора или отвержения. На вопрос, почему в референтометрии или социометрии испытуемый оказал предпочтение тому или иному товарищу по группе, не всегда последует искренний ответ. К тому же испытуемые не всегда отдают себе отчет в этом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: