Социально-экономическое положение и основные проблемы развития Одинцовского муниципального района

 

Одинцовский муниципальный район в социально-экономическом отношении развивался как территория, имеющая рекреационное значение и обеспечивающая Москву рабочей силой.

Основу экономики Одинцовского муниципального района составляют сельское хозяйство, средние и мелкие предприятия строительного комплекса, предприятия по производству товаров народного потребления, развитая система санаторно-курортных учреждений, пансионатов, домов отдыха, предприятия, обеспечивающие население бытовыми, коммунальными, транспортными услугами и услугами связи. Численность населения района: 286 132 чел.

В Одинцовском муниципальном районе промышленную деятельность осуществляют 303 предприятия, из них 25 средних и 278 малых предприятий. В районе работают предприятия по производству строительных материалов, машиностроительного комплекса, черной металлургии, химической, деревообрабатывающей, легкой и пищевой промышленности. В структуре промышленного производства наибольший удельный вес приходится на промышленность стройматериалов - 31%, пищевую - 23%, машиностроение - 16%. При этом, в рамках концепции "Экополис Одинцовский" акцент делается на создание предприятий сферы услуг и инновационных производств.

Наибольший удельный вес по объему отгруженных товаров занимает:

производство пищевых продуктов - 40,2%,

выпуск лекарственных препаратов, парфюмерно-косметической продукции - 18,4%,

производство строительных материалов - 16,6% [19].

Стабильный рост промышленного производства обеспечивается активизацией процессов модернизации и реконструкции действующих предприятий, строительства новых производств, а также разработкой новых видов продукции, технологий, материалов. Растет престиж предприятий района на федеральном уровне, продукция многих предприятий занимает лидирующие позиции в списке 100 лучших товаров России.

Средняя заработная плата в промышленности составила более 20,0 тысяч рублей, что выше уровня прошлого года на 25%. На отдельных промышленных предприятиях заработная плата превышает 30 тысяч рублей (табл.1).

 

Таблица 1

Среднемесячная заработная плата в промышленности

Показатели Единиц измерения 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Среднемесячная заработная плата в промышленности руб. 8702,0 11417,0 13425,0 16034,4 20 043,0
Годовой темп роста % 119,9 131,2 117,6 119,4 125,0

 

Основным источником формирования денежных доходов населения являются фонд оплаты труда и социальные трансферты, на их долю приходится около 80% в общем объеме доходов. Несмотря на объективные трудности в 2008 году району в основном удалось сохранить темпы социально-экономического развития. По ряду показателей, характеризующих экономическую активность, в сравнении с прошлым годом наблюдается положительная динамика: собственные доходы консолидированного бюджета района составили в первом полугодии 2990 млн. руб., что выше уровня собственных доходов 1-го полугодия 2008 г. в 1,3 раза, или на 645,6 млн. рублей (рис.1).

Рост 645, 6 млн.руб.
 

Рис.1. Собственные доходы консолидированного бюджета Одинцовского муниципального района, млн. руб. [19]

На прежнем уровне остался объем инвестиций в строительство - 6 млрд. рублей. Сохранены достигнутые темпы ввода жилья - введено в эксплуатацию 386,6 тыс. кв. м, в том числе 105,5 тыс. кв. м. многоэтажного жилья и 281,1тыс. кв. м - индивидуального жилья (это наибольший объем ввода жилья по Московской области). Введено в эксплуатацию 30 объектов социально-культурного и производственного назначения.

В результате падения "оплаченного спроса" наблюдается некоторое снижение показателей потребительского рынка. Вместе с тем они остаются значительными по объему. Одинцовский район по товарообороту входит в пятёрку самых крупных по Московской области, занимает 3-е место по оказанию платных услуг населению. Оборот розничной торговли составил 22,2 млрд. рублей, а объем платных услуг населению - почти 10,5 млрд. рублей.

Бюджетная политика Одинцовского муниципального района в 2008 году была ориентирована на максимально полный сбор налогов, их увеличение за счет развития налогового потенциала, увеличение неналоговых доходов за счет повышения эффективности использования муниципального имущества.

Объем доходов, собираемых на территории Одинцовского муниципального района во все уровни бюджетной системы Российской Федерации, включая государственные внебюджетные фонды, составил 29 633,4 млн. руб., что в 1,2 раза выше уровня 2007 года (24 335,1 млн. руб.)

Основная доля доходов, собираемых с территории района, является источником формирования федерального и областного бюджетов - 64,2%;

· федеральный бюджет - 9 158,3 млн. руб. (30,9%);

· областной бюджет - 9 869,4 млн. руб. (33,3%);

· местный бюджет - 6 361,7 млн. руб. (21,5%);

· государственные внебюджетные фонды - 4 244,0 млн. руб. (14,3%).

В 2008 году доходы бюджета Одинцовского муниципального района с учетом безвозмездных поступлений от бюджетов других уровней и доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности увеличились по сравнению с прошлым годом в 1,2 раза. Основным источником формирования доходов бюджета района является налог на доходы физических лиц, удельный вес поступлений которого составил 25,8% от общей суммы доходов бюджета района. Удельный вес поступлений земельного налога, зачисляемого в бюджет района, составил 17,7%.

Доля неналоговых доходов составила 20,9 % от общей суммы доходов местного бюджета. Основным источником неналоговых доходов на протяжении ряда лет остаются доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, удельный вес которых в 2008 г. составил 14,8%.

Расходная часть районного бюджета является инструментом достижения важнейших социальных целей. Главным приоритетом в бюджетных расходах на 2008 год оставалась социальная сфера, удельный вес расходов на которую составил более 68% от общего объема расходов бюджета (в 2007 году - 67%), в том числе на образование - 43,5%, на здравоохранение и спорт - 16,6% [19].

Удельный вес расходов бюджета района на жилищно-коммунальное хозяйство в 2008 году снизился и составил 10% против 15,1% в 2007 году. Это связано, главным образом, с перераспределением источников финансирования данной сферы в связи с постепенным переходом на полное возмещение населением расходов по текущему содержанию жилого фонда и коммунальных услуг.

Главными задачами бюджетной политики Одинцовского муниципального района является повышение благосостояния населения, обеспечение роста доходов консолидированного бюджета муниципального образования.

В связи с этим бюджетная политика должна способствовать повышению качества и доступности бюджетных услуг, формированию благоприятного предпринимательского климата, повышению конкурентоспособности экономики города, обеспечению социальной стабильности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: