Имущество предприятия, классификация

         Имущественный комплекс предприятия – совокупность всех видов имущества, предназначенных для деятельности предприятия, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудования, инвентарь, сырье, продукцию, права, требования, долги, а также права на обозначения и товарные знаки, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги.

    Под активами принято понимать будущие экономические выгоды, которыми владеет или которые контролирует организация в результате осуществления хозяйственной деятельности.

    Учет и контроль движения ресурсов осуществляется по стадиям их круговорота. Состав активов разнообразен. Для цели учета могут быть сгруппированы по целому ряду признаков: по видам, по местам эксплуатации, по времени использования, по источникам формирования.

    Для целей учета и анализа различат имущество движимое и недвижимо. К недвижимому имуществу относят основные средства и вложения в основные средства и нематериальные активы.

    Основные средства – это часть средств труда, с помощью которых человек воздействует в процессе производства на предмет труда с целью получения определенного продукта.

    К основным средствам относятся: здания, сооружения, машины, оборудование.

    Под вложениями в основные средства и нематериальные активы понимают затраты на их строительство или приобретение.

    К движимому имуществу относятся предметы труда, продукты труда, денежные средства.

    Предметы труда- это часть имущества, на которую воздействует человек в процессе труда при помощи средств труда.

    Предметы труда однократно участвуют в процессе производства и целиком переносят свою стоимость на изготовленную продукцию. К ним относятся: сырье, материалы, топливо.

    Под сырьем понимают продукцию сельского хозяйства и добывающих отраслей промышленности, а под материалами- продукцию обрабатывающих отраслей.

    Материалы по их роли в процессе изготовления продукции делятся на две группы: сырье, основные материалы и вспомогательные материалы.

Топливо относится к вспомогательным материалам, но поскольку оно занимает большой удельный вес в себестоимости продукции и выполняет особые функции в процессе производства, в бухгалтерском учете его выделяют в отдельную группу.

Полуфабрикаты – предметы труда, которые прошли обработку.

Незавершенное производство – предметы труда находящиеся на обработке в цехах на рабочих местах.

Тара – часть предметов труда, использующихся для упаковки или хранении материалов, готовой продукции.

Запасные части – это предметы труда, предназначенные для ремонта и замены износившихся частей.

В состав движимого имущества включают продукты труда.

К продуктам труда относят готовую продукцию и товары отгруженные. В бухгалтерском учете эту часть имущества принято называть предметом обращения.

Под готовой продукцией понимается продукция, находящаяся на складе организации и предназначенную для продажи.

К группе денежных средств относятся средства на расчетных счетах организации в банках.

Права организации для целей бухгалтерского учета делятся на овеществленные и неовеществленные

Овеществленные права связаны с владением ценными бумагами, дающие права на получение дохода, к ним относятся: долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения.

Финансовые вложения – вложения денежных средств или иного имущества в другие организации с целью получения дохода или контроля за их деятельностью; к ним относятся: уставные капиталы, акции, облигации.

К неовеществленным правам относятся долговые требования. Под долговыми требованиями понимают задолженность других организаций и лиц данному субъекту. Такая задолженность называется дебиторской.

Дебиторская задолженность возникает в результате действующих форм счетов за продукцию, работы, когда их передача покупателю и платежи за них не совпадают во времени. Дебиторами называются подотчетные лица.

К исключительным правам относятся нематериальные активы.

Нематериальные активы- учетные объекты, не обладающие физическими свойствами, но обеспечивающие организации получении дохода постоянно или в течении длительного срока их эксплуатации.

Нематериальные активы, как и основные средства, переносят свою стоимость на готовую продукцию частями в виде амортизационных отчислений.

Прочие права связан с незаконченными хозяйственными операциями или неполученными доходами. К ним можно отнести расходы будущих периодов.

Группировка активов по местам их эксплуатации показывает, где используются ресурсы хозяйствующего субъекта.

Все активы организации при их группировки по местам эксплуатации можно разделить на активы, используемые в сфере производства, в сфере обращения.

Группировка активов по времени использования предполагает деление их на долгосрочные и текущие активы.

Долгосрочные активы- это часть экономических ресурсов хозяйствующего субъекта, используемых в течении длительного времени; к ним относятся: основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, капитальные вложения.

К текущим относятся активы срок использования, которых не превышает 12 месяцев; включают предметы труда, денежные средства, продукты труда, долговые требования, краткосрочные финансовые вложения.

Пассив

Собственные капитал- важнейший источник образования активов хозяйства. К собственному капиталу относят уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль, целевое финансирование.

Уставный капитал – это первоначальный инвестированный капитал. Под ним понимается стоимость имущества, внесенного владельцами или акционерами на момент создания хозяйственного органа, необходимого для обеспечения его уставной деятельности. Уставный капитал может изменяться.

Добавочный капитал- собственный капитал организации образовавшийся в результате дополнительного внесения собственниками средств сверх зарегистрированного уставного капитала и изменения стоимости активов.

Резервный капитала - формируется за счет части прибыли хозяйственного субъекта и используются для покрытия потерь, возникших в результате чрезвычайных обстоятельств,  выплаты дивидендов.

Нераспределенная прибыль- часть прибыли организации, оставшаяся в ее распоряжении в качестве источника финансирования.

Убытки – это потеря части активов в результате нерационального хозяйствования или стихийных бедствий. Их рассматривают как уменьшение собственного капитала организации. Хозяйствующие субъекты осуществляют контроль за убытками по времени возникновения и порядок их покрытия.

Резервы предстоящих расходов создается предприятиями с целью равномерного включения в расходы отчетного периода затрат на оплату отпусков работников, выплату вознаграждений за выслугу лет и по итогам года, ремонт основных средств.

Целевое финансирование как источник образования активов поступает со стороны государства и других организаций и используется на покрытие расходов, связанных с проведением целевых мероприятий.

При недостаточности собственного капитала для формирования активов привлекается заемные источники.

Привлечение заемных источников – это обязательство данной организации перед другими хозяйствующими субъектами и лицами.

Обязательства возникают в силу действия заключительных договоров.

Организации и лица, предоставлявшие данному хозяйственному органу в долг активы называются кредиторами, а обязательства, возникшие в связи с их получение- кредиторская задолженность.

К долгосрочными обязательствам относятся кредиты банков и займы.

Долгосрочные кредиты – это суммы средств, полученные от банков на срок более одного года на финансирование капитальных вложений в основные средства, передовых технологий. К долгосрочным займам относятся суммы средств, полученных от выпуска и продажи акций трудового коллектива, облигаций.

Краткосрочные обязательства по механизму образования могут быть объединены в несколько групп.

Краткосрочные кредиты и займы обязательства перед банками и другими организациями по полученным кредитам и займам, срок погашения которых не превышает 12 месяцев после отчетной даты. Все кредиты, выдаваемые банками, являются платными, возвратными, срочными и имеют целевой характер.

Краткосрочная задолженность- это долги организации за товары и услуги по данным векселям. К этой группе относятся задолженность своим работникам по начисленной, но не выданной заработной плате. Таков же механизм образования задолженности перед органами социального страхования, перед бюджетом.

Доходы будущих периодов – это средства, полученные авансом, погашения задолженности, которой ожидается в следующих отчетных периодах.

Для признания обязательств в бухгалтерском учете должен быть одновременно выполнено два условия:

- при погашении задолженности существует возможность выбытия активов, приносящих экономическую выгоду;

-размер обязательств может быть точно установлен.

 

Бухгалтерский баланс

Большинство объектов, подлежащих учету, рассматриваются с двух позиций: что представляется собой каждый объект физически, и за счет каких источников он был приобретен. Это и положено в основу балансового метода. Он реализуется следующим образом. Составляется, таблица, которая имеет две части: актив и пассив. В активе записываются объекты учета, а в пассиве – источники их приобретения или образования. Итог актива должен всегда равняться итогу пассива. Величина этих итогов называется «валюта баланса». Эта таблица входит в состав бухгалтерской отчетности организации, поскольку показывает в обобщенном виде ее финансовое состояние.

Баланс составляется на определенную отчетную дату – на начало месяца, квартала, года, что обусловлено требованиями, предъявляемыми к бухгалтерской отчетности.

Баланс показывает состояние хозяйственных средств и их источников на дату составления. Но в течение отчетного периода они постоянно изменяются, находятся в постоянном движении. И это движение отражается на счетах с помощью двойной записи.

Рассмотрим баланс.

Актив баланса включает разделы I по II.

Пассив баланса включает разделы с III по V.

В разделе I баланса отражаются хозяйственные средства длительного использования. Сюда входят нематериальные активы (права пользования товарными знаками, патентами, базы данных, деловая репутация организации), основные средства (здания, сооружения, машины, оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь). Здесь же приводятся долгосрочные финансовые вложения, например, в акции и облигации, по которым намечается получение дохода длительное время.

Во II разделе отражается состояние оборотных активов, среди которых находятся хозяйственные средства предприятия, которые используются в течение одного производственного цикла, включая денежные средства и дебиторскую задолженность.

Краткосрочные финансовые вложения во II разделе - это акции, облигации и т.д., которые приобретены на кроткое время.

В III разделе приводятся источники собственных средств.

В IV и V разделах представлены заемные средства: долгосрочные и краткосрочные, кредиторская задолженность, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и т.д.

В расчетах с кредиторами отражены суммы, еще не перечисленных в бюджет, органам социального страхования обеспечения, задолженность поставщикам за материалы и т.д. Организация может временно использовать эти средства в своем обороте, хотя реально они ей не принадлежат.

Подводя итоги сказанному, можно заключить, что бухгалтерский баланс - документ бухгалтерского учета, который содержит взаимные сведения о средствах предприятия и источниках их формирования, а также информацию о финансовом положении организации на определенный момент. В то же время бухгалтерский баланс является формой внешней отчетности. В составе годовой отчетности он заполняется по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: