Образовательных программ

РАЗРАБОТКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

 

Методические рекомендации

 

 

Барнаул 2005

 

 

Печатается по решению

методического совета

от «___» ________2005г

____ _

                                                                                  

 

Разработка дополнительных профессиональных образовательных программ. Методические рекомендации. - Барнаул: БЮИ МВД России, 2005. - 23 с.

 

Методические рекомендации подготовлены К.В. Щербаковым, начальником факультета повышения квалификации; В.Н. Отто, старшим преподавателем-методистом факультета повышения квалификации.

 

Методические рекомендации предназначены преподавателям, авторам, составителям дополнительных профессиональных образовательных программ.

 

©Барнаульский юридический институт МВД России, 2005

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по разработке дополнительных профессиональных

образовательных программ

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

        

1.1. В соответствии с решением коллегии МВД России от 22 октября 2003 года № 5 км/2 «О совершенствовании профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации» реформирование ведомственной системы дополнительного профессионального образования направлено на широкое использование новых эффективных методов и технологий обучения, обеспечивающих выработку навыков самостоятельного мышления, умения анализировать и общаться с коллегами по службе, населением.

Повсеместный переход на новые современные инновационные педагогические технологии обучения сотрудников предполагает освоение новых подходов к построению учебного процесса, в частности к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ.

Основные особенности разрабатываемых дополнительных профессиональных образовательных программ должны заключаться в следующем:

· значительная их часть должна иметь практическую направленность и отражать специфику организации и функционирования органов внутренних дел;

· за период обучения слушатели должны получить знания, обеспечивающие более глубокое понимание проблем, с которыми сталкивается работник органов внутренних дел в современных социально-экономических условиях;

· программы должны предусматривать разнообразие и возможность

выбора методических схем обучения в зависимости от конкретных условий организации учебного процесса.

1.2. Базовыми требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ являются:

· соответствие с профессионально-квалификационными требованиями к сотрудникам органов внутренних дел;

· ориентация на современные образовательные технологии и средства обучения;

· соответствие учебной нагрузки слушателей нормативам;

· соответствие принятым правилам оформления программ;

· соответствие содержания программ видам дополнительного профессионального образования (повышения квалификации, профессиональной переподготовки, стажировки).

 

1.3.Содержание дополнительных профессиональных образовательных программ определяется следующими учебно-методическими документами: учебный план (Приложение №1), учебно-тематический план (Приложение № 2), учебная программа (Приложение № 3).

1.4. Структура дополнительных профессиональных образовательных программ включает в себя:

· Титульный лист

· Оборотная сторона титульного листа

· Пояснительная записка

· Учебный план

· Учебно-тематический план

· Учебная программа

· Выходные данные

1.5. Титульный лист (Приложение № 4) содержит следующие сведения:

· наименование образовательного учреждения, где разрабатывалась программа;

· вид документа;

· наименование программы;

· место и год создания.

1.6. На оборотной стороне титульного листа программы (Приложение № 5) размещаются:

· индекс библиотечно-библиографической классификации (ББК) и авторский знак в верхнем левом углу;

· наименование программы, вид документа, место его создания, выпускающая организация и объем (в стр.);

· составитель программы (имеющиеся почетное ученое звание, ученая степень, ученое звание, инициалы, фамилия, а также место работы), в алфавитном порядке;

· рецензенты программы (по аналогии со сведениями о составителях);

· одобрение на заседании Ученого совета института (дата, номер протокола).

1.7. В разделе «Пояснительная записка» (составляется из пояснительных записок по каждой учебной дисциплине учебного плана) излагается краткое описание назначения программы, цели и задачи обучения данной категории слушателей: перечень знаний, умений и навыков, которыми должны они овладеть в ходе обучения.

Также излагаются рекомендации по видам и формам проведения занятий, формы промежуточного и итогового контроля, права кафедр.

Здесь же необходимо отметить, что для определения уровня подготовленности лиц, прибывших на обучение, проводится входной контроль.

1.8. Выходные сведения (Приложение № 6) включают:

· вид издания;

· фамилию, имя, отчество автора либо авторов, вынесенных на оборотной стороне титульного листа;  

· вид документа, наименование программы.

1.9. Весь текст программы должен быть набран в текстовом редакторе «Word», шрифт Times New Roman 14-го кегля, межстрочный интервал 1,0; с соблюдением абзацных отступов и выравниванием по ширине; поля: правое, верхнее, нижнее – 20 мм, левое – 30 мм; номера страниц проставляются посередине верхнего поля листа.

Структурные элементы текста – содержание программы, литература, примерные вопросы к комплексному экзамену, темы рефератов, выделяются заголовками в центре листа прописными буквами.

Структурные элементы текста - наименование разделов, дисциплин и тем, выделяются заголовками с начала строки строчными буквами, первая - прописная.

Заголовки выделяются полужирным шрифтом. Точка в конце заголовка не ставится.

1.10. Методические рекомендации подготовлены в соответствии с требованиями Приказа Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 18 июня 1997 года № 1221 "Об утверждении Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ" и Методических рекомендаций по разработке учебно-программной документации, утвержденных Главным управлением кадров МВД России от 28 июля 2004 года.

 

2. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ

 

2.1. Учебный план (Приложение №1) - это основной руководящий документ, отражающий общее направление и главное содержание дополнительного профессионального образования, который составляется с учетом исходного образовательного уровня и профессиональной подготовленности специалиста.

2.2. Учебный план отражает:

· цель обучения;

· категорию обучаемых (занимаемая должность);

· продолжительность обучения (согласно нормативным документам);

· форму обучения (с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы);

· режим занятий (количество часов в день);

· перечень разделов, дисциплин;

· количество учебных часов по разделам, дисциплинам;

· виды учебных занятий (лекции и другие виды учебных занятий);

· формы аттестации и контроля знаний.

2.3. Учебный план разрабатывается факультетом повышения квалификации и профилирующей кафедрой и согласовывается с заинтересованными кафедрами института.

2.4. При разработке учебного плана должны учитываться:

· должностной принцип дополнительного профессионального образования, который предполагает различное содержание и различное количество аудиторного времени, отводимое на изучение дисциплин, для каждой категории обучаемых;

· краткосрочность обучения, что требует высокой насыщенности содержания, максимальной интенсификации учебного процесса, использования конкретных методов, способствующих внедрению теории в практику.

2.5. Учебный план согласовывается с органом (подразделением, учреждением) по соответствующей категории обучаемых.

 

3. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИХ ПЛАНОВ И УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ

 

3.1. Учебно-тематический план (Приложение № 2) конкретизирует учебный план и включает:

· описание разделов, дисциплин и тем;

· виды учебных занятий (лекции, практические, и др.);

· количество часов, отводимых на различные виды занятий;

· формы и виды контроля.

Распределение времени по темам производится с учетом объема учебного материала, степени сложности его усвоения, вида практических занятий и других факторов.

3.2. Учебная программа (Приложение № 3) - документ, реализующий требования к минимуму содержания и уровню подготовки слушателя по конкретной должностной категории (учебной дисциплине учебного плана) дополнительного профессионального образования.

3.3. Учебная программа рассчитана на объем времени, предусмотренный учебным планом.

3.4. Учебная программа состоит из:

· содержания программы (перечень разделов, дисциплин, тем, реферативное описание их);

· методических рекомендаций по реализации учебной программы;

· списка литературы (основной и дополнительной), а также других видов учебно-методических материалов и пособий, необходимых для изучения (конспектов лекций, видеолекций, лазерных дисков и др.);

· примерных вопросов к комплексному экзамену, зачету, тем выпускной работы;

· тем рефератов.

3.5. В «Содержании программы» по каждому разделу (дисциплине, теме) указывается порядковый номер и наименование раздела (дисциплины, темы), в каждой теме раскрывается содержание учебного материала (изложение основных вопросов в заданной последовательности). Номера разделов (дисциплин, тем), их наименования должны соответствовать учебно-тематическому плану.

Формулировки вопросов должны быть четкими, сжатыми, не допускающими двусмысленного толкования. Употребление сокращенных наименований как в заголовках, так и в тексте, кроме общепринятых, не допускается. Специальные сокращения необходимо первоначально расшифровать. Обозначения, единицы измерения и т.п. должны отвечать требованиям государственных стандартов. Иностранные слова (фамилии, названия, термины) должны приводиться в русской транскрипции.

3.6. В разделе «Методические рекомендации по реализации учебной программы» обучаемым могут быть рекомендованы: решения задач, в том числе ситуационных; подготовка докладов и прочее, в соответствии с целями и задачами обучения.

3.7. В разделе «Литература» указывается основная и дополнительная литература. Список основной и дополнительной литературы по каждой теме составляется с учетом обеспеченности образовательного учреждения учебной литературой, а также реального бюджета времени учащихся на изучение соответствующей темы. В перечень должны включаться только актуальные издания, как правило, за последние 5 лет.

В основную литературу включаются Федеральные законы, указы Президента России, директивные документы Правительства, основные нормативно-правовые акты и учебники.

В дополнительную литературу включаются учебные пособия, монографическая литература, статьи из журналов и другие источники, которые более углубленно раскрывают определенные положения темы.

Сведения о литературе должны приводиться в соответствии с действующими ГОСТами. Предлагаются Примеры библиографического описания источников(Приложение № 7).

Кроме того, раздел включает в себя информационно-аналитические справки, обзоры, аналитические документы по изучаемой проблеме, перечень методических материалов, пособий, учебных видеофильмов по изучению дисциплин учебного плана, раздаточный материал.

3.8. Примерные вопросы к комплексному экзамену, зачету; темы рефератов, выпускной работы; тесты входного контроля разрабатываются профилирующей кафедрой.

3.9. Профилирующая кафедра совместно с заинтересованными кафедрами института разрабатывает учебно-тематический план и учебную программу по своим разделам и дисциплинам, которые рассматриваются на заседаниях кафедр.

 

3.10. На дополнительную профессиональную образовательную программу должно быть получено профилирующей кафедрой не менее двух рецензий, в том числе из учреждений по соответствующей категории обучаемых.

3.11. Дополнительная профессиональная образовательная программа представляется профилирующей кафедрой на экспертизу в методический

совет института, который в случае положительного заключения рекомендует ее для рассмотрения Ученым советом института. Программа, рекомендованная Ученым советом института для использования в образовательном процессе,утверждается начальником института и тиражируются в необходимом количестве.

3.12. Учебные программы дисциплин по мере необходимости рассматриваются на заседаниях кафедр на предмет их соответствия современным достижениям науки, техники и передовой практики.

Предложения по внесению корректив в дополнительные профессиональные образовательные программы, согласовываются с профилирующей кафедрой и руководством факультета повышения квалификации и передаются на рассмотрение методического совета.

           

 

Приложение N 1

 

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕНИХ ДЕЛ РОССИИ

БАРНАУЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

СОГЛАСОВАНО                                    Заместитель начальника ГУВД Алтайского края                           полковник милиции                                          А.Н. Киселев                                                          «_____» _________ 2004г.  УТВЕРЖДАЮ Начальник Барнаульского юридического института МВД России полковник милиции              В.И. Третьяков «_____» __________2004 г.  

УЧЕБНЫЙ ПЛАН


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: