Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь

Практически нет ни одной страны в мире, где не проводилось бы государственное регулирование и поддержка инвестиционной деятельности, и характерно, что хозяйственный механизм в инвестиционной сфере является неотъемлемой частью системы управления экономикой.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь направлено на реализацию научно-технической и социальной политики, заложенной в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг., Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 гг., а также Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., и определяется показателями социального и экономического развития страны, бюджетом, объемом финансирования инвестиций.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется с целью привлечения в страну требуемых объемов инвестиций для модернизации отраслей экономики, стимулирования инвесторов, защиты их прав. Оно предусматривает как прямое участие государства в инвестиционной деятельности, так и создание условий для ее развития.

Для государственного регулирования и повышения инвестиционной активности предприятий, обеспечения роста объемов привлекаемых инвестиций в республике создана необходимая законодательная база, в соответствии с которой государство может принимать прямое участие в инвестиционной деятельности. Активно функционирует Консультативный совет по иностранным инвестициям при Совете Министров Республики Беларусь, активизирована деятельность Валютно-кредитной комиссии Совета Министров, в ведение Министерства экономики переданы вопросы формирования политики в области привлечения иностранных инвестиций, постоянно совершенствуется законодательная база. Под патронажем государства совместно с ведущими банками и консультативными компаниями создано Белорусское агентство содействия иностранным инвестициям как связующее звено между иностранными инвесторами, белорусскими организациями и органами государственного управления.

Инвестиционная деятельность в стране регулируется более 70 законами, рядом Указов Президента Республики Беларусь, решениями правительства и другими нормативно-правовыми актами. Основными документами, определяющими инвестиционную политику государства, а также направления и механизмы ее реализации, являются: Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 г. и принимаемые ежегодно правительством инвестиционные программы, разрабатываемые на основе Конституции Республики Беларусь, соответствующие действующим Декретам и Указам Президента Республики Беларусь, законам, решениям Правительства по инвестиционной деятельности.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь государство может принимать прямое участие в инвестиционной деятельности путем принятия инвестиционных программ, финансирования их за счет бюджета, выделения из республиканского бюджета централизованных инвестиционных ресурсов и средств для финансирования перспективных проектов на основе платности и возвратности, предоставления гарантий правительства по кредитам, которые привлекаются организациями для реализации инвестиционных проектов, проведения их государственной комплексной экспертизы, предоставления концессий национальным и иностранным инвесторам, оказания инвесторам государственной поддержки, защиты их интересов, создания свободных экономических зон, определения условий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами, принятия антимонопольных мер и пресечения недоброкачественной конкуренции, определения условий и форм приватизации объектов государственной собственности, содействия развитию рынка ценных бумаг, а также проведения эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, кредитной политики и использования других мер, соответствующих законодательству республики.

Весьма важными для белорусской экономики в настоящий период и в будущем являются прямые государственные инвестиции, финансируемые из государственного бюджета. Они являются основой для развития материально-технической базы социальной сферы.

Государство в соответствии с законодательством Республики Беларусь гарантирует инвестору право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом, защиту их, равенство прав, предоставляемых инвесторам независимо от их формы собственности при осуществлении инвестиционной деятельности, а также равную, без всякой дискриминации, защиту их прав и интересов, стабильность прав инвестора по осуществлению и прекращению инвестиционной деятельности.

Государственная поддержка инвестиционных проектов может оказываться в виде льгот по налогам и таможенным платежам, предоставления гарантии правительства, выделения централизованных инвестиционных ресурсов. Она может осуществляться с установлением и иных видов гарантий инвестору.

Для принятия решений о государственной поддержке проектов проводится государственная комплексная экспертиза в случаях реализации проектов с привлечением кредитов или банков под гарантии Правительства, использования средства централизованных инвестиционных ресурсов, участия государства в создании предприятий с иностранными инвестициями, предоставления индивидуальных льгот по налогам и таможенным платежам.

Основной формой реализации государственных инвестиций является государственный заказ на выполнение работ в капитальном строительстве. Размещение госзаказа осуществляется на конкурсной основе.

На предприятиях разрабатывается план капитальных вложений (инвестиционный план). Для этого проводится анализ рентабельности и сроков окупаемости капитальных вложений. План охватывает все капитальные вложения предприятия и определяет практическую потребность предприятия в капитале, что позволяет предусмотреть в дальнейшем выбор кредитов, установить сроки их привлечения и распределить требуемый капитал на собственный и заемный в зависимости от предусматриваемой рентабельности проекта. Потребность в капитале определяется раздельно как по оборотным, так и по основным фондам, что дает информационное представление о наличии финансовых средств и возможностей, необходимых для расширения, ремонта, модернизации, реконструкции и технического перевооружения производства, которые можно осуществить за счет собственных и заемных средств. Исходной базой для расчета служат прогнозируемый прирост выпуска продукции, баланс производственной мощности предприятия.

Планируемы укрупненный объем капитальных вложений для предприятия можно вычислить по формуле:

 

где  - прогнозируемые приросты мощностей соответственно за счет технического перевооружения, реконструкции, расширения мощностей действующий предприятий и строительства новых; - удельные капитальные вложения по основным формам наращивания мощностей (соответственно техническое перевооружение, реконструкция, расширение мощностей предприятия, новое строительство);  - объемы незавершенного строительства на начало и конец прогнозируемого периода (строительный задел).

Исследование показывает, что для обеспечения расширенного воспроизводства в Республике Беларусь необходимо увеличить объем капитальных вложений в основной капитал в прогнозируемом горизонте не менее чем в 5,5 раза, а для достижения жизненного уровня населения страны уровня развитых зарубежных стран – не менее чем в 20-25 раз, но за счет собственных источников это осуществить невозможно, требуется привлекать капитал извне.

Республика Беларусь в 2005 г. привлекла 305 млн.долл. США прямых иностранных инвестиций, в том числе 120 млн.долл. США – в основной капитал, что для страны крайне мало. Например, Украина получила ПИИ на сумму 7 млрд.долл. США, Россия – 14 млрд.долл. Потенциальная потребность в иностранных инвестициях на период до 2010 г. оценивается в 15,5 млрд.долл. США, что составляет 40% от ВВП. Привлечение в экономику страны иностранных инвестиций является сегодня наиболее острой проблемой для Беларуси (см. Приложение 2). В 2005 г. удельный вес их составил не более 5% от объема привлеченных инвестиций.

Для привлечения иностранных инвестиций и создания благоприятного инвестиционного климата, президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко 4 марта 2008 года подписал Указ №144, которым отменяется институт особого права («золотой акции») государства на участие в управлении хозяйственными обществами.

Несомненно, что отказ от этой нормы будет способствовать созданию благоприятных условий для привлечения прямых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики Беларуси и достижению в 2008 году прогнозных параметров экономического роста, а также повышению рейтинга Беларуси на международном уровне и защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг.

На современном этапе вопросы инвестиционной и инновационной деятельности становятся первоочередными. В условиях сокращения инвестиций и инновационной активности невозможна экономическая стабилизация, оживление и рост производства.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь должно быть направлено на решение проблемы дальнейшего экономического роста на базе инновационного пути развития экономики, энерго- и ресурсосбережения, а эта проблема требует активной мобилизации как собственных ресурсов, так и финансовой поддержки извне, в том числе и от высокоразвитых стран.

Анализ относительной инвестиционной активности за последние 5 лет показывает, что по этому показателю преимущество государственного сектора выше, чем негосударственного сектора.

 




double arrow
Сейчас читают про: