Эта функция осуществляется во всех сферах общественной жизни: в материальном производстве, в нематериальной сфере, в сфере обращения.
Субъектами распределения на микроуровне выступают юридические и физические лица, на макроуровне – государство. Объектами распределения служат ВВП и НД в денежной форме.
С помощью распределительной функции осуществляется распределение новой стоимости (на микроуровне) и перераспределение этой стоимости (на макроуровне).
Распределительная функция охватывает три последовательные ступени.
• Формирование фондов денежных средств. На микроуровне создаются финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, необходимые для кругооборота капитала, и денежные средства домохозяйств, а на макроуровне – централизованные (общественные) средства государства.
• Распределение денежных фондов через финансовые инструменты. На микроуровне создаются обособленные фонды предприятия (уставный, оплаты труда, амортизационный) и домашнего хозяйства для конкретного потребления; на макроуровне возникают бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.
|
|
• Использование денежных фондов призвано обеспечить на микроуровне расширенное производство и существование отдельных членов общества, на макроуровне – улучшение народно-хозяйственных пропорций, общегосударственных потребностей страны.
В результате распределения ВВП и НД создаются доходы общества.
При первичном распределении на микроуровне возникают основные, или первичные, доходы. В сфере материального производства к первичным доходам относятся:
• прибыль предприятий;
• отчисления в социальные, внебюджетные фонды;
• доходы работающих.
Формирование первичных доходов материального производства – это начальный этап распределения, обусловленный законами товарного производства. Первичное распределение продолжается на макроуровне и обеспечивает создание вторичных, или производственных, доходов.
Необходимость распределения и перераспределения ВВП и НД связана:
1) с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; [3]
2) наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление, оборона);
3) перераспределением доходов между различными социальными группами населения.
Этот процесс осуществляется прежде всего через финансы при использовании таких инструментов, как обмены, расходы, налоги, кредит, цены и др. в результате формируются централизованные и децентрализованные денежные фонды.
|
|
В Российской Федерации распределение и перераспределение ВВП и НД происходят в интересах структурной перестройки хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельского хозяйства, транспорта, энергетики) в пользу наименее обеспеченных слоев населения страны (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).
Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.
Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.[1]
Контрольная функция
Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечении динамического развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемирное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферу. Направлен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.
Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.
Контрольная функция реализуется через:
1) Финансово-хозяйственный контроль на отдельных предприятиях – на основе выполнения хозяйственных договоров, осуществление коммерческого расчета;
2) Финансово-бюджетный контроль – при выполнении налоговых платежей и выполнении финансирования из бюджетных ресурсов;
3) Кредитно-банковский контроль – при использовании принципов кредитования и денежных расчетов.
Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль:
• до наступления распределительного процесса, т.е. в тот период, когда составляются программы, прогнозы, бюджеты;
• при использовании фондов денежных средств, при исполнении намеченных программ, планов, смет; [3]
• при подведении итогов, составлении оценок исполнения денежных фондов.
Регулирующая функция
Эта функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.
На микроуровне (предприятие) эта функция стимулирует его деятельность, создавая различные фонды, которые способствуют улучшению качества производственного процесса, увеличению его объема, улучшению материального положения работающих.
|
|
На макроуровне (государство) эта функция, используя государственные расходы, налоги, госкредит, достигает таких же результатов.[1]
Финансовый механизм
Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм – это совокупность видов и форм финансовых отношений, условий и методов исчисления при формировании и применении централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методов финансового планирования, форм управления финансами и финансовой системой, финансового законодательства.
Влияние финансового механизма на экономику и социальную сферу осуществляется, с одной стороны, через ее структуру, в которой выделяют три группы – механизм государственно-муниципальных финансов, механизм предприятия и страховой механизм, нацеленные на решение конкретных задач и достижение реального эффекта. С другой стороны, финансовый механизм воздействует через величину финансовых ресурсов, которые формируются в распоряжении экономических агентов и направляются на удовлетворение потребностей общества.
Построение финансового механизма происходит в соответствии с финансовой политикой и нормами финансового права, отраженными в финансовом законодательстве.[3]