Распределительная функция

Эта функция осуществляется во всех сферах общественной жизни: в материальном производстве, в нематериальной сфере, в сфере обращения.

Субъектами распределения на микроуровне выступают юридические и физические лица, на макроуровне – государство. Объектами распределения служат ВВП и НД в денежной форме. 

С помощью распределительной функции осуществляется распределение новой стоимости (на микроуровне) и перераспределение этой стоимости (на макроуровне).       

Распределительная функция охватывает три последовательные ступени.

• Формирование фондов денежных средств. На микроуровне создаются финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, необходимые для кругооборота капитала, и денежные средства домохозяйств, а на макроуровне – централизованные (общественные) средства государства.

• Распределение денежных фондов через финансовые инструменты. На микроуровне создаются обособленные фонды предприятия (уставный, оплаты труда, амортизационный) и домашнего хозяйства для конкретного потребления; на макроуровне возникают бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.

• Использование денежных фондов призвано обеспечить на микроуровне расширенное производство и существование отдельных членов общества, на макроуровне – улучшение народно-хозяйственных пропорций, общегосударственных потребностей страны.

В результате распределения ВВП и НД создаются доходы общества.

При первичном распределении на микроуровне возникают основные, или первичные, доходы. В сфере материального производства к первичным доходам относятся:

• прибыль предприятий;

• отчисления в социальные, внебюджетные фонды;

• доходы работающих.

Формирование первичных доходов материального производства – это начальный этап распределения, обусловленный законами товарного производства. Первичное распределение продолжается на макроуровне и обеспечивает создание вторичных, или производственных, доходов.

Необходимость распределения и перераспределения ВВП и НД связана:

1) с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; [3]

2) наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление, оборона);

3) перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

Этот процесс осуществляется прежде всего через финансы при использовании таких инструментов, как обмены, расходы, налоги, кредит, цены и др. в результате формируются централизованные и децентрализованные денежные фонды.

В Российской Федерации распределение и перераспределение ВВП и НД происходят в интересах структурной перестройки хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельского хозяйства, транспорта, энергетики) в пользу наименее обеспеченных слоев населения страны (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.[1]

Контрольная функция

Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечении динамического развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемирное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферу. Направлен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция реализуется через:

1) Финансово-хозяйственный контроль на отдельных предприятиях – на основе выполнения хозяйственных договоров, осуществление коммерческого расчета;

2) Финансово-бюджетный контроль – при выполнении налоговых платежей и выполнении финансирования из бюджетных ресурсов;

3) Кредитно-банковский контроль – при использовании принципов кредитования и денежных расчетов.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль:

• до наступления распределительного процесса, т.е. в тот период, когда составляются программы, прогнозы, бюджеты;

• при использовании фондов денежных средств, при исполнении намеченных программ, планов, смет; [3]

• при подведении итогов, составлении оценок исполнения денежных фондов.

Регулирующая функция

Эта функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.

На микроуровне (предприятие) эта функция стимулирует его деятельность, создавая различные фонды, которые способствуют улучшению качества производственного процесса, увеличению его объема, улучшению материального положения работающих.

На макроуровне (государство) эта функция, используя государственные расходы, налоги, госкредит, достигает таких же результатов.[1]

Финансовый механизм

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм – это совокупность видов и форм финансовых отношений, условий и методов исчисления при формировании и применении централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методов финансового планирования, форм управления финансами и финансовой системой, финансового законодательства.

Влияние финансового механизма на экономику и социальную сферу осуществляется, с одной стороны, через ее структуру, в которой выделяют три группы – механизм государственно-муниципальных финансов, механизм предприятия и страховой механизм, нацеленные на решение конкретных задач и достижение реального эффекта. С другой стороны, финансовый механизм воздействует через величину финансовых ресурсов, которые формируются в распоряжении экономических агентов и направляются на удовлетворение потребностей общества.

Построение финансового механизма происходит в соответствии с финансовой политикой и нормами финансового права, отраженными в финансовом законодательстве.[3]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: