Глава 2 Изучение уровня страха у детей среднего дошкольного возраста

Цели, задачи, содержание методик исследования

Цель: определить особенности проявления страхов у детей 4-5 лет.

Экспериментальное исследование было направлено на решение следующих задач:

определить уровень страха у детей 4-5 лет.

выявить особенности проявления страха у детей 4-5 лет.

Эксперимент проводился на базе дошкольного образовательного учреждения № 112 Московского района г. Чебоксары. В эксперименте принимали участие 20 детей 4-5 лет.

  Для выявления особенностей проявления страхов были использованы: опросник А.И. Захарова «Страхи детей», проективная методика А. И. Захарова «Мои страхи».

Опросник А. И. Захарова «Страхи детей»

Цель: определение страхов, присущих среднему дошкольному возрасту.

Ход: методика проводится в виде индивидуальной беседы с детьми, в процессе которой им задаются 29 вопросов (см. Приложение 2). Беседа проводится не торопливо и обстоятельно. Экспериментатор перечисляет страхи и ждет ответа от детей «да»-«нет» или «боюсь»-«не боюсь». Вопрос, боится или не боится ребенок, повторяется время от времени, чтобы избежать наводки страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов детей, экспериментатор просит давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, периодически подбадривает его и хвалит за то, что он говорит все как есть. Страхи перечисляются по памяти.

Обработка результатов: В качестве единицы отсчета используется среднее число страхов, которое сопоставляется с аналогичным числом, полученным от деления суммы всех страхов в соответствующей возрасту детей контрольной группе на число определенных нами детей.

Количество страхов всех детей

Количество детей

0-12-низкий уровень выраженности страха

13-15-средний уровень выраженности страха

16-29-высокий уровень выраженности страха

  Так, высокий уровень выраженности страха предполагает такие особенности, как неадекватная самооценка, тревожность, напряженность, пугливость, ребенок не достаточно общителен, проявляет подозрительность и недоверчивость к окружающим.

Средний уровень страха предполагает достаточную общительность, не напряженность, быстроту ответов на вопросы.

Низкий уровень страха характеризуется наименьшей тревожностью, не напряженностью, уверенностью в себе, общительностью, налаженностью отношений с окружающими, преобладанием повышенного настроения, быстротой ответов на вопросы.

Проективная методика А. И. Захарова «Мои страхи»

Цель: выявление страхов у детей.

Ход: перед каждым ребенком кладется лист бумаги и цветные карандаши.

После предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, ему предлагают лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования. По окончании рисования ребенка просят рассказать о том, что он изобразил, т. е. вербализовать свой страх. Ребенок может спросить у взрослого, как нарисовать страх. Подсказать можно, но в самых общих чертах — так, чтобы на визуальное воплощение детской фантазии не повлиял субъективизм взрослого. К примеру, если ребенок спрашивает, как нарисовать Бабу Ягу, следует ответить: "Нарисуй ее так, как ты видишь!" "А как я ее вижу? — может спросить ребенок. — Какое у нее лицо, нос?" Отвечайте приблизительно так: "Нарисуй большой нос крючком и большие зубы". Взрослый, таким образом, не навязывает ребенку свое представление, а только подталкивает его к тому, чтобы его собственное представление образа более четко отразилось в сознании.

Детям предлагается инструкция: «Давайте нарисуем то, чего вы больше всего боитесь».
Оценка уровня выраженности страха осуществлялась по следующим показателям: что ребенок нарисовал, какие цвета преобладают в изображениях (черный, красный, синий либо розовый, желтый, голубой), яркость рисунков, четкость или расплывчатость контуров, нажим карандаш.

Высокий уровень страха предполагает неуверенность в себе, нерешительность, низкую самооценку, недоверчивость к окружающим, присутствие агрессия и подозрительности.

Средний уровень страха - общительность, адекватная самооценка, уверенность в себе.

Низкий уровень страха - достаточная уверенность в себе, общительность, преобладание повышенного настроения.

 

    



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: