Ошибки и недостатки, выявленные в результате аудита учетной политики ООО «Электроконтакт»

 

Основная проблема многих организаций – некорректное формирование учетной политики. Чаще всего организации недооценивают значение учетной политики и к разработке учетной политики относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных ее элементов. Между тем выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на многие показатели эффективности финансово-хозяйственной деятельности в целом: формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования.

Целью ознакомления с учетной политикой при планировании аудита является изучение и оценка основных принципов организации бухгалтерского учета и документооборота, закрепленных в принятой организацией учетной политике. При этом устанавливается наличие и состав распорядительных документов, определяющих учетную политику.

Информационной базой для ознакомления с содержанием учетной политики являются:

1) приказ (распоряжение и т.п.) об учетной политике проверяемой организации;

2) рабочий план счетов бухгалтерского учета;

3) перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для - внутренней бухгалтерской отчетности;

4) правила документооборота и технологии обработки учетной информации;

5) утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике проверяемой организации;

6) пояснительная записка, которая раскрывает:

- сведения, относящиеся к учетной политике организации;

- избранные при формировании учетной политике отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета;

- изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным;

- дополнительные данные о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности, прекращении операций, аффилированных лицах, прибыли, приходящейся на одну акцию.

Анализируя содержание приказа (распоряжения) по учетной политике, аудитор выясняет:

- все ли положения приказа являются элементами учетной политики;

- все ли аспекты (организационно-технический, методологический, налоговый) учетной политики нашли в ней отражение.

Практика тестирования аудиторами приказов (распоряжений) об учетной политике показывает, что некоторые организации включают в этот документ положения, не являющиеся элементами учётной политики, например, сроки выплаты заработной платы, продолжительность отпусков, размеры оплаты командировочных расходов сверх норм. Эта информация должна отражаться в иных внутренних документах организации. Некоторые организации делают ошибку, приводя в приказе способы бухгалтерского учета по всевозможным элементам учетной политики независимо от того, применялись ли они ранее и будут ли необходимы в дальнейшем. Тестирование помогает аудитору выявить, какие из аспектов учётной политики отражены не в полной мере. Наиболее часто в приказе (распоряжении) не находят отражения вопросы:

1) Организационно-технические:

· правила и график документооборота;

· внутренняя отчётность (состав, формы, периодичность, сроки составления и представления, пользователей);

· система внутреннего контроля (служба внутреннего аудита, специалист, лично руководитель);

· положение о бухгалтерии и должностные инструкции на работников бухгалтерии;

· порядок проведения инвентаризаций.

2) Методологические:

· способы контроля отклонений фактического расхода материалов от норм;

· порядок списания общехозяйственных и коммерческих расходов;

· способы распределения косвенных расходов;

· оценка незавершённого производства.

3) Налоговые:

· порядок организации раздельного учёта затрат (по видам деятельности, по реализованным товарам, облагаемым разными ставками НДС и необлагаемым НДС и налогом с продаж);

· порядок организации раздельного учета объектов социальной сферы (для получения права по налогу на имущество в случаях, когда имущество используется совместно для производственных (льготируемых) и нельготируемых целей).

Для оценки полноты и правильности положений учётной политики аудитор должен убедиться, что в распорядительных документах по учётной политике содержится информация, обосновывающая: выбор организацией способов бухгалтерского учёта:

- вариантность которых предусмотрена нормативными документами по бухгалтерскому учёту и отчётности;

- описание которых отсутствует в нормативных актах; вариантность которых вытекает из противоречивости и несовершенства законодательства;

 - особенности применения способов учёта исходя из специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности и иных условий.

Если организация самостоятельно разрабатывает те или иные способы учёта, то аудитор должен проверить соответствуют ли они допущениям и требованиям, установленным нормативными документами по бухгалтерскому учёту.

Иногда несоответствия являются следствием неточности формулировок приказа (распоряжения). Так, при выборе условий признания факта реализации товаров (работ, услуг) организации ограничиваются отражением в приказе выбранного метода “по отгрузке” или “по оплате”, не указывая его назначения “для целей налогообложения”.

Согласно п.10 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» способы ведения бухгалтерского учета, выбранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом издания соответствующего распорядительного документа, и распространяются на все структурные подразделения организации независимо от места их расположения.

Практика аудиторских проверок показывает, что принятая в организации учетная политика не всегда последовательно применяется в течение отчетного года или не выдерживается всеми обособленными структурными подразделениями.

 Информация об учетной политике, как неотъемлемая составляющая пояснений к бухгалтерской отчетности, является одним из объектов аудиторской проверки.

В процессе аудита учетной политики ООО «Электроконтакт» выявлены следующие ошибки и недостатки:

Во-первых, нарушение требования законодательства о сроках издания документа, утверждающего учетную политику. В п. 9 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» указано: «Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа». Однако, как видно из Приложения 1, Приказ об учетной политики ООО «Восход» утвержден 02.01.2008 г., что противоречит требованиям законодательства относительно сроков ее утверждения и применения. Учетная политика действует с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Очевидно, что юридически утвержденная приказом от 02.01.2008 г. учетная политика начнет действовать только с 1 января следующего года.

Во-вторых, для полного и достоверного бухгалтерского и налогового учета нужно оформить приказ об учетной политике в виде двух самостоятельных распорядительных документов. Первый документ - учетная политика для целей бухгалтерского учета. Второй документ - учетная политика для целей налогообложения, а так же внести более подробный перечень положений в учетную политику, как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения.

 

 

Заключение

 

В заключение работы можно сделать следующие выводы. Учетная политика представляет собой совокупность принци­пов и правил, регламентирующих методические и организацион­ные основы ведения бухгалтерского учета за отчетный период.

Целью изучения учетной политики является анализ и оценка основных принципов организации бухгалтерского учета.

Учетная политика часто становится для бухгалтеров чисто формальным документом, которому многие не придают должного значения. А напрасно, потому что:

1)грамотно составленная учетная политика может быть действенным способом законной корректировки финансовых показателей, а значит – снижения налоговой нагрузки на предприятие;

2)положения учетной политики могут стать весомым аргументом в споре с ревизорами;

3)учетная политика является основой для формирования всех остальных организационно-распорядительных документов организации и влияет на принятие управленческих решений;

В связи с этим руководителю и главному бухгалтеру следует весьма серьезно отнестись к формированию и утверждению учетной политики.

В данной курсовой работе рассмотрены теоретические и практические вопросы аудита. Предметом для изучения стала аудиторская проверка учетной политики предприятия ООО «Электроконтакт». Аудит - независимая экспертиза финансовой отчётности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учёта, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству РФ, полноты и точности отражения в финансовой отчётности деятельности предприятия.

В первом разделе курсовой работе отражены теоретические вопросы аудита учетной политики. Изучены цели и задачи аудиторской проверки, нормативное регулирование.

Во втором разделе была произведена организация аудиторской проверки и сделан отчет по ее результатам. Предложенная методика аудиторской проверки включает в себя:

- разработку общего плана проверки; разработку - программы проверки;

- разработку контрольных процедур на основе классификатора возможных нарушений;

- рекомендации по выполнению аудиторских процедур.

Проведение аудиторской проверки организации поможет в исключении простейших технических ошибок; в снижении ошибок, обусловленных неправильным толкованием законодательства.

Проведенный анализ учетной политики ООО «Электроконтакт» выявил некоторые ее недостатки, для устранения которых необходимо:
1) рекомендовать оформить приказ об учетной политике в виде двух самостоятельных распорядительных документов. Первый документ - учетная политика для целей бухгалтерского учета. Второй документ - учетная политика для целей налогообложения;

2) внести более подробный перечень положений в учетную политику как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения;
3) составить рекомендуемый перечень приложений к учетной политике;

4) обратить внимание на возможность формирования резервов, как одного из способов оптимизации налога на прибыль.

Учетная политика ООО «Электроконтакт» на 2008 год для целей бухгалтерского и налогового учета утверждена приказом № 71231 от 2.01.08г. что противоречит требованиям законодательства относительно сроков ее утверждения и применения. Учетная политика действует с 1 января года, следующего за годом ее утверждения.

 В остальном она соответствует принципам бухгалтерского и налогового законодательства. Бухгалтерский и налоговый учет в целом соответствуют принятой учетной политике.

 

 

 



Список литературы

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.10.1996 г. № 129-ФЗ в ред. от 03.11.06.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I, утвержденная Федеральным законом от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ РФ от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ (Российская газета, № 138, 01.07.2004)).

3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 25.07.2002, с изм. от 24.12.2006).

4. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» от 7.08.2001 г. № 119-ФЗ

5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н (в ред. от 19.09.2006 г. № 116н).

6. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. №106н.

7. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 03.09.2001 г. №65н (в ред. приказа МФ РФ от 27.11.2006 № 156н).

8. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина РФ от 6.06.1999 г. № 43н. в ред. приказа Минфина РФ от 18.09.2006 г. № 115н.

9. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н (ПБУ 9/99) (в ред. от 27.11.2006 г. № 156н).

10. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 г. № 44н) (в ред. от 26.11.2007 № 156н).

11.  Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007 (утв. Приказом Минфина России от 27.12.2007 г. № 153н).

12.  Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2008, утвержденное приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. №107н.

13. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н. (в ред. 18.09.2006 г. № 116н).

14. Правило (стандарт) №1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696. с изменениями от 25.08.2006 г.

15. Правило (стандарт) №2. Документирование аудита. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696. с изменениями от 25.08.2006 г.

16. Правило (стандарт) №3. Планирование аудита. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696. с изменениями от 25.08.2006 г.

17. Правило (стандарт) №4. Существенность в аудите. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696. с изменениями от 25.08.2006 г.

18. Правило (стандарт) №5. Аудиторские доказательства. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696. с изменениями от 25.08.2006 г.

19. Правило (стандарт) №6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002г. № 696. с с изменениями от 25.08.2006 г.

20. Правило (стандарт) аудиторской деятельности. Оценка риска и внутренний контроль. Характеристика и учет среды компьютерной и информационной систем. Протокол № 1 от 11.07.2000 г. с изменениями от 25.08.2006 г.

21. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов» Протокол № 6 от 20.10.1999 г. с изменениями от 25.08.2006 г.

22. Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. Аудит. - М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2005.

23. Аудит/ Под ред. В.В. Скобара. – М., 2005.

24. Богатая И.Н. и др. Аудит. – Ростов н/Д., 2005.

25. Мерзликина Е.М., Никольская Ю.П. Аудит. – М., 2006.

26. Мерзликина В.М., Никольская Ю.П. Аудит.-:Инфра-М.,2007.

27. Суйц В.П. и др. Аудит: общий, банковский, страховой. – М., 2005.

28. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. – М., 2006.

 

     

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: