МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ
Курсовая работа
Студента Б-542 учеб. гр. IV курса факультета Экономики и управления
Базаровой Елены Владимировны
Специальность: Бухгалтерский учет, анализ и аудит; Контракт № ЭС-289/07
По учебной дисциплине: Аудит
Тема: «Аудит учетной политики»
Руководитель к.э.н., доц.
Самылина Ю. Н.
Оценка
___________________
___________________
«» __________ 2009 г.
Тверь 2009
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Методологические основы аудита учетной политики предприятия
1.1. Цель изучения учетной политики………………..…………...5
.2. Порядок проведения проверки учетной политики…………..6
|
|
Глава 2. Аудит учетной политики ООО «Электроконтакт»
2.1. Характеристика ООО «Электроконтакт» и анализ его учетной политики……………………………………………………………...14
2.2. Планирование аудита…………………………………………17
2.3. Ошибки и недостатки, выявленные в результате аудита учетной политики ООО «Электроконтакт»………………………...20
Заключение……………………………………………………………25
Список литературы…………………………………………………...28
Приложение…………………………………………………………...31
Введение
Аудиторский контроль широко применяется в мировой практике. В его основе лежит взаимная заинтересованность государства, администрации предприятия и его владельцев в достоверности учета и отчетности. Учетная политика представляет собой совокупность принципов и правил, регламентирующих методические и организационные основы ведения предприятием бухгалтерского учета, поэтому необходимо, чтобы учетная политика предприятия соответствовала законодательным и нормативно-правовым актам РФ. Содержательная часть учетной политики – это практическая реализация методических аспектов отражения в учете финансово-хозяйственных операций, объектов и оценки имущества. Следовательно, необходим контроль за правильностью отражения финансово-хозяйственных операций предприятия в соответствии с утвержденной руководителем учетной политикой.
Исходя из вышеизложенного, целью данной работы является описание аудита учетной политики организации на примере ООО «Электроконтакт».
Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:
|
|
1. выясняется цель изучения учетной политики;
2. рассматривается порядок проведения проверки учетной политики;
3. описываются возможные результаты аудита;
4. Установить соответствие избранной учетной политики характеру и условиям деятельности организации;
5. Выявить недостатки и предложить свои варианты по исправлению ошибок, а так же возможные пути улучшения.
Объектом исследования данной курсовой работы является учетная политика ООО «Электроконтакт».
Проверка учетной политики предприятия относится к значимым областям аудита. Знание учетной политики позволяет аудитору разрабатывать эффективные методы проверки. В связи с этим учетная политика предприятия является объектом про верки на всех этапах аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности — от планирования до формирования заключения.
Глава 1. Методологические основы аудита учетной политики предприятия
Цель изучения учетной политики
Учетная политика представляет собой совокупность принципов и правил, регламентирующих методические и организационные основы ведения бухгалтерского учета за отчетный период.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и т. п.
Целью изучения учетной политики является анализ и оценка основных принципов организации бухгалтерского учета. При этом аудитором должны быть рассмотрены документы, определяющие учетную политику:
- приказ об учетной политике проверяемого предприятия;
- рабочий план счетов бухгалтерского учета;
- перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- правила документооборота и технологии обработки учетной информации;
- утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике.
Изучив и проанализировав представленную информацию, необходимо оценить, не является ли отношение руководства предприятия к формированию и исполнению учетной политики формальным, поскольку только лишь наличие приказа об учетной политике не может в достаточной мере свидетельствовать об использовании учетной политики в качестве инструмента управления предприятием.
Основными нормативными документами, регулирующими вопросы учетной политики организации, являются:
- Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп.)[1];
- действующие положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) — с № I по № 20;
- Методические рекомендации и указания Министерства финансов Российской Федерации, регламентирующие отдельные вопросы ведения учета и составления отчетности;
- Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденный приказом Минфина РФ от 29 января 2003 г. № 10н и приказом ФКЦБ от 29.01.03 № 03-6/пз;
- отраслевые документы, регламентирующие особенности калькулирования себестоимости продукции;
- Налоговый кодекс Российской Федерации[3].
Порядок проведения проверки учетной политики
При проведении аудиторской проверки учетной политики аудитор должен установить:
- наличие и состав распорядительных документов по учетной политике;
- соответствие сроков утверждения приказа об учетной политике требованиям нормативных актов;
- последовательность применения учетной политики;
- раскрытие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих предприятию достоверно отразить его имущественное состояние и финансовые результаты;
|
|
- полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;
- соблюдение учетной политики.
В процессе аудиторской проверки необходимо проанализировать соответствие избранной учетной политики характеру и условиям деятельности предприятия, а также действующим правилам и общепризнанным процедурам. Аудитор должен оценить используемые способы ведения бухгалтерского учета с точки зрения рациональности и экономичности построенного на их основе учетного процесса, влияния на формирование полной и достоверной картины имущественного и финансового положения предприятия.
Для оценки полноты и правильности положений учетной политики аудитору необходимо убедиться, что учетная политика содержит информацию, обосновывающую выбор способов бухгалтерского учета и особенности их применения исходя из специфики отраслевой принадлежности и иных условий.
Если предприятие самостоятельно разрабатывает способы ведения бухгалтерского учета, то аудитор проверяет, соответствуют ли они допущениям и требованиям, установленным нормативными актами по бухгалтерскому учету. Аудитору также необходимо оценить, соответствует ли перечень условий и методик, раскрывающих сущность и содержание учетной политики предприятия, требованиям, предусмотренным ПБУ 1/98 «Учетная политика предприятия» и Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации.
Аудитору следует проанализировать, обеспечивает ли учетная политика предприятия выполнение следующих задач:
1) формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия и его имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям (участникам) и собственникам имущества предприятия, а также внешним — инвесторам, кредиторам и т. д.;
2) обеспечение единства методики при организации и ведении бухгалтерского учета на предприятии в целом и в его структурных подразделениях;
|
|
3) обеспечение оперативности и гибкости реагирования системы бухгалтерского учета на изменения условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности, в том числе обусловленные изменениями законодательных и нормативных актов;
4) обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и целесообразностью хозяйственных операций, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
5) предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности предприятия и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения его финансовой устойчивости.
При формировании учетной политики и последующем ведении бухгалтерского учета должны соблюдаться основополагающие принципы, требования и допущения, такие как:
- допущение имущественной обособленности — предполагает, что активы и обязательства предприятия существуют обособленно от активов и обязательств собственников этого предприятия и активов и обязательств других организаций, т. е. в балансе предприятия отражаются только данные об имуществе и обязательствах самого предприятия, а все, что не принадлежит ему, учитывается на забалансовых счетах;
- допущение непрерывности деятельности — предполагает, что предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке. Это означает, что учетная политика создается не на один год, т. е. изначально планируется ее применение в течение длительного периода;
- допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности — предполагает, что факты хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами;
- требование полноты — означает полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности независимо от желаний отдельных работников;
- требование своевременности — означает своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;
- требование осмотрительности — означает большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;
- требование приоритета содержания перед формой - означает отражение, в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержании и условий хозяйствования;
- требование непротиворечивости — означает тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;
- требование рациональности — означает рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и масштабов предприятия.
При анализе учетной политики предприятия необходимо также выяснить, все ли вопросы, изложенные ниже в виде таблицы, определены и насколько полно и достоверно они раскрыты.
№ п/п | Объект учетной политики | Способы организации и ведения бухгалтерского учета | |||
1. | Порядок организации бухгалтерского учета | — Учреждение бухгалтерской службы, возглавляемой главным бухгалтером. Введение в штат должности бухгалтера. — Передача на договорных началах ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту. — Ведение бухгалтерского учета руководителем предприятия | |||
2. | Рабочий план счетов бухгалтерского учета | — Разрабатывается на основе типового плана счетов | |||
3. | Форма бухгалтерского учета | — Журнально-ордерная форма. — Упрощенная форма. — Другие формы | |||
4. | Формы первичных документов бухгалтерского учета | — Хозяйственные операции оформляются документами установленной формы. — Документы, по которым не предусмотрены типовые формы, разрабатываются предприятием самостоятельно | |||
5. | Организация документооборота | — В соответствии с утвержденным графиком документооборота | |||
6. | Проведение инвентаризации имущества и обязательств | — Порядок и сроки определяются руководителем предприятия, за исключением случаев, когда проведение, инвентаризации обязательно | |||
7. | Оценка имущества и обязательств | — В рублях и копейках. — В рублях, с отнесением возникающих разниц на финансовые результаты | |||
8. | Система внутрипроизводственного учета, отчетности контроля | — Предприятие самостоятельно разрабатывает систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля исходя из особенностей функционирования и требований управления предприятием | |||
9. | Формы бухгалтер-кой отчетности | — Разрабатываются на основе рекомендуемых типовых форм | |||
10 | Способ представления бухгалтерской отчетности пользователям | - На бумажных носителях - В электронном виде | |||
11 | Переоценка основных средств | - Проводится на начало отчетного года - Не проводится | |||
12 | Списание стоимости основных средств, не превышающей 1000 р. за единицу | - Путем начисления амортизации - Путем единовременного списания на затраты по мере отпуска в производство или эксплуатацию | |||
13 | Начисление амортизации основных средств | - Линейный способ - Способ уменьшаемого остатка - Способ списания стоимости по сумме числа лет срока полезного использования - Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) | |||
14 | Погашение стоимости нематериальных активов | - Накопление сумм начисленной амортизации на отдельном счете - Уменьшение первоначальной стоимости нематериального актива | |||
15 | Начисление амортизации нематериальных активов | - Линейный способ - Способ уменьшаемого остатка - Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (услуг) | |||
16 | Оценка приобретаемых материально-производственных запасов | - По фактической себестоимости приобретения - По учетным ценам | |||
17 | Признание транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) | - Учет ТЗР на счете «Заготовление и приобретение материальных ценностей» - Прямое включение ТЗР в фактическую себестоимость приобретаемых материально-производственных запасов - Учет ТЗР на отдельном субсчете счета «Материалы» | |||
18 | Списание ТЗР и отклонений в стоимости материально-производственных запасов | - Метод среднего процента. — Упрощенные методы | |||
19 | Оценка списываемых материально-производственных запасов | - Метод оценки по себестоимости каждой единицы - Метод оценки по средней себестоимости. - Метод оценки по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО). - Метод оценки по себестоимости последних по времени приобретений (Л МФО) | |||
20 | Оценка незавершенного производства | — По фактической себестоимости. — По нормативной производственной себестоимости. — По прямым статьям затрат. — По стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов | |||
21 | Оценка выпущенной готовой продукции | — По фактической производственной себестоимости. — По нормативной производственной себестоимости. — По договорным ценам. — По другим видам цен | |||
22 | Классификация затрат на производство | — Прямые и косвенные. — Условно-переменные и условно-постоянные | |||
23 | Распределение косвенных расходов по видам деятельности | — Пропорционально выручке от продажи продукции (работ, услуг). — Пропорционально сумме прямых затрат. — Другим способом | |||
24 | Создание резервов по сомнительным долгам | — Создаются. — Не создаются | |||
25 | Создание резервов предстоящих расходов | — Создаются. - Не создаются | |||
26 | Создание резервного фонда | - Создается. - Не создается | |||
В случае наличия дополнений и изменений к учетной политике аудитор должен убедиться, что они внесены в случаях:
- изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
- разработки предприятием новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности предприятия или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
- существенного изменения условий деятельности, которые могут быть связаны с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т. д.
Кроме того, аудитор должен проверить наличие у предприятия учетной политики для целей налогового учета.
В учетной политике для целей налогообложения должен быть отражен порядок ведения налогового учета в соответствии с правилами, определенными главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Аудитор также проверяет наличие приложений к учетной политике для целей налогообложения, таких как формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов.