Формы международного бизнеса

Исторически сложилось так, что первой формой международного бизнеса стали экспорт и импорт. Однако в сложных условиях со­временного мира широкое распространение получили и другие формы междуна­родного бизнеса.

Экспорт - это продажа продукции, произведенной в своей стране, с целью дальнейшего использования или перепродажи на территории других стран. Им­порт — это закупка продукции, произведенной в других странах, с даль­нейшего целью использования или перепродажи на территории своей страны[4, c. 80].

Все экс­портно-импортные операции подразделяются на две группы. Первая группа — это торговля товарами (материальными продуктами), такими как предметы одежды, компьютеры, а также сырье. В официальных документах правительства США такой тип торговли обозначается термином «merchandise exports and imports» («экспорт и импорт товаров»); в Великобритании для обозначения этого понятия используется термин «visible trade» («видимая торговля»). Вторая группа экспортно-импортных операций - это торговля услугами (нематериальными продуктами), такими как банковские, транспортные и бухгалтерские услуги. Основные преимущества и недостатки экспортно-импортной стратегии представлен в Приложении.

Вторая форма международной предпринимательской деятельности, имеющая та­кое же значение, как экспорт и импорт, — это зарубежные инвестиции, или пере­дача капитала резидентами одной страны для дальнейшего его использования резидентами другой страны. Такие инвестиции подразделяются на две категории: прямые иностранные инвестиции и портфельные инвестиции. Прямые зарубеж­ные инвестиции — это вложение капитала с це­лью осуществления приобретения и реального контроля над объектами собствен­ности, активами и целыми компаниями в других странах (страна, на территории которой находится штаб-квартира материнской компании, — это страна происхождения).

Периодизация развития международного бизнеса.

 Интересную структуру для исследования этой проблемы предложил американский исследователь Р. Робинсон, который разделил историческое развитие международного бизнеса за пять последних веков на четыре эры. Приведем их краткие характеристики.

Коммерческая эра (1500-1850 гг.)

 Начинается со времени великих географических открытий и заканчивается серединой XIX в. Робинсон справедливо отмечает, что именно поиск огромных личных выгод, связанных с торговлей колониальными товарами в Европе, был той мощнейшей движущей силой, которая более трехсот лет предопределяла развитие базовой формы международной торговли. Конечно, столь же велики были и риски этого бизнеса, связанные с опасностями далеких морских путешествий, но сама возможность получения прибылей, многократно превышающих затраты, была достаточно мощным стимулом, вовлекавшим в этот самый первый международный бизнес все новые и новые поколения предпринимателей. Нет нужды говорить и о том мощном толчке, который получила промышленность европейских стран: от судостроения и металлообработки до переработки заморского сырья. Разумеется, все это в значительно большей мере касалось таких передовых в смысле развития международного бизнеса стран, как Англия, Голландия, Испания, Германия, Франция, но в той или иной мере затронуло практически все европейские страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: