Понятие и признаки развития естественных монополий в современных условиях

Курсовая работа

 

по дисциплине __________________________________________________

Тема работы        Естественные монополии в экономике России и проблемы их реформирования _________________________________________________

 

Выполнил студент 591-ФК группы

__ экономического ___ факультета

________ Скосорев _____________

                                                                                                                   фамилия,

____ Александр Евгеньевич ______

                                                                                                                имя, отчество

 

        Руководитель

_____________________________

                                                                                                          ученая степень, звание

Самсонов Руслан Александрович

                                                                                                       фамилия, имя, отчество

Оценка ______________________

«___» _____________ 2010 г.

 

Подпись______________________

 

                                                Барнаул 2010

                                    Содержание

Введение……………………………………………………………….2

1. Естественные монополии: теория и практика функционирования.

1.1 Понятие и признаки развития естественных монополий в современных условиях………………………………………………..5

1.3 Естественные монополии и опыт их регулирования в США….13

2. Становление и особенности функционирования естественных

 монополий в России.

 2.1 «Газпром» как путь развития естественных монополий в России………………………………………………………………..…19

2.2 «МПС» как путь развития естественных монополий в России………………………………………………………………..…26

3. Основные направления реформирования отечественных естественных монополий.

 3.1 Проблемы реформирования «Газпром»………………………...31

 3.2  Проблемы реформирования «МПС»…………………………….39

Заключение………………………………………………………….….43

Список литературы……………………………………………….……45

 

 

                                   Введение

В данной курсовой работе рассмотрены теоретические и практические аспекты деятельности естественных монополий и их государственного регулирования в мире и в Российской Федерации, на примере  «Газпром».

  При написании работы широко использовались российские и зарубежные публикации в глобальной сети интернет, а также материалы соответствующих телеконференций, что позволяет лучше представить настоящее положение дел и учесть более широкий набор мнений по данному вопросу. Исследованием данной темы занимались: Зекунов В.А., Эрлер Г., Флинн Ш.М., Кусакина О.Н., Князева И.В. и другие.

Актуальность темы исследования определяется тем, что действующая система управления развитием естественных монополий в России не обеспечивает их эффективного функционирования без разумного сочетания процессов демонополизации и государственного регулирования.

Исследование естественных монополий и проблем их регулирования невозможно без определения основных признаков и понятий. Естественные монополии образуются в тех отраслях, где деятельность остальных компаний по каким-либо причинам невозможна, будучи ограничена государственным запретом на данный вид деятельности без соответствующей лицензии (например: добывающая промышленность) или использованием редких или невоспроизводимых ресурсов. Кроме того, к естественным монополиям относятся предприятия, где размеры первоначальных капитальных вложений настолько высоки, что любой второй компании не выгодно входить в этот рынок и конкурировать с первой, так как две компании в данном секторе уже не смогут покрывать свои постоянные издержки из-за меньших масштабов производства. Типичными представителями естественных монополий являются коммунальные службы: было бы дорого и неоправданно строить второй набор водопроводных и канализационных труб в городе.

Объектом исследования являются сами естественные монополии в инфраструктурных отраслях экономики.

Предметом исследования являются способы, условия и проблемы реформирования естественных монополий, на примере «Газпром» и «МПС» в современной России.

Целью данной работы является изучение проблемы естественных монополий, причин их возникновения и особенностей функционирования, а также опасности, которую они представляют для экономики и методов их регулирования с рассмотрением приложения теоретических знаний, накопленных экономической наукой в нашей стране.

Задачи исследования выступают следующие:

1. Рассмотреть понятие и признаки естественных монополий;

2. Раскрыть проблему реформирования отечественных естественных монополий;

3. Дать анализ системе естественных монополий особо выделив в данной системе «Газпром».

Методы исследования. В работе использованы как общенаучные, так и частнонаучные (метод сравнения, метод анализа и синтеза).

Исследовательская работа, проведенная в данном курсовом проекте, отражает мое мнение на существование естественных монополий и проблему их регулирования.

 

 

Естественные монополии: теория и практика                функционирования

Понятие и признаки развития естественных монополий в современных условиях

       Когда говорят о монополии, то это понятие обычно ассоциируется у нас с крупными предприятиями. На практике чаще всего так и бывает. Однако в действительности не размер выражает сущностную характеристику монополии: для определения характера функционирования рынка важен не размер участников, а распределение между ними конкурентной силы, величина которой определяется наличием альтернатив у каждого из участников рыночного взаимодействия. С этой точки зрения сущностной стороной монополизма выступает уникальность продукта фирма, который не имеет полноценных заменителей, вследствие чего потребитель лишается возможности альтернативного выбора. Именно отсутствие заменителей обусловливает то особое положение производителя на рынке, при котором он становится единственным продавцом данного продукта. Приходящая на смену однородности уникальность продукта как раз и позиционирует абсолютную монополию и совершенную конкуренцию в качестве противостоящих друг другу моделей организации рынка. Таким образом, монополия - это концентрация всего объема отраслевого предложения у одного продавца, реализующего уникальный продукт.[10,с.311]

Есть несколько причин существования монополий.

Первая: «естественная монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость.

Вторая причина: одна - единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами.

Третья: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоторого блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак.

В реальной экономике число фирм на рынке обычно невелико, но большая часть рынка контролируется несколькими крупными фирмами. Сокращение количества рыночных субъектов приводит к возможности отслеживания поведения конкурентов и к возникновению разного рода соглашений между ними. Подобные соглашения могут касаться совместной ценовой политики или раздела рынков. Контроль над ценами может быть обеспечен за счет сговора фирм между собой с целью поддержания определенного уровня цен в течение договоренного срока. Такие действия, безусловно, противоречат условиям свободной конкуренции и ущемляют интересы покупателей.

Рынки, на которых не выполняются условия совершенной конкуренции и производители могут воздействовать на рыночные цены, называются рынкаминесовершенной конкуренции. [13,с.129] Такие рынки неоднородны и включают три типа рынков: чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции.

Разновидностью монопольного рынка является рынок монопсонии, когда монополистом является покупатель (то есть при множестве продавцов существует только один покупатель). [18,с.212] Например, производством военной техники могут заниматься несколько независимых предприятий, а единственным потребителем их продукции выступает государство. В таком случае продавец не имеет возможности наилучшего выбора покупателя.

Может существовать и двусторонняя монополия, когда каждый субъект торговой сделки - как продавец, так и покупатель являются монополистами.

Олигополия образуется при рыночной ситуации, когда многочисленные покупатели сталкиваются с несколькими крупными продавцами. Ядром такого рынка обычно являются 3-6 крупных фирм. Типичными примерами рынка олигополии являются отрасли производства станков, автомобилей, бытовой техники. Если монополию образуют два продавца товара, то появляется частный случай олигополии - дуополия.[17,с.184]  

Третьим типом рынка несовершенной конкуренции является рынок монополистической конкуренции. Это тип рынка, где достаточно большое количество фирм предлагает разнородную продукцию. Подобный рынок демонстрирует различия в качестве, внешнем виде или в других характеристиках товаров, которые делают их более или менее уникальными при сохранении взаимозаменяемости. Примерами рынка являются производство одежды, обуви, сфера услуг, где множество мелких и средних фирм предлагают дифференцированную продукцию. 

Закрытая монополия имеет место тогда, когда монопольное положение фирмы на рынке защищено законодательным закреплением за ней исключительных прав, которые не позволяют другим фирмам входить на отраслевой рынок. Типичными примерами такого типа монополии являются метрологическая и санитарная службы, почта и телеграф. Хотя закрытая монополия представляет собой наиболее устойчивую форму монопольной власти, это не гарантирует получения монопольно высоких прибылей, так как предоставление исключительных прав обычно сопровождается регулирующими ограничениями в отношении уровня цены и нормы прибыли.

Открытая монополия обнаруживает себя в том случаю, когда обладание монопольной властью является результатом авторских достижений самой фирмы (новый продукт, новая технология, достижения в маркетинге). Специфика этого типа монополии состоит в том, что она всегда имеет временный характер, поскольку связанные с нововведениями рыночного преимущества могут быть скопированы или превзойдены конкурентами. Тем не менее именно в условиях открытой монополии фирма может наиболее полно реализовывать имеющуюся у нее рыночную власть и получать монопольно высокую прибыль.

Естественная монополия возникает в том случае, когда в силу ограниченности объема рынка или значительного положительного эффекта масштаба наименьшие средние издержки производства достигаются при удовлетворении всего рыночного спроса единственным производителем. Наиболее типичными примерами этого типа монополии - энергетические сети, железные дороги, трубопроводный транспорт, коммунальные службы, где наблюдается устойчивое снижение средних долгосрочных издержек производства при расширении производственных мощностей. Поскольку причиной возникновения естественных монополий является жесткая корреляция между объемом рыночного спроса и эффективным размером предприятия, то такого рода монополии находятся под патронатом государства, регулирующего их деятельность.

Более подробно остановимся на третьем типе монополии.

Естественная монополия-это отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимум только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком.[14,с.10] Примером естественной монополии может являться водоснабжение, телефонная связь, почта в пределах какого-либо отдельного региона. Следует особо отметить, что в подобных отраслях особенно ярко выражена экономия, обусловленная ростом масштаба производства, и в то же время конкуренция неосуществима.

Главная функция естественных монополий - инфраструктурное обеспечение условий развития. Интересно, что сами естественные монополии, как правило, не осознают свою настоящую функцию.

Можно выделить следующие необходимые условия возникновения естественной монополии:

- особенности технологии, обладающей свойством положительной отдачи от масштаба;

- экономия на разнообразии многопродуктовой фирмы, выпускающей различные наименования продукции, используя одни и те же производственные мощности;

- недостаточная емкость рынка по сравнению с минимально эффективным выпуском.

Условием возникновения естественной монополии также часто называют отсутствие близких заменителей товаров, которое определяется с помощью коэффициента перекрестной эластичности спроса на один товар по цене другого. Однако низкое значение этого коэффициента характерно для продукции как технологической, так и предпринимательской монополии.

Естественная монополия является устойчивой, если при любой возможной цене фирма удовлетворяет весь предъявляемый спрос, компенсируя при этом свои издержки, и устанавливает такую цену, что любая фирма, пытающаяся войти на рынок и предлагающая меньший объем продукции по более низкой цене, понесет убытки. Из этого следует, что достаточным условием устойчивости естественной монополии является выпуск такого объема продукции, при котором удовлетворяется весь рыночный спрос и который не превышает минимального эффективного выпуска. Это более строгое условие гарантирует фирме защиту от явления, получившего название «снятие сливок», когда соперники, входя на рынок, продают товары по цене, превышающей минимальное значение средних издержек, но ниже установленной фирмой-монополистом, и получают прибыль, пока монополист не снизит цену до уровня средних издержек, а затем покидают рынок.

Устойчивость естественной монополии обуславливается существованием входных барьеров:

- значительным объемом первоначальных инвестиций, что определяет технологические, так и входные барьеры и обеспечивает преимущество фирмы-инсайдера перед потенциальными конкурентами;

- технологией, характеризующейся значительной экономией на масштабе или разнообразии, что приводит к глобальной субаддитивности функции издержек;

- емкостью рынка в сравнении с величиной минимального эффективного выпуска.

Попытаемся объяснить, почему же в естественных монополиях неприемлема конкуренция. Очевиден тот факт, что для общества накладно иметь несколько фирм, снабжающих бытовые и промышленные объекты в пределах одного региона электричеством или водой, так как для операций над вышеупомянутыми видами продукции требуются значительные постоянные издержки на генераторы, насосное и очистное оборудование, водопроводы и линии высоковольтной передачи. Такого рода издержки попросту не под силу отдельной фирме, действующей в отрасли, если даже такая фирма и может позволить себе понести издержки такого масштаба, то они все равно не будут покрыты доходами от производства. Так как присутствие нескольких поставщиков воды или электроэнергии делит всю отрасль на сферы влияния отдельных фирм и ограничивает тем самым долевое участие каждой фирмы. В таких условиях отдельная фирма использует не полностью свое постоянное оборудование, в результате чего издержки на единицу продукции, следовательно, и тарифы на электроэнергию и воду становятся неоправданно высоки. Для наглядности представим себе такую ситуацию, когда в отрасли действуют несколько фирм, причем все они находятся в одинаковом положении. При этом между отдельными фирмами существует жестокая конкуренция и в сфере приобретения средств производства, и в сфере сбыта. В результате конкуренции между отдельными фирмами слабые фирмы становятся банкротами, более сильные (для того, чтобы вы держать дальнейшую конкуренцию) сливаются, образуя чистую монополию. Развиваясь, чистая монополия может стремительно компенсировать прошлые убытки воспользоваться своим новым монопольным положением на рынке, назначая непомерно высокие цены на свои товары и услуги. В принципе, чистая монополия может существовать и успешно развиваться, не нанося при этом никакого вреда отрасли. Однако в отрасли, которая крайне необходима для населения региона, чистая монополия не только не эффективна, но и ущербна. Поэтому для того, чтобы не допустить образования чистой монополии в таких отраслях, как водоснабжение или электроэнергетика, правительство обычно предоставляет исключительную привилегию одной фирме поставлять, например, воду  или природный газ. Со своей стороны правительство определяет географическую сферу деятельности монополиста, регулирует качество его услуг и контролирует цены, которые он может назначить. Итак, образуется регулируемая или государственно-организованная монополия.

Регулирование естественных монополий будет осуществляться с целью защиты интересов потребителей соответствующих товаров и услуг и повышения экономической эффективности деятельности субъектов естественной монополии. Учитывая особую жизнеобеспечивающую роль отраслей, относящихся к естественным монополиям, их регулирование будет направлено на прекращение или сдерживание роста цен на продукцию (услуги) субъектов естественной монополии на внутреннем рынке.

 Основными задачами регулирования естественных монополий являются:

* совершенствование системы регулирования в сфере естественных монополий, в том числе ценового, и дерегулирование видов деятельности, не относящихся к числу естественно монопольных, формирование конкурентных рынков этих видов услуг;

* выделение, исходя из экономической целесообразности, самостоятельных предприятий из субъектов естественных монополий;

* организация контроля за финансовыми потоками субъектов хозяйственной деятельности в сфере естественных монополий;

* регулирование инвестиционных программ субъектов естественных монополий в соответствии с действующим законодательством;

* поэтапное прекращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей при одновременной адресной поддержке социально незащищенных групп населения;

* формирование организационно-правовой базы регулирования субъектов естественных монополий на региональном уровне, разделение компетенции между федеральными и региональными органами регулирования;

* определение особенностей дальнейшей приватизации в отраслях естественных монополий.

Будет совершенствоваться правовая и нормативно-методическая база и предприняты соответствующие меры по укреплению и развитию системы органов государственного регулирования естественных монополий на федеральном и региональном уровнях.[11,с.110]

Правительство Российской Федерации предпримет шаги по усилению корпоративного контроля субъектов естественной монополии, в которых государство является крупнейшим акционером. Будут усилены механизмы наблюдения за деятельностью корпораций, включая проведение аудиторских проверок и совершенствование финансовой отчетности.

 

  1.3 Естественные монополии и опыт их регулирования в США

На рис.1.1 показаны издержки общества, связанные с монопольным ограничение выпуска. Долгосрочные издержки, как средние, так и предельные, изображенной на рисунке отрасли постоянны и равны LMC для любых объемов производимого объема фирмами и отраслью в целом. Таким образом, в отрасли имеет место постоянная отдача от масштаба.

В условиях совершенной конкуренции состояние равновесия в отрасли достигалось бы в точке В, в которой долгосрочная кривая предложения LMC пересекается с кривой рыночного спроса D. Но в условиях монополии выпуск ограничен уровнем, при котором MR=LMC. Отсюда следует, что объем монопольного выпуска, составляет только Qm, а монопольная цена равняется Рm, что выше ее конкурентного значения Pc. Ограничение выпуска означает, что ценность дополнительной единицы некоего блага для потребителей превышает величину общественных издержек ее производства.

Величина социальных издержек, связанных с ограничение выпуска, измеряется площадью треугольника АВС и равняется сумме разностей между ценностью и предельными издержками производства каждой единицы продукции, которая была бы произведена в условиях конкуренции, но не в условиях монополии.

Рис.1.1 изображает ситуацию, в которой конкуренция одновременно и возможна, и желанна, поскольку здесь имеет место постоянная отдача от масштаба. Так как мелкие фирмы в отрасли имеют те же самые горизонтальные кривые долгосрочных средних издержек, что и крупные фирмы, они не подвергаются риску быть выброшенными из бизнеса своими более крупными соперниками, и издержки многочисленных мелких продавцов не будут превышать издержки монополии. При наличии многих мелких продавцов, каждый из которых принимает цену как неизменную, цена под влиянием конкуренции будет снижена до Pc. Ни одна из форм государственного регулирования цен не сможет дать лучшего результата.

Антитрестовская политика представляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти.

Существующие в США антитрестовские законы подобно всем другим готовятся политиками, приводятся в исполнение юристами и интерпретируются судьями.

Первый антитрестовский закон в США, закон Шермана, был принят в 1890 году в качестве ответной меры на изменения, произошедшие в экономике США.

После гражданской войны (1861-1865 г.г.) железные дороги связали между собой все районы страны, способствуя тем самым созданию национальных рынков. В ответ на такое расширение рынков и в целях ограничения выпуска создавались корпорации, по размерам превосходящие существовавшие когда-либо прежде, причем многие из них образовались путем слияния конкурирующих фирм. Фирмы и мелкие бизнесмены чувствовали угрозу, исходящую от этих новых гигантов, и Закон Шермана был принят главным образом под влиянием этих монопольных настроений.

Два основных раздела Закона Шермана носят столь же неопределенный характер, как и многие, части Конституции США. Раздел 1 объявляет незаконным “всякий контракт, объединение или тайный сговор, направленный на ограничение торговли или коммерции”. Раздел 2 относит к незаконным действиям “монополизацию или попытку монополизации, а так же объединение или тайный сговор с целью монополизации”. Конгресс предоставил судам решать, какого рода действия считать “ограничивающими торговлю” и что понимать под “монополизацией рынка”.

Два других основных антитрестовских закона были приняты 1914 году на той же сессии Конгресса, которая “подарила” США подоходные налоги и Федеральную резервную систему. Закон Клейтона запрещал определенные виды антиконкурентных действий, а на основании закона о Федеральной торговой комиссии была создана Федеральная торговая комиссия в качестве экспертного органа, помогающая министерству юстиции предварять в жизнь антитрестовские законы. Закон Клейтона содержал три основных раздела.

Раздел 2, усиленный в 1936 году Законом Робинсона - Пэтмана, определяет ценовую дискриминацию следующим образом:

«... будет считаться незаконной... дискриминация различных категорий покупателей путем продаж по разной цене аналогичных по сорту и качеству товаров в тех случаях, когда это может повлечь за собой существенное ослабление конкуренции, или создание монополии в любой отрасли торговли, или ущемление и уничтожение конкуренции, равно как и создание препятствий для конкуренции».

Закон Робинсона - Пэтмана был принят под давлением со стороны владельцев мелких бакалей, магазинов, которые поняли, что возникающие цены однотипных магазинов были способны оказать давление на поставщиков с целью предоставления им “несправедливых” скидок с цены приобретаемых товаров.

Раздел 3 объявляет противозаконными акты продажи или сдачу в аренду, обусловленные запретом обращаться к услугам конкурента данного продавца в тех случаях, когда это “может повлечь за собой существенное ослабление конкуренции или создание предпосылок для создания монополий”.

Раздел 7 Закона Клейтона запрещает слияние или покупку фирм “в любой отрасли коммерции или в любой части страны в тех случаях, когда это может повлечь существенное ослабление конкуренции или создание предпосылок для создания монополий”. Этот раздел не оказывал никакого воздействия на процессы слияний до тех пор, пока существовавшая в законе чисто техническая лазейка не была закрыта в 1950 году Законом Селлера - Кефаувера.

Хотя Закон Клейтона характеризуется большей по сравнению с Законом Шермана определенностью в отношении практических действий, тем не мен6ее он оставляет за судами право на решение о том, в каких случаях упомянутые действия вероятнее всего способствуют ослаблению конкуренции. Как и в случае с Законом Шермана, нормы оценки противозаконности поведения на основе Закона Клейтона изменялись с течением времени. [25,с.172]

Надзор за соблюдением антитрестовских законов осуществляется Федеральной торговой комиссией и Министерством юстиции - единственным органом, имеющим право выдвигать обвинения в нарушении уголовной ответственности за несоблюдение Закона Шермана. В этих учреждениях преобладали, как правило, профессионалы- юристы и в последние годы экономисты.

В первые годы проведения антитрестовской политики судебные процессы были редким явлением, а давление со стороны государства не так велико. До 1900 года Министерством юстиции было возбуждено только 15 “антитрестовских” дел. В последние годы действия, как частных фирм, так и правительства, направленные на выполнение антитрестовских законов стали значительно более энергичными, как это видно из таблицы 1.1

                                        Таблица 1.1 Антитрестовские судебные процессы.

Период

Количество возбужденных дел в судах в среднем за год

  правительством частными фирмами
1941-1945 36 59
1946-1950 51 106
1951-1955 39 209
1956-1960 63 233
1961-1965 69 720
1966-1970 55 654
1971-1975 78 1295
1976-1980 75 1448
 1981-1984 112 1155

В таблице показано, что усилия и государственных органов и частных фирм по обеспечению исполнения антитрестовских законов резко возросли с начала 1940-х годов. Рост количества дел, возбуждаемых правительством в последние годы, обусловлен главным образом решением администрации Рейгана об усилении судебного преследования за соглашение о поддержании фиксированных цен.

Из табл.1.1 так же видно, что антитрестовская активность частных фирм росла на много быстрее, чем правительственные усилия в этом направлении. Резкий рост частной антитрестовской деятельности в первой половине 1960-х годов отражает тот факт, что около 2200 частных исков о возмещении ущерба были выдвинуты против “Дженерал Электрик” и других фирм, признанных виновными в сговоре с целью установления и поддержания фиксированных цен на электроэнергетическое оборудование в 1950-е годы. Около 400 млн. $ по решению суда было выплачено виновными по этим делам. Недавние частные судебные процессы включали в себя как иски о возмещении ущерба, так и попытки заставить другие фирмы изменить политику.

Антитрестовские законы не могут непосредственно препятствовать тайному сговору в отраслях с высоким уровнем концентрации. В этом проявляется слабость антитрестовских законов с экономической точки зрения.

В 1982 году администрацией Рейгана были выпущены в свет новые инструктивные документы, содержащие правила, в соответствии с которыми Министерством юстиции и ФТК должны были приниматься решения о том, какие слияния будут оспорены. А поскольку большинство судебных дел о слиянии возбуждается правительством, эти правила имеют довольно большое значение. В новых положениях указывалось, что государство, за редким исключением, не будет препятствовать вертикальному слиянию или образованию конгломератов. Горизонтальное слияние на слабоконцентрированных рынках также объявлялись законными.

О политике Рейгана в отношении слияния много спорили. Некоторые утверждают, что эти меры разумны; другие оспаривают это на том основании, что правительство Рейгана обещало не требовать исполнения данного закона.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: