Любое производство может приносить как прибыль, так и убытки. Для того, чтобы не нести убытки, необходимо рассчитать точку безубыточности, в которой не будет ни прибыли, ни убытков, и отталкиваться от неё при определении цены на изделие. Методика нахождения точки рыночного прорыва представлена в Таблице 16.
Таблица 16.
Показатели | Обозначение | Порядок определения | Значения показателя |
1 Рыночная цена, грн. | Цр | Из раздела 5.1 | 2050 |
2 Емкость целевого рынка, тыс.шт. | Е | Из раздела 3.3 | 1161,80 |
3 Рыночная доля предприятия, т.шт. | ∆Е | Из раздела 3.3 | 162,65 |
4 Годовой объём производства изделия на предприятии, тыс. шт. | N | Исходя из ∆Е | 160 |
5 Рентабельность изделия | Pu | Задаётся | 25% |
6 Прибыль на одно изделие, грн. | П1 | Pu * Цр П1 = ––––––– 100 + Pu | 410 |
7Полная себестоимость изделия,грн | Сп | Сп = Цр – П1 | 1640 |
8 Доля условно-постоянных расходов в полной себестоимости | γyn | Задаётся | 35% |
9 Условно-постоянные расходы в полной себестоимости изделия, грн. | УП1 | γyn УП1 = Сп –––– 100 | 574 |
10 Условно-постоянные расходы предприятия на годовой выпуск,грн | УПгод | УПгод = УП1 * N | 91840 |
11 Сумма пропорциональных расходов и себестоимости изделия, грн. | v1 | v1 = Сп – УП1 | 1066 |
12 Критическая точка безубыточности производства, грн. | Nkp | УПгод Nkp = ––––––– Цр – v1 | 93,33 |
Обоснование перспектив действия предприятия на рынке
Любые перспективы действий могут основываться только на обоснованных прогнозах, для создания которых необходимо провести ряд расчётов и определить возможные изменения цены, точки безубыточности, объёма продаж, прибыли.
Таблица 17.
Уровень цены на рынке | Nkp | Спрос, шт. | Доля рынка предприятия, шт. | Объём продаж | Прибыль | |
Цр | 2050,0 | 93,33 | 162,67 | 162,65 | 26458,79 | 108481,03 |
Ц1=0,7Цр | 1435,0 | 248,89 | 113,88 | 162,65 | 18522,28 | 53158,95 |
Ц2=0,85Цр | 1742,5 | 135,76 | 138,28 | 162,65 | 22490,54 | 78379,52 |
Ц3=0,95Цр | 1947,5 | 104,19 | 154,54 | 162,65 | 25136,04 | 97904,87 |
Ц4=1,05Цр | 2152,5 | 84,53 | 170,81 | 162,65 | 27781,54 | 119599,53 |
Ц5=1,15Цр | 2357,5 | 71,11 | 187,07 | 162,65 | 30427,04 | 143463,50 |
Ц6=1,3Цр | 2665,0 | 57,44 | 211,47 | 162,65 | 34395,30 | 183326,93 |
При данной цене и объёме производства убытков нет.
Безубыточное производство в сложившейся рыночной ситуации возможно.
Доля рынка, занимаемая предприятием достаточна для обеспечения безубыточности и прибыльности производства.
Маркетинговая стратегия, предполагающая активную рыночную позицию поможет увеличить спрос и расширить долю рынка, чтобы со временем заменить имеющийся товар более качественными новыми моделями новой торговой марки.
При данной рыночной ситуации суммарная прибыль определяется по формуле и составляет:
П суммарная = (Nфакт – Nkp) (Ц – Сп ) = 27 334,70 тыс. грн.
Относительно исследуемого изделия, можно сказать, что получаемая прибыль могла бы устроить предприятия, но в свете будущих и уже проходящих преобразований ему необходимо расширять свою долю рынка для беспрепятственного внедрения на этом рынке новых изделий, необходимо уже сейчас подготовить почву, тем более, что для этого существуют все условия.