Сущность пессимизма как качества личности и причины его возникновения

Введение

 

Проведение реформы, отсутствие стабильности, национальных идей, дали свои негативные результаты. В сознании людей происходят значительные изменения. Если раньше общество жило в надежде на "светлое будущее", пытались достичь благополучия, не жили одним днем, то в настоящее время происходит все наоборот. Люди не представляют своего будущего, не имеют цели, не верят в успех, деградируют, семья теряет свои ценности. И, если взрослым справиться со своими проблемами легче, то есть у них имеется жизненный опыт, сформировалась личность, то ребенок остается со своими проблемами наедине.

Негативное отношение к своей жизни, своему будущему чаще всего свойственно детям и подросткам "группы риска" (дети и подростки из неблагополучных семей, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с асоциальным и девиантным поведением). Им очень трудно усваивать положительный жизненный опыт поведения и действий, так как они его в своей жизни не имели, и он не представляет для них никакой ценности, они не верят в успех, живут сегодняшним днем, в котором нет идеалов, целей, социальной активности.

Дети и подростки "группы риска" часто находятся в атмосфере враждебности, когда ребенок считает, что его не ценят, что он ничего не значит, где его не замечают.

Главную роль в становлении ребенка как личности, формировании у него различных качеств играет его семья. Несовершеннолетние "группы риска" проживают в семьях, где пьянство, иждивенчество, полукриминальный образ жизни родителей оказываются превалирующими факторами влияния на ребенка.[28, с. 97] Дети, не получая должного внимания со стороны своих родителей, ищут его в кругу своих сверстников, друзей, одноклассников. Их мнение становиться главным и важным. Чтобы быть похожим на своих друзей, несовершеннолетним "группы риска" приходится перенимать их поведение.

Кроме этого, на поведение и эмоциональное состояние подростков огромное влияние оказывают средства массовой информации, где очень много выдается информации негативного характера.

Разочарованность в жизни, нежелание добиться счастья, радости зависит и от таких характеристик человека как темперамент, эмоциональное состояние, интересы и потребности. Энергичный, жизнерадостный вряд ли будет постоянно думать о несложившемся будущем.

Несовершеннолетние "группы риска" проживают в таких условиях, что у них нет возможности приобретать положительный жизненный опыт. Они видят вокруг себя столько соблазнов, но понимают, что им вряд ли удастся добиться чего в жизни: получить хорошее образование, сделать карьеру, позволять себе красиво одеваться и т.п. Разочарование, пассивность, замкнутость, негативное отношение к окружающим – формируются у них и с возрастом усиливаются. Все это приводит подростков к формам поведения, которые отрицаются обществом: к алкоголизации, наркомании, токсикомании, правонарушениям, преступлениям.

Работа по исследованию пессимизма в истории и практике социальной работы не имеется. Но на основании того, что социальная работа - это междисциплинарная наука, объединяющая методы психологии, педагогики, социологии [27, с. 64], права, мы считаем возможным использовать теории и методики других дисциплин, для применения их в нашем исследовании.

Из всего вышесказанного мы определили тему нашего исследования "Причины возникновения пессимизма у несовершеннолетних "группы риска", проблема которого следующая: каковы возможности реабилитационного процесса для снижения пессимизма у детей и подростков "группы риска". Мы предположили, что для снижения уровня пессимизма у несовершеннолетних "группы риска" можно использовать различные формы работы.

Цель исследования: анализ причин возникновения пессимизма у детей и подростков "группы риска".

Для достижения настоящей цели необходимо решение следующих задач:

· Дать характеристику понятия "пессимизм" и показать его значение.

· Выявит качества личности несовершеннолетних, формирующие пессимизм.

· Определить формы и методы.

Объектом исследования являются несовершеннолетние "группы риска".

Предметом исследования является процесс формирования пессимизма, как качества личности у детей и подростков "группы риска".

Теоретическая значимость: исследование состоит в уточнении и боле полном раскрытии сущности пессимизма, особенностей его проявления у детей и подростков "группы риска".

Практическая значимость: исследование указывает реальные положительные сдвиги в формировании оптимизма, которые могут быть достигнуты в результате использования различных форм и методов.

Новизна нашего исследования состоит в том, что никто раньше не рассматривал данное качество (пессимизм) у несовершеннолетних "группы риска".

пессимизм эмоциональный воспитание оптимизм несовершеннолетний


I. Теоретические основы возникновения пессимизма у детей и подростков "группы риска"

 


Сущность пессимизма как качества личности и причины его возникновения

 

Состояние современного общества сложилось таким образом, что немалая часть населения испытывает неудовлетворенность своих потребностей, дискомфорт. В результате этого у людей развивается такое человеческое качество как пессимизм.

Под влиянием различных факторов на личность оно может приобрести как положительное, так и отрицательное значение. Для того, чтобы выяснить должен ли человек обладать таким качеством как пессимизм, в первую очередь важно четко представлять себе его сущность. В интересах исследования важно выявить, как шло и идет познание того, что обозначено словом пессимизм, какие подходы и способы применяют различные исследователи для установления его сущностных характеристик, какое знание о пессимизме имеется на сегодняшний день и как оно используется людьми.

Изучение различной литературы привело нас к выводу, что мало кто из ученых специально рассматривали понятие пессимизма как качества личности.

В середине XVII века вырабатывается множество подходов к определению сущности пессимизма: под ним понимались типы мировоззрений, мировоззренческие принципы, качества личности, настроения, теории добра и зла, ценностные суждения о настоящем и прогнозы будущего.[30, с.165]

Родоначальником пессимизма считают Артура Шопенгауэра, чьи идеи далеко не сразу нашли своих последователей.

Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров дают такое определение:

пессимизм – это система представлений о мире, связанная с неверием в лучшее будущее, прогресс; состояние разочарованности в настоящем, неверия в будущее, в свои силы для достижения жизненно важных целей.

В краткой философской энциклопедии пессимизм – это мироощущение, проникнутое унынием, безнадежностью, неверием в лучшее будущее; изображение всего в мрачном свете.[9, с.341]

Каждый автор по своему определяет термин "пессимизм". Но можно сказать, что пессимизм – это отрицательное восприятие личностью самого себя, окружающих, общества в целом, недовольство своей жизнью.

По словам В. Соловьева пессимисты предъявляют к жизни свои произвольные и противоречивые требования и, не найдя им удовлетворения объявляют жизнь бессмысленной.[26, с. 355]

В социальной психологии пессимизм личности рассматривается главным образом как ее "врожденное" свойство или как результат первых этапов социализации.

Рассматривая сущность пессимизма с разных позиций и точек зрения мы не можем рассматривать пессимизм без сравнения с его противоположностью – оптимизмом. Изучение сущностных признаков оптимизма чрезвычайно важно, так как позволяет нам выявить то, что должно воспитываться в человеке.

Л.И. Рувинский, С.И. Хохлов относят оптимизм к эмоциональным чертам характера человека, а так же к волевому состоянию, то есть временному психическому состоянию, способствующему успешному преодолению трудностей.[22, с. 143]

Оптимистом считается личность, у которой положительные эмоции преобладают над отрицательными. Каждый стремиться по - своему достичь счастья, используя при этом свои индивидуальные свойства с наибольшей для себя выгодой. Человек, которому свойственен оптимизм добивается в жизни большего, чем пессимист. От наличия такого важного качества как оптимизм зависит так же и социальное благополучие общества.

Важным и интересным для понимания сущности пессимизма является рассмотрение его классификации, предложенной С.Грузенбергом. Он выделяет пять типов пессимизма:

1 тип – нравственный пессимизм, в котором выделяется пессимизм интуитивный и космический. Интуитивный пессимизм имеет в свою очередь следующие разновидности: религиозный, поэтический, пессимизм как настроение.

2 тип – смешанный тип пессимизма и оптимизма:

а) мелиоризм – проповедь противления злу добром, постулат приумножения активного добра;

б) квиетизм – проповедь непротивления злу злом, постулат приумножения пассивного добра;

3 тип – агностицизм или интеллектуальный пессимизм:

а) теоретический агностицизм;

б) моральный агностицизм;

4 тип – патологический пессимизм или интеллектуальный нигилизм, проповедь самоубийства и пресечения мира по гносеологическим основаниям.

5 тип – социальный пессимизм, проповедь усовершенствования социального типа человечества. [16, с.209-210]

Пессимизм личности связан не столько с предвидимым ею будущим, сколько с уровнем удовлетворенности человека актуальным благополучием и его общим позитивным или негативным восприятием жизни. Можно отметить и тот факт, что характеристики пессимизма в разные возрастные периоды различаются по содержанию, по форме, по уровню отношения к действительности.

Подростки обладают не столько самим пессимизмом, сколько его основами, так как их жизненный опыт еще слишком мал и они не могут достаточно серьезно оценивать ситуацию. Среди тех, кто моложе 25 лет опасаются за свое будущее 8%. В возрастной группе 25-35 – летних таких пессимистов уже 12%, а в группе людей среднего возраста (35-45 лет) их 23%. В следующей группе (45-60) численность "индивидуальных пессимистов" достигает трети (32%), а среди наиболее пожилых (старше 60 лет) их уже 40%. [13, с. 104]

Пессимистическое видение настоящего и будущего часто сочетается с идеализацией прошлого, которое кажется привлекательным потому, что минувшее зло теряет свою актуальность для людей, в то время как трудности, проблемы настоящего вызывают чувство постоянной озабоченности или страдании, а неопределенность будущего вселяет в человека сомнения и тревогу. Пессимизм может стать нравственно-психологической основой отклоняющегося поведения.

Проявления пессимистического настроения большей частью связаны с проблемами, так называемых, критических периодов в возрастном развитии и проходят по мере взросления. В ряде случаев стойкое пессимистическое отношение к миру у детей свидетельствует об отклонениях в психическом и нравственном здоровье и требует консультаций с педагогом, психологом, специалистом по социальной работе.

Одна из задач социальной работы является максимальное развитие индивидуальных способностей и нравственно-волевых качеств клиентов, а также побуждение их к самостоятельным действиям и принятию ответственности за все происходящее в их жизни.

 

Социальные причины

Ближайшим окружением ребенка является семья. Ее влияние на развитие ребенка несравнимо ни с чем. Именно семья удовлетворяет его потребность в признании, уважении, оказывает эмоциональную поддержку, заботу. Ребенок идентифицирует себя с конкретными членами семьи, подражает им.

Однако далеко не всегда и не каждая семья оказывается способной выполнить свои функции по воспитанию ребенка. Семейные конфликты и насилие в семье, эмоциональный расклад и дезорганизация, рассогласование семейных ролей и несправедливое распределение семейных обязанностей, пьянство и многие другие проблемы накладывают большой отпечаток на поведение и сознание ребенка. Он, проживая в таких условиях, не зная, что такое настоящая семья, не чувствуя любви и ласки со стороны родителей испытывает чувство одиночества и ненужности.

Большинство проблем в семье возникает из-за материального неблагополучия. Бедность значительно ограничивает полноценную реализацию семьей своих функций. Американские психологи доказали, что чаще всего в благополучных в финансовом отношении семьях вырастают более развитые и способные дети. Им передаются ощущение спокойствия, защищенности и стабильности, что прибавляет уверенности в себе, а это так необходимо в дальнейшей, самостоятельной жизни.[21, с. 13]

Неуверенность родителей в завтрашнем дне передается и их детям. Чаще всего она проявляется в эмоциональных расстройствах, изменении поведения. Уже с детского возраста ребенок начинает негативно относиться к жизни.

Но необходимо отметить и то, что ребенок почти половину своего времени проводит вне семьи, а точнее сказать со сверстниками, друзьями, одноклассниками. Они так же вносят свой вклад в развитие ребенка как личности. В компании подростков идет усвоение определенных ценностей, норм, которые иногда преломляет ценности и нормы общества.

Часто, если отношения в семье неудовлетворительные, имеет место конфликт, общение со сверстниками (друзьями) наполняется особым содержанием. Для подросткового возраста мнение сверстников имеет большое значение, чем мнение родителей – людей более зрелых, умных и обладающих жизненным опытом.

В большинстве случаев подростки бегут о бесконечных нравоучений родителей и попадают под влияние сверстников. То, что юный человек не встретил дома, он получает у них. Подросток думает, что именно в "своей компании" он станет взрослым, но именно здесь окончательно теряет себя как личность и превращается в "перекати – поле". [23, с. 43]

В каждой компании несовершеннолетних существуют свои интересы, ценности, правила, которых необходимо придерживаться каждому кто в нее попадает. Причем, даже если кто-то из подростков имеет свое мнение, он не будет его высказывать, чтобы не отделяться от всех. Нередко, чтобы не стать осмеянным и отверженным, подросток доказывает, что он все может. Так, нежный начинает играть роль грубого, скромный – развязного наглеца.[8, с.78]

Столкновение норм, принятых в группе сверстников, с требованиями взрослых нередко становится причиной подростковой лжи. Подросток ценит группу сверстников и поэтому ведет себя так, как та ожидает от него, но при этом он не может огорчать взрослых или же боится наказания, поэтому обманывает их.

Зачастую негативное отношение сверстников, друзей приводит к тому, что подросток разочаровывается в себе, не видит себя в будущем как благополучную личность. У него складывается мнение, что не только друзья, но и все его окружающие люди считают его неудачником, "они все хорошие, а я плохой".

Не только отношение сверстников, но и влияние средств массовой информации приводят к изменениям в поведении. Основная проблема детей как аудитории телевидения заключается в соблюдении баланса между ограничением и развитием (воспитанием). Все дискуссии о роли телевидения в формировании духовного мира ребенка характеризуются амбивалентностью и крайностью позиций, учитывая широкие возможности воздействия, телевидение трактуется и как опасность "растления" неустойчивого внутреннего мира ребенка, который, следовательно, требует защиты от "телевизионного монстра", и как эффективный инструмент и помощник родителей в воспитании, обучении и социализации ребенка.

Необходимо отметить то, что из всех средств массовой информации телевидение занимает ведущее место и есть форма популярной культуры конца XXв. Больше всего времени несовершеннолетние проводят за просмотром телепередач. В среднем процент детей, охваченных телевидением, варьируется от 68,6% среди дошкольников, до 77,1% - среди старших подростков.[12, с. 44] [Приложение 1]

То, что телевидение предлагает детям – лишь малая доля того, что реально потребляется ими. На самом деле более всего дети смотрят взрослые передачи, в первую очередь, кинофильмы и телесериалы. А, как известно, ни один такой фильм не обходится без насилия, лжи, ненависти. Более половины сцен связано с визуальным показом убийств, драк и избиений; каждая десятая сцена связана с межгрупповой агрессией. Чаще всего негативные эмоции возникают у подростков при показе сцен насилия над детьми – 52,4%. На втором месте – насилие над животными (41,1%). Для маленьких детей, для подростков характерен навязчивый страх темноты, смерти, одиночества. [14, с. 101]

Не меньшее значение в формировании у несовершеннолетних внутренних переживаний играют журналы, газеты и т.п. Если раньше были "Пионер" и "Мурзилка", то сейчас большей популярностью пользуются "Cool", "Yes", "Лиза", газеты "СпидИнфо", "Экспресс газета" и др. Всякая похабщина в этих журналах содержится вовсе не на первых страницах. На первых же станицах могут быть материалы о популярных в молодежной среде рок-группах и рок-звездах. Это чтобы привлечь внимание юных читателей с одной стороны, и чтобы усыпить бдительность взрослых, с другой. [14, с. 50] Из всей информации, которую содержат современные молодежные журналы, лишь 20% можно считать полезной и необходимой.

В силу возрастных особенностей дети, безусловно, восприимчивы к воздействию средств массовой информации. Информация, полученная через средства массовой информации, часто оказывается для подростков более значимой и усваивается лучше, чем информация, полученная в семье, школе, и других институтов социализации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: