Автоматизация гибкого бюджета

 

Гибкий бюджет - бюджет, охватывающий меняющийся диапазон продаж. С его помощью руководитель организации обозначает взаимосвязь между генеральным бюджетом, который не меняется в течение планового периода, и фактическими результатами. В этой части работы рассмотрим автоматизацию данного бюджета посредством средств Excel. Все возможные формулы будут отражены в таблицах. Для начала сгруппируем и подсчитаем переменные и постоянные расходы. Для суммирования и определения отклонений используются формулы суммы и разницы между ячейками. Каждая таблица будет находиться на новом листе, соответственно, номер таблицы означает номер листа. Это будет удобно для того, чтобы наглядно показать, из какого источника мы берем необходимое значение в расчетах отклонений.


Таблица 1. Гибкий бюджет

Статья Гибкий бюджет (ячейка В) Фактические затраты (ячейка С) Отклонение (ячейка D)
Переменные расходы, из них В4+В5+В6+В7=800 С4+D5+D6+С7=831 С3-В3=31
Материалы 300 326 D4-C4=26
Трудозатраты 280 260 D5-C5=-20
Управленческие расходы 50 45 D5-C5=-5
Общепроизводственные расходы

170

200

D8-C8=30

 
Постоянные расходы, из них В10+В11=250 C10+C11=305 С10-В10=55
Управленческие расходы 100 140 D11-C11=40
Общепроизводственные расходы 150 165 D12-C12=15
       
Всего В3+В9=1050 С3+С9=1136 D3+D9=86

 

Проанализируем отклонения фактически исполненного бюджета от гибкого по следующим факторам: цена и количество материалов, трудозатраты и ставка заработной платы, доля переменных и постоянных затрат в общепроизводственных расходах. По гибкому бюджету планируется затратить 1000 единиц материалов по цене 260 руб., а фактически потрачено 1200 единицы по цене 240 руб.

 

Таблица 2. Расчет отклонений по фактору цены и количеству материалов

Статья Гибкий бюджет (ячейка В) Фактический бюджет (ячейка С)
Затраты материалов 1000 1200
цена 260 240
Итого B2*B3=260000 C2*C3=288000
Отклонение по фактору цены

(C3-B2)*C2=-44000

Отклонение по фактору количества материалов

(C2-B2)*B3=52000

Итого отклонений

B5+B6=8000

 


Таблица 3. Расчет отклонений по трудозатратам и ставке заработной платы

Статьи Гибкий бюджет Фактический бюджет
Затраты труда 15000 13000
Ставка з/п 150 175
Итого B2*B3=2250000 C2*C3=2275000
Отклонение по трудозатратам

(C2-В2)*С3=-300000

Отклонение по ставке заработной платы

(С3-B3)*B2=325000

Итого отклонений

B5+B6=25000

 

Таблица 4. Расчет отклонений по доле общепроизводственных затрат в постоянных и переменных расходах

Статья Гибкий бюджет (ячейка В) Фактический бюджет (ячейка С)
Переменные расходы ='[Гибкий бюджет.xlsx]Лист1'!$B$2=170 ='[Гибкий бюджет.xlsx]Лист1'!$С$2=200
Постоянные расходы ='[Гибкий бюджет.xlsx]Лист1'!$В$3=150 ='[Гибкий бюджет.xlsx]Лист1'!$С$3=165
Затраты труда ='[Расчет отклонений по трудозатратам и ставке заработной платы.xlsx]Лист3'!$B$2=15000 ='[Расчет отклонений по трудозатратам и ставке заработной платы.xlsx]Лист3'!$С$2=13000
Нормативная ставка по постоянным расходам

В3/В4=0,01

Нормативная ставка по переменным расходам

В3/В4=0,0113

 

Рассчитав необходимые отклонений с помощью таблицы Excel, остальные показатели удобно рассчитывать ручным способом. По отдельности посчитаем отклонения постоянных и переменных расходов.

1.Значение постоянных расходов по фактическому объему производства: 0,01*13000=130

Отклонение по сравнению с гибким бюджетом составляет: 165-130=35

Отклонение по объему производства составит: (15000-13000)*0,01=20

Отклонение постоянных расходов в фактическом и гибком бюджете:165-150=15

Проверка: 20+15=35

2. Значение переменных расходов по фактическому объему производства:

0,0113*13000=147

Отклонение по сравнению с гибким бюджетом составляет: 180-147=33

Отклонение по объему производства составит: (15000-13000)*0,0113=23

Отклонение постоянных расходов в фактическом и гибком бюджете:180-170=10

Проверка: 23+10=33

Исходя из проведенных расчетов, сформулируем следующие выводы:

Отклонения фактического бюджета от гибкого по факту количества материалов и цене в общем носят положительный характер, но за счет цены они отрицательные: -44000 руб. В связи со снижением трудозатрат отклонения также отрицательные: -300000руб.





Заключение

 

Осуществление автоматизации бюджетирования на предприятии - неотъемлемая часть управления всеми процессами на нем. С ее помощью осуществляется планирование различного вида бюджетов, контроль за их исполнением и даже прогнозирование. Но, как было рассмотрено в работе, имеется ряд проблем внедрения автоматизированной системы бюджетирования (АСБ) на предприятие. И все они начинаются от выбора способа внедрения системы и заканчивая вопросами взаимоотношений поставщика программы и фирмой-заказчиком в процессе работы АСБ. Многие проблемы могут возникнуть при внедрении зарубежной системы на отечественное предприятие, а именно ее адаптация, степень открытости, функциональные возможности при обычно высокой стоимости, связь заказчика и исполнителя.

Все проблемы решить не представляется возможным. Предприятие, собирающееся внедрить автоматизированную систему бюджетирования, должно выбрать подходящую стратегию этого процесса, программу, отвечающую требованиям самой организации, а также предусмотреть все интересующие вопросы в договоре для избежания разногласий с поставщиком.

Автоматизация бюджетирования посредством средств приложения Excel позволяет снизить рутинный труд подсчета сумм, отклонений, расчета необходимых показателей путем введения простых формул в итоговые ячейки. Но пока процесс бюджетного управления реализован в Excel в понятном, но все же примитивном виде. На первом этапе бюджетирования это неважно, если такой способ помогает руководителю принимать решения и согласовывать все бюджеты. Но потом обязательно встает вопрос выбора одной из автоматизированных систем, которые с успехом применяются во многих организациях и становятся инструментом планирования и управления компанией



Список литературы

 

1.Автоматизация бюджетирования: необходимость, достаточность, функциональность.

http://www.osp.ru/cio/2005/05/173989.html

2. Автоматизация бюджетирования на предприятии.

http://www.a-counter.com

3. Автоматизация бюджетирования: проблемы и решения http://www.klerk.ru/soft/articles/2718.html

4. Бюджетирование. Материал из Википедии – свободной энциклопедии

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

5. Новый подход к автоматизации бюджетирования

Http://www.cfin.ru/press/zhuk/2006-7/9.shtml

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: