Собственный жизненный опыт

Самооценка складывается под воздействием определенного жизненного опыта, является результатом переоценивания человеком своих успехов и неудач. Поэтому важно научу школьников анализировать причины, которые способствовали их успеху и неудаче в конкретной ситуации, делать выводы и строить свою дальнейшую деятельность с учетом полученных выводов.

Анализ данных факторов позволил определить комплекс основных психолого-педагогических условий, способствующих формированию самооценки:

1. культура общения педагога и учащегося, учеников друг с другом, родителей с ребенком;

2. формирование учебной самостоятельности младшего школьника;

3. создание ситуации успеха в процессе организации учебной деятельности;

4. использование разнообразных (норм и методов обучения при организации учебной деятельности;

5. обучение младших школьников приемам самоконтроля;

6. обучение младших школьников приемам самооценивания и взаимооценивания, способам корректировки полученного результата;

7. осуществление целенаправленной работы с родителями[10, 17-21].

Для обучения младших школьников приемам самооценивания и взаимооценивания целесообразно использовать разнообразные формы оценивания:

1. Папки индивидуальных достижений. На каждого ученика должны быть заведены папки индивидуальных достижений, в которых накапливались контрольные, творческие работы учащихся, тематические оценочные листы по основным предметам (русский язык, математика, чтение).

2. Тематические оценочные листы. В оценочных листах фиксируется уровень обученности каждого ученика в виде определенных символов (1-й класс), например: «круг» - тема усвоена полностью, знания осознанные, прочные; «квадрат» - тема в целом усвоена; «треугольник» - тема усвоена не до конца; «отрезок» - тема не усвоена. При оценке по 5-балльной шкале (2-й класс) учителем даются письменные рекомендации ученику и родителям по ликвидации пробелов в знаниях, и подбирается материал для индивидуальной работы. Уровень обученности в оценочных листах фиксируется как учителем, так и самими учащимися, что позволяет отслеживать уровень объективности самооценки, планировать дальнейшую работу с каждым учеником. Для того чтобы ученик мог объективно оценить свои знания, учитель предлагает в начале изучения каждой темы критерии, по которым умения и навыки учеников будут оцениваться в рамках данной темы.

3. Дневники достижений. В данном дневнике ребята самостоятельно оценивают свои знания по 5-балльной системе по заранее предложенным критериям, выработанным учителем совместно с учащимися, оценки выставляются по основным темам. Учитель систематически проверяет эти дневники, выставляет рядом с оценкой учащегося свою отметку, дает рекомендации родителям. Родители регулярно проверяют дневники для самооценок, следят за выполнением рекомендаций учителя, задают вопросы учителю на страницах дневника.

Школьная отметка была и остается главным критерием работы ученика. В то же время можно выделить несколько несовершенств существующей системы оценивания и ее негативное влияние на ребенка, которое выражается, например, в следующем:

1. В результате давления с двух сторон (школа и семья) дети буквально с первого класса живут под страхом двойки. Дети впечатлительные, с неустойчивой нервной системой от единственной полученной двойки могут почувствовать себя настолько униженными, что у них формируется ярко выраженная отрицательно окрашенная эмоциональная реакция на учебный предмет и даже на школу и учебу вообще.

2. Школьная отметка часто выполняет функцию наказания.

3. Школьная отметка является малоинформативной. Ввиду грубости используемой шкалы отметка не позволяет фиксировать отдельные небольшие продвижения, оставляя ребенка в рамках того же показателя.

4. Расплывчатость и, зачастую, произвольность норм и критериев выставления отметки, непонятный ученику язык, на котором они формулируются, делают систему оценивания закрытой для учащихся, что мало способствует становлению и развитию самооценки, ставит их в зависимость от внешней оценки, от реакции на нее окружающих.

Поэтому главная проблема сегодня найти технологически приемлемую замену показателям текущих и итоговых достижений учащихся.

Вследствие всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что система оценивания на определенном этапе (пока ребенок не осознает, как и за что ему ставят именно эту отметку) должна быть безотметочной для ребенка, но учитель при этом должен постоянно отслеживать и контролировать учебные достижения ученика.

Безотметочное обучение:

1. не имеет травмирующего характера, сохраняет интерес к обучению, снижает психологический дискомфорт, тревожность;

2. создает возможность для формирования у учащегося оценочной самостоятельности;

3. способствует индивидуализации обучения (учитель имеет возможность зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения, т.е. обучать ребенка в зоне его ближайшего развития);

4. является информативным (позволяет судить о действительном уровне знаний и определять вектор дальнейших усилий).

Прежде всего, для решении данной проблемы следует различать понятия «оценка» и «отметка» и определить цель, которая заключалась в выходе на самооценивание учащимися своего труда, когда полученный балл свидетельствует не только об уровне знаний, умений и навыков ученика, но является свидетельством вдумчивой, кропотливой работы учителя и ученика по формированию критериев оценивания собственной деятельности, определению границ собственного знания и прогнозированию будущих успехов [15, с. 23-25].

Итак, в данной курсовой был сделан краткий обзор разных подходов по развитию самосознания и самооценки, вследствие чего можно сделать вывод о том, что взгляды учёных не приходят к общему заключению. Была сделана полная характеристика самооценки, как понятия, с выделением структуры и видов, а также рассмотрение её особенностей характерных для младшего школьного возраста. Были выявлены основные факторы, влияющие на становление адекватной и устойчивой самооценки, а именно семейное и школьное воспитание. И в результате выше всего сказанного можно сделать вывод о том, что начало формирование личности происходит в младшем школьном возрасте, о чём свидетельствуют факты, приведённые в работе.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: