Законом о плате за землю основными видами земельных платежей предусматриваются:
· земельный налог;
· арендная плата;
· нормативная цена земли.
Ставки земельного налога устанавливаются в рублях. Регламентировать ставки имеет право Государственная Дума.
Арендная плата за пользование землей выплачивается по договору. Благодаря арендной плате взимается дифференцированная земельная рента, представляющая собой часть дополнительного дохода, возникающего у юридических и физических лиц не за счет трудовых усилий, а за счет расположения арендуемых земельных участков на территориях более высокой градостроительной ценности, обеспечивающей определенные социально-экономические преимущества.
Нормативная цена земли является показателем, характеризующим стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Постановлением правительства РФ от 3.11.94 № 1204 нормативная цена земли установлена в размере 200-кратной ставки земельного налога на единицу площади. Льготы при этом не учитываются. Нормативная цена земли используется при налогообложении недвижимости. Нормативная цена земли служит для покупки земельных участков в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, а также для получения под залог земли банковского кредита. Земельные платежи зависят от вида пользования земель. Основными источниками поступлений в городской бюджет и во внебюджетные фонды от операций с землей являются:
· арендная плата за земельные участки;
· земельный налог;
· штрафы за нарушение земельного законодательства и условий землепользования;
· продажа прав аренды земельных участков на конкурсах;
· выкуп права аренды земельных участков.
Кадастровая оценка земель служит основой для экономического регулирования земельных отношений в городе. В нее входит оценка качества земель, пригодность земель для целей градостроительства и других нужд (строительство жилого здания, выращивание сельскохозяйственных культур и т.д.), а также определение потенциальной ценности земель в денежном выражении. Оценка состояния земель опирается на естественноисторические и научно-технические принципы. Экономическая оценка земель мобильна и зависит от внешней среды процесса экономической оценки, то есть от действующего гражданского и земельного законодательства и менее зависима от политической конъюнктуры.
Выкуп права аренды земельных участков вводится для организации земельного рынка в тех случаях, когда нет частной собственности на земельный участок. В случае продажи прав аренды земельного участка на 49 лет выкуп права аренды земельных участков аналогичен продаже земельного участка. Земельный налог взимается ежегодно со всех собственников, землевладельцев, землепользователей и не зависит от результатов хозяйственной деятельности субъекта. Он устанавливается в виде стабильных платежей в зависимости от географического местоположения участка. Налог на земли сельскохозяйственного назначения устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения. Земельный налог - это не плата за использование земли, а плата за привилегию обладания лучшими землями: чем выше качество земли, тем больше земельный налог. От земельного налога освобождаются предприятия, организации и учреждения, полностью или частично находящиеся на государственном финансировании согласно утвержденному перечню, а также граждане, имеющие социальные льготы. Размер ставки налога или аренды не зависит от размера земельного участка. Земельные платежи зависят от функционального использования земель. В частности, за земли жилой застройки и гаражей взимается 3% ставки земельного налога. Ряд служб города платят 65% от ставки земельного налога.
Размер выкупа права аренды земельного участка рассматривается с двух позиций:
· рыночная стоимость земельного участка (с учетом дифференциальной земельной ренты);
· стоимость инженерного обустройства земельного участка.
· Арендная плата, земельный налог и штрафы за нарушение земельного законодательства поступают в бюджет города.
Одной из основных функций служб кадастра является экономическая оценка территорий. Она служит стимулятором для упорядочения землепользований, обеспечивает охрану и освоение земель, а также является источником доходов населенных пунктов. Эти доходы главным образом используются для выполнения инвентаризационных работ по инициативе администрации городов. В основе экономической оценки земель лежит количественный и качественный анализ недвижимости, определение местоположения участка в плане населенного пункта, экологическая обстановка, площадь участка, транспортная доступность к местам приложения труда, объектам культурно-бытового назначения и некоторые другие факторы.
Количественный учет земель целесообразно выполнять один раз в 5 лет (или по конкретным заявкам), а оценку земель рекомендуется осуществлять один раз за 15 - 20 лет, так как качественные изменения земельных ресурсов происходят медленно.
Земельные участки могут находиться во владении, пользовании или взяты в аренду на определенный срок. Землевладение основывается на наличии справки о выдаче участка в вечное (пожизненное) владение. Землепользователи и арендаторы заключают договоры с землевладельцами и обязаны по их истечению передать участок первоначальному владельцу.
Каждый населенный пункт вправе получать доход от землепользователей, использующих земли в качестве базиса для своей деятельности. Доход зависит от множества факторов, основными из которых являются цена одного гектара земли конкретной расчетной зоны и размеры участка. В связи с этим землевладельцы и землепользователи облагаются ежегодным налогом. С арендаторов взимается арендная плата.
Размер земельного налога устанавливается в виде платежей в тысячах рублей на единицу площади (гектар или квадратный метр, что зависит от цены участка). Земельный налог назначается на земли:
· сельскохозяйственного использования с учетом ее состава, качества, площади, местоположения и многолетних посадок;
· населенных пунктов с учетом категории города, уровня его развития, исторической ценности территории и категории зон;
· занятые жилым, общественным, государственным, кооперативным фондом (в размере 3% от ставок земельного налога);
· лесного фонда в размере 5% от таксовой стоимости древесины (от результатов оценки леса на корню);
· водного фонда с учетом средних ставок на земли сельскохозяйственного назначения.
Налог может быть повышен до 50%. Льготами по налогообложению пользуются заповедники, научные организации, учебные заведения, учреждения культуры, искусства, а также участники и инвалиды войны. Основой для установления налога и арендной платы является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования. В зависимости от конъюнктуры спроса один и тот же участок может иметь несколько цен: ограничительную, нормативную, воспроизводственную и рыночную.
Ограничительная цена является самой высокой. Она определяется по затратам на рекультивацию (то есть из сельскохозяйственного оборота ее изымать нецелесообразно).
Нормативная цена обеспечивает рыночное использование сельскохо-зяйственных угодий. Она зависит от продуктивности и местоположения участка и влияет на цену продукции.
Воспроизводственная цена обеспечивает устойчивость экономического положения производителя.
Рыночная цена отражает реальные производственные отношения и связи.
Под доходом понимается величина прибыли, получаемой землевладельцем ежегодно от имеющегося в его распоряжении участка.
По данным оценки территории каждого населенного пункта, включающей благоустройство (К1), ландшафт (К2), архитектурно-художественные качества (К3), культурно-бытовое обслуживание (К4) и санитарное состояние (K5) определяются числовые значения вышеперечисленных факторов.