Глава 2. Экспериментальное исследование умений составлять арифметические задачи

Диагностика уровня развития способностей составлять арифметические задачи

 

Исследовав методическую литературу, прочитав труды авторов, было установлено то, что все методисты включают работу по составлению задач в этап работы над задачей после ее решения, но ни один методист не освещает вопрос о методике обучения составлению задач. Это привело решению, попробовать разработать методику обучения преобразованию задач и реализовать ее на уроках математики в начальной школе.

Исследование проводилось на базе 3 "а" и 3 "в" класса общеобразовательной школы №1 села Угловое Бахчисарайского района АР "Крым". В исследовании принимали участие 18 учеников с каждого класса.

Цель исследования: апробировать на практике разработанную нами методику обучения преобразованию задач. Поскольку было выяснено, что составление задач – один из способов обучения решению задач, то в работе был проведен анализ умения детьми решать арифметические задачи и составлять их.

Задачи:

1. Выяснить с помощью срезовой контрольной работы уровень умения решать и составлять задачи каждого ученика;

2. Разработать и провести ряд уроков с целью обучения детей составлению задач;

3. Выяснить с помощью срезовой контрольной работы уровень умения решать и составлять задачи каждого ученика;

4. Сделать выводы по проделанной работе и полученным результатам.

Перед проведением эксперимента в классах провели серию контрольных работ с целью выявления уровня умения решать задачи и умения составлять задачи.

Контрольная работа №1.

Первая контрольная работа состояла из 3 заданий, каждое из которых включало задачу, соответствующую одному из типов заданий. Её цель: выявить уровень умения учащихся решать задачи.

План контрольной работы представлен в приложении А.

Задачи оценивались по следующим критериям:

- умение решать и составлять задачи на вычисление времени.

- умение составлять задачи на отношение больше в…меньше в…

- умение решать и составлять задачи на произведение.

Распределение заданий для исследования различных критериев уровней сформированности умений составлять арифметические задачи третьеклассниками представлены в таблице №2.1.

 

Таблица №2.1 Распределение заданий для исследования различных критериев уровней развития умений составлять арифметические задачи

Критерии Показатели Задания
Умение находить правильное решение задачи Самостоятельность решения задачи, выделение составной части задачи, нахождение верного решения. № 1 (а),2(а),3 (а)
Умение преобразовывать задачи Самостоятельность при приобразовании задач, правильное выделение и изменение составных частей задачи. № 1 (б)
Умение оценивать новое условие Ориентировка в условиях новой задачи, выделение замененного элемента задачи № 1 (б),2(б),3 (б)
Умение составлять обратную задачу Самостоятельность проверки правильности решения задачи, умение составлять и решать обратную задачу №2 (б)
Умение составлять свою задачу Умение составлять свою задачу, по заданному условию или схеме. № 3 (б)
Умение решать свою задачу Самостоятельность решения задачи, выделение составной части задачи, нахождение верного решения. № 1 (б),2(б),3 (б)

 


Результаты выполнения контрольной работы представлены в таблице 2.2:

Таблица 2.2 Результаты контрольной работы №1.

Экспериментальный класс Ф.И. 1 задание 2 задание 3 задание Контрольный класс Ф.И. 1 задание 2 задание 3 задание
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Б. Алина Н Н С 1. А. Алина С С С
2. В. Рома С Н С 2. Б. Амина Н С Н
3. Д. Юля Н С С 3. В. Владислав Н С С
4. З. Зина С С Н 4. В. Валерий С С С
5. К. Коля С С С 5. Г. Алексей С С Н
6. К. Саша С Н Н 6. К. Кирилл Н С С
7. К. Лена Н С С 7. К. Настя С С Н
8. К. Кирилл В С В 8. К. Оля С С С
9. Л. Соня Н С С 9. К. Аня Н С С
10. Л. Вова Н Н С 10. К. Игорь С С Н
11. М. Дарья С В С 11. М. Валерия С В С
12. М. Оля В С В 12. О. Аня В С В
13. М. Владислав Н Н Н 13. П. Даша С Н С
14. О. Оксана С Н С 14. П. Катя Н С С
15. П. Павел Н С С 15. С. Яков С В Н
16. Р. Святослав С С Н 16. С. Вова С Н С
17. Ш. Дима С Н С 17. Ш. Максим С Н Н
18. Ш. Ира Н С Н 18. Я. Даша С В Н

 

Анализ работ показал следующие результаты: оба класса справились с заданием практически одинаково. Средний уровень – 54% - эксперементальная группа, 50% - контрольная группа. Высокий уровень – 12% обе группы. Низкий уровень - 44% и 38% соответственно.

Таким образом, можно сделать вывод, что по результатам исследования уровень умения решать и составлять арифметические задачи в исследуемых классах достаточно низкий, что подтверждает актуальность исследования.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: