Диагностика уровня развития способностей составлять арифметические задачи
Исследовав методическую литературу, прочитав труды авторов, было установлено то, что все методисты включают работу по составлению задач в этап работы над задачей после ее решения, но ни один методист не освещает вопрос о методике обучения составлению задач. Это привело решению, попробовать разработать методику обучения преобразованию задач и реализовать ее на уроках математики в начальной школе.
Исследование проводилось на базе 3 "а" и 3 "в" класса общеобразовательной школы №1 села Угловое Бахчисарайского района АР "Крым". В исследовании принимали участие 18 учеников с каждого класса.
Цель исследования: апробировать на практике разработанную нами методику обучения преобразованию задач. Поскольку было выяснено, что составление задач – один из способов обучения решению задач, то в работе был проведен анализ умения детьми решать арифметические задачи и составлять их.
Задачи:
1. Выяснить с помощью срезовой контрольной работы уровень умения решать и составлять задачи каждого ученика;
2. Разработать и провести ряд уроков с целью обучения детей составлению задач;
3. Выяснить с помощью срезовой контрольной работы уровень умения решать и составлять задачи каждого ученика;
4. Сделать выводы по проделанной работе и полученным результатам.
Перед проведением эксперимента в классах провели серию контрольных работ с целью выявления уровня умения решать задачи и умения составлять задачи.
Контрольная работа №1.
Первая контрольная работа состояла из 3 заданий, каждое из которых включало задачу, соответствующую одному из типов заданий. Её цель: выявить уровень умения учащихся решать задачи.
План контрольной работы представлен в приложении А.
Задачи оценивались по следующим критериям:
- умение решать и составлять задачи на вычисление времени.
- умение составлять задачи на отношение больше в…меньше в…
- умение решать и составлять задачи на произведение.
Распределение заданий для исследования различных критериев уровней сформированности умений составлять арифметические задачи третьеклассниками представлены в таблице №2.1.
Таблица №2.1 Распределение заданий для исследования различных критериев уровней развития умений составлять арифметические задачи
Критерии | Показатели | Задания |
Умение находить правильное решение задачи | Самостоятельность решения задачи, выделение составной части задачи, нахождение верного решения. | № 1 (а),2(а),3 (а) |
Умение преобразовывать задачи | Самостоятельность при приобразовании задач, правильное выделение и изменение составных частей задачи. | № 1 (б) |
Умение оценивать новое условие | Ориентировка в условиях новой задачи, выделение замененного элемента задачи | № 1 (б),2(б),3 (б) |
Умение составлять обратную задачу | Самостоятельность проверки правильности решения задачи, умение составлять и решать обратную задачу | №2 (б) |
Умение составлять свою задачу | Умение составлять свою задачу, по заданному условию или схеме. | № 3 (б) |
Умение решать свою задачу | Самостоятельность решения задачи, выделение составной части задачи, нахождение верного решения. | № 1 (б),2(б),3 (б) |
Результаты выполнения контрольной работы представлены в таблице 2.2:
Таблица 2.2 Результаты контрольной работы №1.
Экспериментальный класс Ф.И. | 1 задание | 2 задание | 3 задание | Контрольный класс Ф.И. | 1 задание | 2 задание | 3 задание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. Б. Алина | Н | Н | С | 1. А. Алина | С | С | С |
2. В. Рома | С | Н | С | 2. Б. Амина | Н | С | Н |
3. Д. Юля | Н | С | С | 3. В. Владислав | Н | С | С |
4. З. Зина | С | С | Н | 4. В. Валерий | С | С | С |
5. К. Коля | С | С | С | 5. Г. Алексей | С | С | Н |
6. К. Саша | С | Н | Н | 6. К. Кирилл | Н | С | С |
7. К. Лена | Н | С | С | 7. К. Настя | С | С | Н |
8. К. Кирилл | В | С | В | 8. К. Оля | С | С | С |
9. Л. Соня | Н | С | С | 9. К. Аня | Н | С | С |
10. Л. Вова | Н | Н | С | 10. К. Игорь | С | С | Н |
11. М. Дарья | С | В | С | 11. М. Валерия | С | В | С |
12. М. Оля | В | С | В | 12. О. Аня | В | С | В |
13. М. Владислав | Н | Н | Н | 13. П. Даша | С | Н | С |
14. О. Оксана | С | Н | С | 14. П. Катя | Н | С | С |
15. П. Павел | Н | С | С | 15. С. Яков | С | В | Н |
16. Р. Святослав | С | С | Н | 16. С. Вова | С | Н | С |
17. Ш. Дима | С | Н | С | 17. Ш. Максим | С | Н | Н |
18. Ш. Ира | Н | С | Н | 18. Я. Даша | С | В | Н |
Анализ работ показал следующие результаты: оба класса справились с заданием практически одинаково. Средний уровень – 54% - эксперементальная группа, 50% - контрольная группа. Высокий уровень – 12% обе группы. Низкий уровень - 44% и 38% соответственно.
Таким образом, можно сделать вывод, что по результатам исследования уровень умения решать и составлять арифметические задачи в исследуемых классах достаточно низкий, что подтверждает актуальность исследования.