Блок. Практическая работа учителя-логопеда по преодолению дизартрии

 

1. Изменилось ли количество детей, страдающих дизартрией за время вашей работы в должности учителя-логопеда? Если да, то каким образом?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Какова тенденция распространённости дизартрии?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Каковы основные направления работы с детьми-дизартриками в вашей работе вы можете выделить?___________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

4. Укажите степень выраженности дизартрических расстройств у детей вашей группы_____________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Какие трудности при коррекции дизартрии вы испытываете:

а) при диагностике дизартрии и сходных состояний______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) при организации логопедической работы с детьми, имеющими дизартрию_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) при отборе языкового материала_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

г) при подборе упражнений, заданий и дидактических игр___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

д) при коррекции дыхательной функции_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________е) по преодолению недостатков фонетической и просодической сторон речи_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Каково ведущее направление, по вашему мнению, при работе с дизартриками?________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. Укажите, каковы на ваш взгляд предпосылки для успешного

преодоления дизартрии?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. Осуществляете ли вы при коррекции дизартрии психологическое воздействие? Каким способом?________________________________________

__________________________________________________________________

 

С целью более подробного изучения организации и содержания логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией, было произведено ознакомление с опытом работы учителя-логопеда МДОУ ЦРР д/с № 38 «Юбилейный» Мариной Александровной Исаевой. Стаж работы в должности учителя-логопеда 11 лет. Помимо данного образовательного учреждения Марина Александровна работает в МОУ СОШ № 19, в дошкольном учреждении «Ягодка».

 За время своей работы в должности учителя-логопеда, Марина Александровна отмечает увеличение числа детей, страдающих дизартрией. Самой распространённой формой учитель-логопед считает стёртую дизартрию. Марина Александровна выделяет следующие нарушения, характерные для детей с дизартрией: гиперсаливация, различные виды сигматизма (особенно межзубный и боковой), низкий мышечный тонус в артикуляционном аппарате. К клиническим проявлениям дизартрии учитель-логопед относит: тремор языка, ограничение движений и переключения артикуляционных движений, трудности в удержании артикуляционной позы, нарушение звукопроизношения, трудности автоматизации звуков, отклонения в просодических характеристиках речи. Особенностью работы по преодолению дизартрии специалист считает сочетание артикуляционной гимнастики с артикуляционном массажем. Необходим индивидуальный подход к коррекции дизартрии: учёт возрастных, личностных особенностей ребёнка, уровня его интеллектуального развития, что обуславливает определённый выбор упражнений, заданий и дидактических игр. По плану логопед проводит 3 индивидуальных занятия в неделю, хотя и не считает это количество времени достаточным.

Основными этапами при коррекции дизартрии Марина Александровна считает звукопостановку и автоматизацию. Причём автоматизация является наиболее трудным аспектом и, как отмечает учитель-логопед, особенно трудно она происходит в слогах и словах. Но даже звукопостановка иногда вызывает трудности, особенно при коррекции межзубной формы, которая, как отмечает Марина Александровна, является ещё и косметическим дефектом и не всегда может быть скоррегирована. Например, боковая форма преодолевается значительно легче и быстрее.

Очень интересным аспектом работы во время звукопостановки, которым пользуется Марина Александровна, является постановка звуков с опорой на ладонь ребёнка. Логопед показывает языковой уклад и просит ребёнка повторить за ним, используя при этом пальцы. Например, при постановке [ш], рука ребёнка вместе с языком поднимается вверх, что даёт дополнительное тактильное ощущение, зрительную опору. Этот приём способствует ускоренной автоматизации звука.

Коррекцию дыхательной функции и просодических характеристик речи Марина Александровна начинает проводить только тогда, когда логопедическая работа проходит уже на материале связной речи.

За время своей работы учитель-логопед констатирует снижение интеллектуальных способностей детей, что, конечно, усложняет процесс преодоления дизартрии. Особенно часто встречается задержка психического развития (ЗПР). Если данное нарушение имеет место быть, Марина Александровна отмечает, что в этом случае звуки ставятся достаточно быстро, так же, как и при норме интеллектуального развития, но автоматизируется значительно дольше и труднее. В норме этот процесс происходит значительно быстрее, так как в работу включены интеллектуальные способности ребёнка.

Характерные психолого-педагогические особенности и неврологические симптомы Марина Александровна выделить не может, так как в настоящее время очень большое количество детей, у которых не диагностирована дизартрия, имеют отклонения в развитии.

Всю логопедическую работу учитель-логопед проводит с использованием игровых методов и приёмов. Например, фонематические реакции ребёнка на слух (прыгни, хлопни и т.д.); раскладывание картинок в два ряда по принципу наличия в них искомого звука; использование геометрических фигур – положи их столько, сколько раз услышишь данный звук и т.д.

К сожалению, как отмечает Марина Александровна, условий успешной логопедической работы минимальное количество, так как это достаточно сложное и полиморфное нарушение, которое требует длительной и качественной работы специалиста.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: