Симптоматика дизартрии

Нарушение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре

    Выделяют следующие формы: спастичность артикуляционных мышц – постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, в лицевой и шейной мускулатуре. Повышение мышечного тонуса может быть более локальным и распространяться только на отдельные мышцы языка. Повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта. Активные движения при этом ограничены. Повышение мышечного тонуса в мышцах лица и шеи ещё более ограничивает произвольные движения в артикуляционном аппарате. Спастичность артикуляционных мышц имеет место при спастической форме псевдобульбарной дизартрии. Наряду со спастичностью речевой мускулатуры у детей отмечается спастичность и скелетных мышц.  

    Следующий вид нарушения мышечного тонуса – гипотония. При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность их полного смыкания. В связи с этим рот обычно полуоткрыт, выражена гиперсаливация, отмечается назализация. По мнению М.Я. Смуглина, К.А. Семёновой, гипотония в артикуляционной мускулатуре наиболее часто отмечается при мозжечковой форме дизартрии.

Также нарушение мышечного тонуса при дизартрии может проявляться в виде дистонии. В покое отмечается низкий мышечный тонус, при попытках речи тонус резко нарастает.

Характерным признаком нарушений артикуляционной моторики при дизартрии являются дискоординационные расстройства. Они проявляются в нарушении точности и соразмерности артикуляционных движений. [21]

Нарушение звукопроизношения

Отмечается нарушенное произношение звуков, для которых необходимо движение языка вверх, а также звуков, требующих для своего воспроизведения сочетанного действия указанных мышц языка ([л], [р], [ж], [ш], [ч], [д], [т] и некоторых других). Иногда наблюдается недостаточность движения языка вниз.

При парезах мышц языка, изменении их тонуса нередко оказывается невозможным изменение конфигурации языка: удлинение, выдвижение, укорочение, оттягивание назад и поднятие отдельных его частей, искривление, разнообразные боковые движения. Все это приводит к нарушению звукопроизношения так называемых язычных звуков, произношение которых связано с изменением изгиба спинки языка ([а], [е], [и]), небно-язычных ([х], [з], [ж], [л], [с], [ш], [к], [т], [г], [д], [р], [н]).

Таким образом, при поражении мышц языка расстраивается звукопроизношение большинства звуков. Наряду с ограниченной подвижностью языка обычно отмечается малая подвижность губ, становится невозможными или ограниченными вытягивание губ трубочкой, растягивание углов рта, а также другие движения, которые меняют размер и форму преддверия рта, оказывая тем самым влияние на резонирование всей ротовой полости. При поражении мышц губ страдает главным образом произношение губных звуков ([б], [п], [м], [в], [ф]). Также отмечается и ограниченная подвижность мягкого нёба в результате поражения нёбных мышц ещё больше нарушается звукопроизношение.

Нарушение голосообразования

К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин в своей работе «Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей» отмечают, что характерной особенностью дизартрий является нарушение голоса, что в значительной степени зависит от патологического состояния мышц гортани, особенно перстне-щитовидных, натягивающих истинные голосовые связки. При поражении этих мышц голос становится слабым, немелодичным.

Нарушение голосообразования при дизартриях определяют необходимость особое внимание уделять постановке голоса и отдельных звуков.

Проводя артикуляционную гимнастику при постановке голоса, особенно большое внимание уделяют развитию движений мягкого неба. При помощи этих движений образуются достаточные резонаторные камеры, необходимые для звучания голоса и звука у детей с дизартрией проводят в общем комплексе речевой терапии этих детей. [21]

Нарушение дыхания

 Нарушения дыхания являются частыми при дизартриях, особенно при гиперкинетической и мозжечковой формах.

Эти нарушения дыхания имеют сложный патогенез. Прежде всего, могут иметь значение паретичность дыхательных мышц, изменения их тонуса, нарушение их реципрокной иннервации. [7]

Таким образом, основные симптомы дизартрии – нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи – определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств. При дизартрии нарушается низший фонологический уровень языка.

    При работе с детьми, страдающими дизартрией, необходимо наряду с развитием звукопроизношения большое внимание уделять развитию слуховой функциональной системы, воспитанию фонематического слуха, работать над развитием понимания речи, развивать внутреннюю речь и интеллект этих детей.

При дизартрии наряду с речевыми выделяют и неречевые нарушения. Это проявления бульбарного и псевдобульбарного синдромов в виде расстройств сосания, глотания, жевания, физиологического дыхания в сочетании с нарушениями общей моторики и особенно тонкой дифференцированной моторики пальцев рук. Диагноз дизартрия ставится на основе специфики речевых и неречевых нарушений. [18]

 

        

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: