Глава 2. Методическое описание коммуникации как формы открытого действия в работе с детьми младшего дошкольного возраста

 

Под коммуникацией я понимаю взаимную обращённость людей. Действие одного человека вызывает ответную реакцию другого. Причём такая обращённость может выражаться улыбкой, взглядом, жестом, позой,ну и, конечно, словом.

Коммуникация между взрослым и ребёнком может возникать спонтанно в процессе игры, при выполнении каких-либо предметных действий, по поводу приёма пищи, одевания, купания, гуляния и т.д. Причём инициатором может являться как взрослый, так и ребёнок. Часто такие действия и являются открытыми, так как включают в себя инициацию, проявление (явление), и удерживание иного действия (поведения).

В некоторых ситуациях взрослый намеренно выстраивает коммуникацию как открытое действие. Это такие ситуации, в которых ребёнок сталкивается ещё с неизвестным ему способом действия (овладение новым орудием, знаком).

Впервые коммуникация как открытое действие была рассмотрена в работе В.Г. Васильева, Т.Н. Ямских [4].

В этой работе выделено две посреднические позиции взрослого в открытом действии:

Позиция проектировщика открытого действия;

Позиция «справочника», или по Б.Д. Эльконину «инструктора».

Проектировщик открытого действия проектирует открытое действие, границы которого должны оставаться неизменными, иначе действие потеряет свою «открытость» и поставленная цель завершить её другим действием не будет достигнута, хотя учебная задача будет решена. Взрослый заранее продумывает все возможные способы разрешения ситуации, доступность средств, которыми может пользоваться ребёнок, ставит перед собой задачу попасть в зону ближайшего развития ребёнка.

Позиция “справочника”, “инструктора обеспечивает поведение посредника в момент возникновения иного действия, когда взрослый из “содеятеля” превращается в “инструктора” – начинают работать словесные указания взрослого.

Обе эти позиции, но в большей мере вторая, обеспечиваются коммуникацией, взаимной обращённостью взрослого и ребёнка. Эта коммуникация, в силу её противопоставленности исходному действию, может быть рассмотрена как третье действие. именно появление коммуникации говорит о возможности появления и продуктивного завершения действия ребёнком. Кроме того коммуникация позволяет включать в совокупное действие знак, что является важным механизмом методологической реализации совокупного действия (с использованием коммуникации).

Научным руководителем мне поставлена была задача: найти форму, описать и практически осуществить открытые действия в форме коммуникации с детьми младшего дошкольного возраста.

Наши исследования показали, коммуникация как открытое действие может осуществляться с детьми данного возраста в форме:

Обращённости взглядом;

Обращённости речью;

Обращённости к третьему;

Обращённости жестом.

Обращённость взглядом. Особенно полезна при организации пространства проб, где у ребёнка появляется выбор. Например, взрослый предлагает собрать пирамидку, говоря: «Давай сначала возьмём большое колечко!» Взрослый сам берёт самое большое колечко и вставляет в стержень. Затем он передаёт действие ребёнку. Здесь может возникнуть ситуация неуверенности ребёнка в своих действиях. Он ещё не готов полностью завершить действие взрослого. Видимо, взрослый не совсем точно выстроил границу открытого действия. И тогда взрослый либо словом, а лучше взглядом поощряет действия ребёнка. Ребёнок взглядом контролирует и организует своё действие.Такое действие как совокупное завершается тогда, когда отпадает необходимость во взгляде. Эта обращённость позволяет ставить произвольность в этом возрасте.

Обращённость речью. Эффективна при обучении речи. Взрослый читает знакомый стишок, при этом делает паузы в конце каждой строки, чтобы ребёнок вставил слово. Например, взрослый: «Гуси-гуси…» Ребёнок: «Га-га-га!» «Есть хотите?», - продолжает взрослый. «Да-да-да!», - заканчивает ребёнок. Эта пауза задумывается для того, чтобы ребёнок закончил начатое действие взрослого. А потом взрослый говорит: «А теперь ты начинай!» Открытость этого действия в том, что он начинает и удерживает это.

Обращённость к третьему – особо важный случай при организации развивающих игр на основе совокупного действия. Взрослый говорит: «Зайчики попрыгали!» Сам начинает прыгать, а потом перестаёт. Часть детей прыгает, а часть останавливается. Тогда взрослый говорит: «Ваня, как хорошо ты прыгаешь!» Но он говорит это не только для того, чтобы похвалить Ваню, а сколько для того, чтобы другие дети, которые не прыгают, посмотрели на него и тоже начали прыгать. Можно сказать эту инструкцию в виде приказа: «Давай прыгай!» А можно просто поменять мотивацию ребёнка поощрением другого. Такое коммуникативное включение особенно важно при работе с группой.

Обращённость жестом. Эффективна при обучении речи. Взрослый показывает рукой на шкаф с книгами и говорит: «Это «Мойдодыр». Давай почитаем эту книгу!» Через некоторое время взрослый просит выбрать книгу. Он открывает шкаф, а ребёнок показывает на книжку и говорит: «Мани!» (Мойдодыр). Совокупность действия в совместном выборе книги. Взрослый просит найти книгу, а ребёнок выполняет просьбу, завершает совместное действие.

ребенок взрослый коммуникация открытый

Рассмотрим, как все эти виды обращённости можно проектировать в игре взрослого и детей.

Игра «Зайка».

Дети становятся в круг, взрослый в центре. Он говорит и показывает движения:

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

(взрослый, подставив руки к голове, показывает, как зайка шевелит ушами)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть!

(Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки.)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать!

(Все прыгают на одном месте, повторяя: «Надо зайке поскакать!»)

Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал!

Это упражнение предполагает, что дети действуют строго по «инструкции», то есть так, как показывает взрослый. Замысел педагога в том, что дети в дальнейшем должны выполнять действие без помощи взрослого, а только под чтение текста. Таким образом, должно быть полное «не действие» взрослого и полное действие ребёнка по той инструкции, которая стала внутренней для ребёнка. Совокупность в том и заключается, что взрослый и ребёнок должны сделать действие вместе. Цель игры в том, чтобы внешняя инструкция стала внутренней.

Упражнение проводится следующим образом. Взрослый читает текст, сопровождая слова показом движений. Первый раз упражнение показывается одним взрослым и, может быть подхватывается несколькими детьми. При повторном проведении взрослый может передать показ действия детям. «Зайка серенький сидит и ушами шевелит!» При этих словах он подставляет руки к голове и двигает ими. «Вот так, вот так он ушами шевелит!» Затем он говорит: «Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть!» А сам не трёт руки, а только показывает рукой на тех детей, которые так делают, при этом инициируя действие тех, кто бездействует. Затем взрослый произносит: «Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать». А сам не скачет, а говорит: «Дети, посмотрите, как прыгает Петя!» Дети смотрят и начинают прыгать. Это и есть обращённость к третьему.

У этого упражнения есть несколько вариантов. Например взрослый говорит: «Зайка серенький сидит и …» Взрослый демонстрирует действие, не произнося слова. Дети должны повторить движения и закончить строчку. И т.д.

Самый сложный вариант, когда взрослый показывает движения, не произнося при этом слова. Он даёт детям следующую установку: «Я только показываю движения, а вы повторяете за мной, при этом проговаривая стихотворение». Такой вариант работы требует основательной подготовленности группы.

Если ребёнок не выполняет действия, то внешняя инструкция ещё не стала внутренней.

Когда совокупное действие полностью переходит в действие ребёнка, то оно завершено. Зона ближайшего развития перешла в зону актуального развития.

Таким образом, взрослый сначала организует совокупное действие, если оно не проходит, то он подключает коммуникацию, обращаясь либо словом, либо взглядом, либо жестом, либо через другого ребёнка.

В приложении приводятся упражнения, каждое из которых практикующий педагог может выстроить в этой же логике.

Взрослый, играя с детьми, организует совокупное действие. Если оно не проходит, то он подключает туда коммуникацию. Как уже указывалось выше, она организуется через обращённость взглядом, жестом, словом, к третьему участнику коммуникации. Причём коммуникация организуется в форме открытых действий, когда взрослый проектирует действие, а вот случится оно или не случится зависит только от ребёнка. Если хотя бы один из детей завершает открытое действие, значит это действие попало в зону ближайшего развития ребёнка и теперь задача педагога, чтобы все дети выполняли это действие. Если же никто не выполняет, то для данной группы детей такое задание ещё слишком сложно. Если, наоборот, все дети выполняют, то проект не случился. Это действие давно находится в зоне актуального развития ребёнка.

Каким же образом развивается взаимообращённость взрослого и ребёнка?

Сначала взрослый проделывает все действия в упражнении, произнося при этом все игровые слова. Дети смотрят на него и повторяют некоторые его движения.

На втором этапе дети повторяют движения, произнося при этом слова. Взрослый также участвует в этом.

На следующем этапе взрослый лишь читает слова, не показывая движения, а дети должны всё выполнять.

Завершением работы является то, что дети произносят слова, проделывают движения самостоятельно, без помощи взрослого.

Таким образом, внешняя инструкция становится внутренней, дети учатся действовать по инструкции, что принципиально важно в учебной деятельности.

 



Заключение

 

Сделано описание взаимоотношений взрослого и ребёнка в младшем дошкольном возрасте; особое видение о месте коммуникации и понимание того, как интериоризируются способности ребёнка в этом возрасте.

Вывод: в ходе развития предметно-манипулятивных действий важное место занимает общение ребёнка со взрослым. Общение осуществляется с помощью взгляда, жеста, слова, через другого человека.

В ходе решения второй задачи был получен реферативный материал, который полезен мне для изучения этих понятий и может быть полезен другим педагогам.

В ходе решения третьей задачи была понята роль коммуникации в оформлении и содержании открытого действия.

Понятия «коммуникация», «совокупное действие», «открытое действие» использовались для написания методики.

На защиту выносится представление о структуре совокупного и открытого действия, понимание того, как можно встраивать туда коммуникацию, и её практическая реализация.

 



Список литературы

 

1. www. Eurekanet.ru

2. Бауэр Т.Дж. Психическое развитие младенцев. – М.: Прогресс, 1979.

3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968

4. Васильев В.Г., Ямских Т.Н. Коммуникация как открытое действие. Педагогика развития, 2001, с.123-125.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика - Пресс, 1999. - 536с.

6. Выготский Л.С. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000.

7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997, 224 с.

8. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребёнка от одного года до трёх лет. М.: АРКТИ, 2002. – 64 с.

9. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребёнка от рождения до года. М.: АРКТИ, 2003. – 112 с.

10. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: Че Ро, 1998. - 336с.

11. Жуковская Р.И. Воспитание ребёнка в игре. – М.. 1963.

12. Зеньковский В.В. Психология детства. М., Академия. 1996, - 346с.

13. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение. 1985.

14. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., Российское педагогическое агентство. 1996, -- 374 с.

15. Практическая психология образования: Учеб. пособие для вузов под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003. – 480с.

16. Спок Б. Разговор с матерью: Книга о воспитании. М.: Политиздат, 1991. – 589 с.

17. Эльконин Б.Д. Л.С. Выготский – Д.Б.Эльконин: знаковое опосредствование и совокупное действие.// Вопросы психологии, 1996, №5, с.57-63.

18. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989

19. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: ВЛАДОС, 1999. – 360 с.

 



Приложение

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: