Глава 3. Бюджетный федерализм

Утверждение демократических принципов в государ­ственном устройстве и управлении России способствовало тому, что органы местного самоуправления, наделенные управленческими и финансово-бюджетными правами, ста­ли обязательным компонентом системы государственного уп­равления. Важную роль стали играть территориальные финансы в общегосударственной финансовой системе, воз­растает роль местных бюджетов. Доля местных финансов растет во многих странах: они становятся превалирующей частью финансовых ресурсов государства. Но при этом возникает множество вопросов. Как осуществить справедли­вое распределение доходов и расходов между бюджетами различных уровней? Как определить приоритетность це­лей бюджетного регулирования, проводимого на одном из уровней? Как добиться одинаковой направленности бюджет­ной политики всех уровней?

Одной из основных характеристик федеративного госу­дарства является соответствие базовых направлений эко­номической политики в действиях федерального правитель­ства и в действиях правительств субъектов Федерации. Так, если действия центра направлены на сокращение государ­ственных расходов, то и вся региональная политика долж­на быть направлена на стимулирование сокращения расхо­дов на уровне субъектов федеративного государства. Одна­ко добиться такой сбалансированности, особенно в россий­ских кризисных условиях, — задача более чем непростая.

Необходимо установление новых межбюджетных отноше­ний, основанных на принципах бюджетного федерализма, что является важнейшим условием создания в России ис­тинно рыночного бюджетного устройства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: