Расчеты с использованием платежных терминалов

Социологическая статистика говорит, что каждый год человек порядка 23-х часов проводит в очередях. Объяснить это можно растущими потребностями людей в новых услугах и невозможностью ускорить их предоставление. Новыми технологиями темп жизни изменить вряд ли удастся, но сэкономить пусть даже незначительное количество времени вполне возможно. Например, во всем мире набирает обороты такой метод денежных переводов, как терминалы по приему платежей. Они предполагают оплату коммунальных услуг, услуг операторов связи и сотовых операторов без участия кассира или оператора. По сути, подобные аппараты позволяют за несколько минут осуществить любой платеж, который предусмотрен системой, а также получить чек как подтверждение о произведении платежа.

Идея создания такого аппарата, как платежный терминал, появилась в России в 2002 году. Сегодня им с легкостью пользуются люди разных возрастов и социальных статусов. Принцип работы терминала достаточно прост: на экране пользователь видит меню, представляющее собой набор услуг. После выбора нужной услуги, которую следует оплатить, он указывает те или иные реквизиты (при оплате услуг связи – номер телефона, при пополнении банковского счета – его номер) и вводит деньги в купюроприемник. При этом платежный терминал проверяет не только номинал купюр, но и их подлинность.

Как правило, платежный терминал предлагает пользование платными услугами. То есть пользователь платит владельцу аппаратного комплекса определенный процент от размера переведенной суммы, который не может быть ниже установленного уровня. А потому платежный терминал можно рассматривать как современный способ получения дохода.

Правовым регулированием осуществления расчетов физическими лицами с использованием платежных терминалов является ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ. До вступления в силу данного закона отношения, возникающие по приему платежей физических лиц, регулировались ст. 13 ФЗ «О банках и банковской деятельности».

При рассмотрении данного вопроса можно выделить следующие особенности осуществления расчетов с использованием платежных терминалов.

Во-первых, следует обратить внимание на то, что Закон № 103-ФЗ значительно расширил спектр правомочий платежных агентов, которые вправе принимать платежи физических лиц за любые товары (работы, услуги). Кроме того, впервые разрешается осуществлять через платежные агенты платежи за приобретенные товары, тогда как ранее действовавшее законодательство позволяло оплачивать только услуги и работы.

Во-вторых, при приеме платежей физических лиц платежные агенты обязаны использовать контрольно-кассовую технику, в том числе в составе платежных терминалов. Это необходимо сделать к 1 апреля настоящего года. Однако, переоборудование обойдется в 10-15 млрд. рублей, а все затраты компании переложат на плечи потребителей. В результате чего расценки могут подскочить в два раза. Кроме того, законодательно определены особые требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику.

И, в-третьих, впервые на законодательном уровне определены основные требования к оснащению и функционированию платежных терминалов. Техническое и программное содержание платежного терминала должно обеспечить в автоматическом режиме доступ плательщика к определенной информации. Кроме того, в платежных терминалах допускается дополнительное программное обеспечение для осуществления иных функций (продажа проездных электронных билетов на различные виды транспорта).

Несмотря на содержащуюся в Законе № 103 достаточно подробную регламентацию деятельности платежных агентов, принимающих денежные средства физических лиц, следует выделить некоторые группы отношений, возникающих в данной сфере, которые нуждаются в более четком правовом регулировании:

1. Отсутствие подробной регламентации деятельности платежных агентов, осуществляющих прием платежей физических лиц без использования платежных терминалов.

2. Дополнительные законодательные разъяснения требуются при регулировании вопросов оборудования рабочего места лица, уполномоченного платежным агентом на прием наличных денежных средств в качестве платежей физических лиц. Наряду с этим при приеме платежей, сумма которых превышает установленную законом сумму, требуется проведение обязательной идентификации плательщика[12], а следовательно, рабочее место должно быть оборудовано с учетом требований законодательства о противодействии легализации доходов.

Согласно ч. 7 ст. 6 ФЗ № 103 оператор по приему платежей не вправе принимать платежи, требующие проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, без участия своего уполномоченного лица, а также использовать при приеме таких платежей платежные терминалы. Однако, данный запрет является неудачно сформулированным. Так как оператор действует либо через уполномоченное лицо, либо с использованием платежных терминалов, то более корректно выглядела бы формулировка о запрете использовать в указанных случаях платежный терминал, поскольку без терминалов или уполномоченных лиц функционирование операторов по приему платежей невозможно.

3. Не утвержден и перечень моделей платежных терминалов, допускаемых к использованию на территории РФ. В соответсвии со ст. 2 Закона № 103-ФЗ платежный терминал представляет собой функционирующее в автоматическом режиме (без участи уполномоченного лица) устройство для приема платежным агентом от плательщика денежных средств. Следует отметить, что данная формулировка весьма расплывчата и некорректна, поскольку не содержит указания на технологические особенности платежного терминала, позволяющие абсолютно четко отличить его от иных устройств, приспособленных для принятия платежей и запрещенных к использованию платежными агентами.

Поэтому представляется целесообразным для соблюдения положений ст. 2 по аналогии с законодательными требованиями, предъявляемыми к ККТ, разрешать эксплуатацию на территории РФ платежные терминалы тех моделей, которые внесены в Государственный реестр ККТ.

4. Не определен федеральный орган исполнительной власти, который должен быть уполномочен Правительством РФ на осуществление государственного контроля за приемом платежей платежными агентами.

Закон № 103 также предписывает в качестве обязательного требования, предъявляемого к платежным терминалам, обеспечивать печать на кассовом чеке номера платежного терминала. К сожалению, не уточняется, какой именно номер платежного терминала должен быть указан в кассовом чеке (серийный, присваиваемый изготовителем; регистрационный и др.). На практике платежные агенты вносят в текст кассового чека присвоенные ими же порядковые номера платежных терминалов.

Таким образом, в настоящее время в России существуют различные фирмы, занимающиеся производством платежных терминалов. Данное оборудование широко используется населением и представляет собой удобный способ осуществления расчетов. Однако, для более эффективного применения платежных терминалов необходимо оснастить каждое устройство контрольно-кассовой техникой, предусмотренной ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и более корректно сформулировать положения данного закона. 

Заключение

Рассмотрев тему «Актуальные вопросы осуществления безналичных расчетов с участием физических лиц» можно сделать следующие выводы.

Во-первых, несмотря на то, что правовое регулирование отношений по осуществлению расчетов с участием физических лиц достаточно разнообразно, существуют определенные пробелы в данном регулировании. Так как эти отношения разбросаны в различных нормативно-правовых актах, то, по нашему мнению, необходимо принять единственный акт, который бы регулировал данные виды безналичных расчетов.

Во-вторых, в настоящее время широкое распространение получили такие формы расчетов, как расчеты с использованием банковских карт и расчеты через платежные терминалы. Связано это с достаточно высоким уровнем практичности, удобства и выгоды для всех участников расчетов.

В-третьих, исходя из того, что данные виды расчетов получают широкое распространение в настоящее время, как было уже отмечено, законодательство на этом уровне старается ужесточить контроль, вводя новые правовые нормы, регламентирующие порядок осуществления данных безналичных расчетов (например, в сфере осуществления расчетов с использованием платежных терминалов законодатель требует оснащения каждого платежного терминала контрольно-кассовой техникой).

В условиях становления в России двухуровневой банковской системы и конкуренции в банковском деле коммерческие банки, использую богатый опыт зарубежных банков, применяют в своей деятельности новые формы расчетов и методов обслуживания клиентуры.

Организация денежных расчетов с исполь­зованием безналичных денег гораздо пред­почтительнее платежей наличными деньга­ми, поскольку в первом случае достигает­ся значительная экономия на издержках об­ращения. Широкому применению безналич­ных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность го­сударства в их развитии, как по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических про­цессов.

Что касается пластиковых карточек, то можно сказать следующее. Быстрое распространение банковских кредитных карточек, их превращение в массовый инструмент расчетов, неуклонный рост их популярности среди широких групп населения служит наглядным свидетельством того, что эта форма расчетов выгодна основным категориям участников системы. В сущности, карточка, представляющая собой кусочек пластика с магнитной полосой, на которой занесены определенные данные о ее владельце и его счете, является формой доступа к этому счету.

Также можно сделать такой вывод, что в связи с переходным характером экономики России в платежной системе проводятся коренные преобразования. Они сопровождаются сложными коллизиями и противоречиями.

Решение различных правовых, технических, экономических и организационных проблем в процессе формирования Банком России и всем банковским сообществом системы расчетов, отвечающей мировому уровню, позволит ускорить платежи, минимизировать риски при их проведении и, в конечном счете, повысить ликвидность, рентабельность банков, а также эффективность денежно-кредитной политики.

 

 

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

2. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».

3. Федеральный закон от 02.12.1990 N395-1 (ред. от 30.12.2008) «О банках и банковской деятельности».

4. Положение об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт (утв. ЦБ РФ 24.12.2004 N 266-П) (ред. от 23.09.2008).

5. Положение о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации (утв. ЦБ РФ 01.04.2003 N 222-П) (ред. от 22.01.2008).

6. Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации (утв. ЦБ РФ 03.10.2002 N 2-П).

7. ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ.

8. Дракина М. Н., Гусева Т. А. Правовое регулирование безналичных расчетов // Банковское право. 2004. № 3.

9. Анциферов О. Д. О гражданско-правовой природе безналичных расчетов // Адвокат. 2008. № 2.

10. Ефимова Л. Г. Банковские сделки: право и практика. М., 2001.

11. Спиранов И. А. Правовое регулирование операций с банковскими картами. М., 2000.

12. Кочеткова Н.М. Цели, задачи и функции Банка России в сфере регулирования платежных систем и расчетов // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. - №1. – 2005.

13. Новоселова Л.А. Денежные расчеты в предпринимательской деятельности. М., 1996.

14. Коробова Г.Г. Банковское дело. - М.: Юрист, 2002.

15. Белов В.А. Банковское право России: теория, законодательство, практика: Юридические очерки. М., 2000.

 


[1] Коробова Г.Г. Банковское дело. - М.: Юрист, 2002. С. 423

[2] Белов В.А. Банковское право России: теория, законодательство, практика: Юридические очерки. М., 2000. С. 309

[3] Новоселова Л.А. Денежные расчеты в предпринимательской деятельности. М., 1996. С. 35.

[4] Положение ЦБР от 18 июля 2000 г. №115-П «О порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России»

[5] Вопросы по применению Положения ЦБР от 1 апреля 2003 г. №222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации»

[6] Кочеткова Н.М. Цели, задачи и функции Банка России в сфере регулирования платежных систем и расчетов // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. - №1. – 2005.

[7] ст.71 Конституции Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

[8] Спиранов И. А. Правовое регулирование операций с банковскими картами. М., 2000. С. 57

[9] Ефимова Л. Г. Банковские сделки: право и практика. М., 2001. С. 404.

[10] Эква́йринг (англ. acquiring — приобретение) — приём к оплате платёжных карт в качестве средства оплаты товара, работ, услуг.

[11] Положение «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» (утв. ЦБ РФ 24.12.2004 N 266-П) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.03.2005 N 6431)

 

[12] Согласно ст. 7 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» идентификация физического лица не проводится, если сумма операций с наличными денежными средствами не превышает 15 000 рублей

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: