Термин "деформация" (от лат. deformatio - искажение), не являясь юридическим термином, означает в естественных науках "изменение взаимного расположения точек твердого тела, при котором меняется расстояние между ними, в результате внешнего воздействия". В настоящее время данный термин широко используется всеми юристами-теоретиками, что показывает его удачность и точность отражения процессов, протекающих в правосознании индивида. Термин "деформация" применяется в юриспруденции для характеристики тех устойчивых изменений психики субъектов, которые определяют его негативное отношение к праву и причины неправомерного поведения. Проблема деформации правосознания затрагивалась как дореволюционными, так и современными отечественными философами и правоведами в рамках теории правосознания. Можно выделить три периода в изучении проблем деформации. На первом этапе, проходившем с конца XIX в. по 1917 г., термина "деформация" как такового не существовало, однако использовался термин "кризис правосознания", который трактовался в основном с философских позиций.[9]
|
|
Так, П.И. Новгородцев, говоря о кризисе правосознания, связывал его с изменениями политических и правовых убеждений и установок, с преувеличением роли и значения идеи правового государства, с отставанием положительных законов от движения истории. Ученые, характеризуя правосознание русской интеллигенции, отмечали, что его характерной чертой является безграничный нигилизм, а причиной тому является отход от религиозного миросозерцания. На втором этапе, проходившем с 1917 г. до конца 80-х годов, термин "деформация" также не использовался. В первые годы становления Советского государства допустимо было говорить только о наличии либо отсутствии революционного правосознания. Так, П.И. Стучка, изучавший проблемы правосознания, отмечал, что в молодом Советском государстве в связи с отсутствием развитой системы права работники юридического аппарата правосознанием практически не обладают. В дальнейшем научная литература представляла социалистическое правосознание как некий идеал в противовес буржуазному. Существовало представление, что в процессе становления советской личности у нее неизбежно формировалось социалистическое правосознание. Однако наличие преступности заставило обратить внимание ученых на проблемы правосознания советского человека, поэтому начиная с 70-х годов появляются исследования А.Р. Ратинова, А.И. Долговой и других авторов, посвященные проблемам дефектного правосознания. Третий этап, проходивший с конца 80-х годов, ознаменован массовым проявлением деформированного правосознания самых широких слоев населения страны. В юридической литературе этого периода наблюдается активное использование термина "деформация"[10].
|
|
Анализ научных исследований, посвященных феномену деформации правосознания, позволяет прийти к выводу, что в юридической науке до сих пор не сложилось единой теории этого явления, но выработано несколько определений. Вот некоторые из них.
Правовой инфантилизм заключается в недостаточности или пробельности правовых знаний, которых оказывается недостаточно для успешной профессиональной юридической деятельности. Его проявлением является юридическая неграмотность и непрофессионализм.
Негативно-правовой радикализм, или перерожденческое правосознание, основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, алчности. Наиболее распространенными формами перерождения являются: совершение должностных преступлений и превращение места работы исключительно в средство нелегального заработка. Это крайняя степень искажения правосознания, при которой поведение человека становится полностью анормальным.
Спекулятивно-правовой популизм выражается в ярко выраженном настрое индивида на подчеркивание исключительной значимости своего отношения к работе и ее результатов, стремясь тем самым укрепить свой социальный и служебный статус. Его проявлением является работа должностного лица исключительно "на публику", выражающаяся в заигрывании с народом, спекулировании на его потребностях с целью приобретения авторитета и, в конечном счете, личных благ.
Нравственно-правовой конформизм характеризуется формальностью выполнения должностных обязанностей, их пассивностью и безынициативностью. Он выражается в пассивном восприятии правовой действительности, характеризуется стремлением всячески угодить коллегам и начальству, некритическим отношением к результатам своей работы и работе коллег.
Правовой фетишизм, или правовой идеализм, представляет собой гипертрофированное понимание роли права, правовых институтов и юридических средств в осуществлении социально-экономических, политических и иных задач без учета их реальных возможностей. Это безоглядная вера в силу правовых норм, которая находит воплощение в идее, что достаточно те или иные отношения урегулировать с помощью закона, как непременно соответствующие проблемы будут решены.
Анализ научных исследований, посвященных феномену деформации правосознания, позволяет прийти к выводу, что в юридической науке до сих пор не сложилось единой теории появления деформаций, но выработано несколько определений, перечисленных выше.
Понятие правового нигилизма, как самого опасного из всех видов
Дефектов правосознания