Позитивная программа социологии и методы социологического

Исследования.

Спенсер не ставил перед собой задачи дать концентрирован­ное и сжатое изложение правил социологического метода. Тем не менее в работе «Изучение социологии» имеется ряд достаточно четко сформулированных методологических ориентиров, которых должен придерживаться социолог в своих научных изысканиях.

1.  Все изучаемые социальные явления необходимо рассматри­вать как закономерные продукты эволюционного развития, причинно обусловленные и предопределенные множеством факторов: «До тех пор, пока в нашей мысли не будут присутствовать все сущест­венные факторы явлений, не может быть и полного понимания социологического факта».

2.  В качестве таковых необходимо рассматривать также те чувства, представления, институты, факты, связи между факта­ми и т.д., которые составляют часть нашей жизни и кажутся нам привычными, естественными и необходимыми. Это обязательное условие преодоления предубеждений, являющихся результатом групповых принадлежностей исследователя.

(а) «Социологические истины, которым нет дела до отдельных
наций или племен, мы постигнем только по мере того, как отре­
шимся от предрассудков патриотизма и будем смотреть на наше
собственное общество как на одно из многих, имеющих свою исто­
рию и будущность...»

(б) «Мы должны научиться понимать не в одном, а во всех
направлениях, что та связь между социальными фактами, которую
мы обыкновенно считаем естественной и даже необходимой, вовсе не
необходима и часто не совсем естественна».

(в) «На всякую данную группу социальных фактов нельзя
смотреть иначе, как на фазис непрерывного общественного метаморфоза, а на религиозные верования и чувства, входящие в состав
этой группы, — как на элементы этого фазиса. Следует, однако,
идти дальше. Необходимо смотреть как на нечто преходящее и на самые противоположные верования и чувствования, в которых
мы воспитались и которые извращают наши взгляды не только на
прошлое нашей собственной среды, но и на явления в других обществах и в другие времена».

3. Поскольку одним из факторов социальных явлений явля­ется «умственное состояние» тех, кто был причастен к его возник­новению и развитию, то для полного анализа социальных явлений и осуществления полной беспристрастности необходимо научиться видеть социальные факты, глазами других: «...только смотря глазами дикаря, можно понимать вещи так, как он понимает их, и объяс­нять себе его образ действий и происходящие отсюда социальные явления. Эти, по-видимому, странные суеверия совершенно естес­твенны, совершенно рациональны, в известном смысле, относи­тельно своего времени и места».

   4.Объяснение социального факта требует анализа его истори­ческого происхождения: «...только тогда, когда мы проследим способ происхождения предмета, будем наблюдать разнообразные анте­цеденты всякого рода в их общем действии, в целом ряде поколе­ний и прошедших общественных состояний, только тогда можно достигнуть такого объяснения факта, которое сделает его частью социологической науки в настоящем ее смысле». Одной из задач социологии, таким образом, является реконструкция «естественной истории» обществ и общественных институтов.

5. Реконструкция истории обществ и институтов должна опи­раться на анализ эмпирического материала, даваемого историей и этнографией.

6. Основным методом осуществления этого анализа должен быть сравнительный метод.

7. В центре социологического анализа должны находить­ся такие базисные структурные процессы, как рост, дифферен­циация, интеграция и распадение социальных агрегатов.

8. Необходимым элементом социологического анализа долж­на стать типологизация обществ: «Общественные организмы, по­добно организмам индивидуальным, должны быть разделены на классы и подклассы».

9. Опасность и неизбежность привнесения автоморфических объяснений и

 Следовательно, социологическое предсказание обречено всегда оставаться более или менее приблизительным.

Однако оно имеет под собой более прочные основания, чем предсказание обывателя, а потому способно уменьшить вероят­ность необдуманных и опрометчивых действий в практической со­циальной жизни. В этом Спенсер видел основное предназначение социологической науки.

В «Оснований социологии» Спенсер разработал более подробную классификацию факторов общественных явлений, раз­делив их на две большие группы — первичные и вторичные — и выделив в них далее отдельные подгруппы факторов.

Первичные факторы были подразделены на внешние (неорга­нические и органические условия природной среды) и внутренние (свойства индивидов, образующих общество). Внешние факторы включают климат, почву, флору и фауну; внутренние — физические способности индивидов («степень силы, активности и выносливос­ти»), их эмоциональный склад и темперамент, а также умственные способности («степень развития ума» и «свойственные ему направ­ления мысли»).

Вторичные (или производные) факторы — это те факторы, ко­торые возникают как результат самого общественного развития и обретают со временем относительную самостоятельность. В этой группе Спенсер выделил пять подгрупп факторов.

1. Прогрессивные изменения среды, вызываемые деятельностью обществ. Экономическая деятельность вызывает изменения в раз­личных факторах среды: климате и состоянии почвы (например, вследствие мелиорации), флоре (например, вырубка лесов, замена дикой растительности полезными сельскохозяйственными культу­рами), фауне (истребление диких животных, разведение домашних животных). Измененная таким образом окружающая среда стано­вится фактором дальнейшего общественного развития.

2. «Возрастание объема общественного агрегата, сопровожда­ющееся обыкновенно и возрастанием его плотности». Возрастание численности и плотности населения в обществе создает основу для развития сложных форм сотрудничества, все более сложного разде­ления труда, развития средств сообщения и коммуникации, разде­ления общества на классы и иные подгруппы, совершенствования управления и «промышленного аппарата» и т.д. Эти производные факторы приобретают со временем самостоятельное значение. Например, развитие сложных форм сотрудничества и разделения труда интенсифицирует воздействие общества на природу.

3. Взаимное влияние, оказываемое обществом (в том числе отде­льными его институтами) и индивидами друг на друга. С одной сто­роны, общество и институты оказывают принуждающее влияние на индивидов, заставляя их соответствовать своим требованиям; с другой — индивиды оказывают воздействие на общество и инс­титуты, пытаясь изменить их в соответствии со своими желаниями и потребностями.

4.«Надорганическая среда», т.е. состояние соседних обществ и характер взаимодействия с ними. Например, агрессивность со­седних обществ может вызывать в данном обществе развитие во­енного аппарата, изменения в формах управления, ориентацию экономики на соседние нужды и т.д.

5.Искусственные (или надорганические) продукты. В эту катего­рию, которую Спенсер определял как «неживую часть самого обще­ства», или его «добавочную среду», включались: (а) «материальные приспособления и орудия», т.е. техника; (б) язык; (в) накопленное знание, принимающее в развитых обществах форму науки; (г) ком­плекс обычаев, закрепленный отчасти в правовых системах (отчас­ти в мифологии, теологии, космогонии, идеологии, общественном мнении, этикете, церемониях и т.п.); (д) широкая категория так называемых «эстетических продуктов» (одежда, музыка, драма, архитектура, литература и т.д.).

Каждое социальное явление в конкретном обществе в кон­кретный момент времени является, с точки зрения Спенсера, результатом совокупного воздействия конкретной суммы факто­ров, исторически повлиявших на его возникновение и развитие. А потому объяснение того или иного социального факта должно достигаться — в идеале — не посредством спекулятивного ма­нипулирования абстрактными понятиями, а путем тщательного отслеживания его происхождения и тех конкретных историчес­ких влияний, которые его сформировали. Иначе говоря, каждый факт должен изучаться в конкретном контексте его становле­ния.

Вместе с тем в общественном развитии и соотносительной значимости разных факторов имеются, по мнению Спенсера, оп­ределенные тенденции.

1. Прежде всего, в ходе эволюции изменяется роль внешних факторов. Если на ранних стадиях сама возможность существова­ния общества зависит от условий природной среды, то на высоких стадиях развития общество, располагающее необходимыми знани­ями и техническими средствами для преобразования природной среды, приобретает относительную независимость от нее.

2.Если на ранних стадиях, в условиях суровой зависимости от среды, общества вынуждены бороться за существование, дабы обеспечить себя необходимыми для жизни ресурсами, то на высоких уровнях развития вместе с ослаблением зависимости от среды уменьшается и значимость фактора борьбы за существование.

3. Чем выше уровень общественного развития, тем большее значение приобретают вторичные (производные) факторы, кото­рые существенно изменяют действие всех первичных факторов. Особенно возрастает роль «добавочной среды» надорганических продуктов, которая «становится под конец даже более важна, чем первоначальная».

При наличии общей эволюционной тенденции к прогрессу, в случае каждого конкретного общества она не действует автома­тически; и на каждой ступени развития, как отмечал Спенсер, в равной степени возможны регресс и застой. В частности, даже на самых высоких ступенях развития внезапные изменения (например, стихийное бедствие) могут вызвать резкие изменения в соотноше­нии факторов, резко повысив роль факторов низшего порядка.

Как уже говорилось, предметом особого интереса для соци­ологии, по мнению Спенсера, служат рост, развитие, строение и функции общественных агрегатов. Рост общества является одним из важнейших факторов развития общественных явлений и по сути дела главным источником изменения во всех остальных факторах, относимых Спенсером к категории вторичных.

Развитие общественных агрегатов (или социетальных макро­систем, как их сегодня можно было бы назвать) в целом подчиня­ется определенным закономерностям, которые Спенсер попытался выделить в своей работе

«Основания социологии». Эти структур­ные закономерности (или «принципы развития, общие для всех обществ») таковы.

1. Обществам свойственна внутренняя тенденция к росту. На протяжении человеческой истории происходит постепенное ук­рупнение общественных агрегатов, в ходе которого из небольших по размеру кочевых орд складываются современные крупные об­щества.

(а) Рост общества совершается посредством двух процес­сов: «простого умножения единиц» и «слияния уже сложившихся групп». Новые (более крупные) группы служат базой для дальней­ших слияний.

(б) Параллельно росту общества происходит его прогрессив­ное «уплотнение»: увеличение плотности населения и возрастание плотности контактов между членами общества.

2. Рост общества сопровождается возрастанием сложности строения, или прогрессивной структурной дифференциацией частей. Чем крупнее общество, тем более оно структурно дифференциро­ванно. «Восходя от самых мелких групп к сложным, от сложных групп к группам двойной сложности, мы замечаем постоянно воз­растание несходств между частями группы. Общественная масса очень маленьких размеров отличается однородностью своего со­става; но с каждым увеличением ее размера увеличивается обык­новенно и ее разнородность; для достижения же значительного объема требуется приобретение значительной разнородности». В случае слияния обществ на сохраняющиеся старые структурные подразделения наслаиваются новые. Общая логика дифференциа­ции такова: «Прежде всего, появляются широкие и простые отли­чия между частями; затем в каждой из этих грубо обозначенных частей наступают изменения, разделяющие ее несходные между собой отделы; после того в этих несходных между собой подотделах возникают новые несходства, и так далее».

3. Дифференциация структуры сопровождается дифференци­ацией и специализацией функций. Дифференциация функций иногда выражается в их территориаль­ном распределении. В качестве примера Спенсер приводит разде­ление труда и локализацию отраслей промышленности в разных округах и городах.

4. Общее возрастание организации, выражающееся в структур­ной и функциональной дифференциации общества, вызывает постепенное изменение в преобладающей форме интеграции: на смену ме­ханическому соединению частей приходит все более возрастающая их взаимозависимость. По мере развития общественный агрегат все более приобретает сходство с организмом. Сложные общества, интегрированные на основе взаимозависимости частей, обладают большей «жизнеспособностью», но вместе с тем и гораздо более уязвимы перед лицом разрушительных факторов.

5. Общественное развитие имеет кумулятивный характер: из­менения в обществе и различных его частях протекают не неза­висимо друг от друга; структурные преобразования в различных подсистемах и институтах общества обладают определенным изо­морфизмом, так что каждое новое развитие не проходит через все предварительные стадии, а отталкивается от той общей ступени развития, которая на данный момент достигнута.

Указанным структурным закономерностям, а также обще­системному принципу самосохранения подчиняется, по мнению Спенсера, не только социетальная макросистема, но и отдельные ее подсистемы и институты.В качестве примера можно привести спенсеровскую интерпретацию развития систем идей и верований: «...нет никакого сомнения, что верования, составляющие систему суеверий, развиваются по тому же способу, как и все остальное. При помощи процесса непрерывной интеграции и дифференциации они слагаются в агрегат, который, возрастая в объеме, переходит в то же время от неопределенной, бессвязной од­нородности к определенной, связной разнородности. Впрочем, это со­ответствие совершенно неизбежно. Тот закон, который управляет развитием человеческого существа, а следовательно, и развитием человеческой мысли, должен необходимо управлять всеми про­дуктами этой мысли. Выражаясь в структурах и, как следствие, в функциях этих структур, этот закон не может не выразиться и в конкретных проявлениях таких функций. Подобно тому, как язык, рассматриваемый как объективный продукт, несет на себе отпечаток этого субъективного процесса, так же несет на себе этот отпечаток и система идей, относящихся к природе вещей, — систе­ма, точно так же составляющая постепенно сложившийся продукт деятельности человеческого духа»

 

 













Заключение

Спенсер сделал значительный шаг вперед, по сравнению с Контом, в реализации позитивистского требования соотносить теоретические обобщения с эмпирическими фактами. Его идеи оказали громадное влияние на социологию и общественно-политическую мысль 1880—-90-х годов, хотя влияние это было и противоречивым. Буржуазно-ра­дикальных мыслителей привлекала уверенность Спенсера в не­одолимости социальной эволюции, признание закономерностей всего существующего, строгость и научность выводов. Нельзя не учитывать, что в это время в философии и социальных науках процветал откровенный идеализм, было сильно влияние клерика­лизма, а в историографии господствовал подход, сводящий ис­торические процессы к отдельным событиям и деятельности великих людей. Поэтому его идеи имели прогрессивное значение.

Он воспринимает факт уже не как интуитивно наблюдаемую реальность любого масштаба, а как конкретное явление или событие, фиксированное в письменном тексте, которое можно подвергнуть необходимой качественной обработке и полуформализованной систематизации. При этом необходимо большое количество однородных фактов, хотя не уточняется, какое именно, чтобы получить надежные индуктивные обобщения, которые, в свою очередь, проверяются путем их соотнесения с более общими положениями, полученными с помощью дедукции. Тем самым, проверяются и эти дедуктивные положения.

 Такой методологический подход, реализованный в цикле фундаментальных трудов, сопровождаемых тысячами фактов, был убедительным для многих читателей трудов Спенсера. Он имел поклонников и последователей не только в Англии, но и в других странах Европы. В России они переводились очень.

 

Список литературы

1) Бачинин В.А. История западной социологии: Учебник. - СПб.: Лань, 2002 -  с. 96-120

2) Кравченко А.И. История зарубежной социологии: Учебное пособие для вузов: - М.: Культура; Академический проект, 2005 - с. 55-61

3) Лапин Н.И.Эмпирическая социология в Западной Европе: Учебное пособие: - М.: Альфа, 2000 - с. 226-229

4) Американские школы эмпирической социологии. -М.,2002:- http://library.sociology.kharkov.ua/books/empir_soc1/index.html

5) Култыгин В.П. Классическая социология: Учебное пособие для вузов: - СПб.: Эксмо,2002 - с. 340-346

6) Даниленко О.А. Спенсер Г.: Основная методология и практики социологии XIX в.//Социс.-1997-№12.-с.8-22

7) Бачинин В.А. История западной социологии. Учебное пособие для вузов: -М.:Константа,1996.-С 31-42

8) Александров Г.Ф. История социологии как науки.: -М.:Аспект Пресс,1999 – с.166-169

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: