Эволюция
На протяжении тысячелетий людям казалось очевидным, что живая природа была создана такой, какой мы её знаем сейчас, и всегда оставалась неизменной.
Но уже в глубокой древности высказывались догадки о постепенном изменении, развитии (эволюции) живой природы. Одним из предтеч эволюционных идей можно назвать древнегреческого философа Гераклита (VI—V вв. до н.э.), который сформулировал положение о постоянно происходящих в природе изменениях («всё течёт, всё изменяется»).
Другой древнегреческий мыслитель — Эмпедокл — в V в. до н.э. выдвинул, вероятно, одну из древнейших теорий эволюции. Он считал, что вначале на свет появились разрозненные части различных организмов (головы, туловища, ноги). Они соединялись между собой в самых невероятных сочетаниях. Так появились, в частности, кентавры (мифические полулюди-полукони). Позднее будто бы все нежизнеспособные комбинации погибли.
Великий древнегреческий ученый Аристотель выстроил все известные ему организмы в ряд по мере их усложнения. В XVIII в. эту идею развил швейцарский натуралист Шарль Бонне, создав учение о «лестнице природы». На первой ступени «лестницы» находились «тонкие материи» — огонь, воздух, вода, земля; на следующих — растения и животные по степени сложности их строения, на одной из верхних ступеней — человек, а ещё выше — небесное воинство и Бог. Правда, о возможности перехода «со ступени на ступень» речи, конечно, не шло, и к эволюции эта система имеет ещё весьма отдалённое отношение.
|
|
Первую последовательную теорию эволюции живых организмов разработал французский учёный Жан Батист Ламарк в книге «Философия зоологии», вышедшей в 1809 г. (см.ст. «Жан Батист Ламарк»). Ламарк предположил, что в течение жизни каждая особь изменяется, приспосабливается к окружающей среде. Приобретённые ею на протяжении всей жизни новые признаки передаются потомству. Так из поколения в поколение накапливаются изменения. Но рассуждения Ламарка содержали ошибку, которая заключалась в простом факте: приобретённые признаки не наследуются. В конце XIX в. немецкий биолог Август Вейсман поставил известный эксперимент — на протяжении 22 поколений отрезал хвосты подопытным мышам. И всё равно новорождённые мышата имели хвосты ничуть не короче, чем их предки.
Английский учёный Чарлз Дарвин (о его жизни и созданной им теории эволюции рассказано также в статье «Чарлз Дарвин») в отличие от Ламарка обратил внимание на то, что хотя любое живое существо изменяется в течение жизни, но и рождаются особи одного вида неодинаковыми. Дарвин писал, что опытный фермер различает каждую из овец даже в большом по численности стаде. Например, шерсть их может быть светлее или темнее, гуще или реже и т.п. В обычных условиях среды такие различия несущественны. Но при перемене условий жизни эти мелкие наследственные изменения могут давать преимущества их обладателям. Среди множества бесполезных и вредных изменений могут встречаться и полезные.
|
|
Рассуждая, таким образом, Дарвин пришёл к идее естественного отбора. Особи с полезными отличиями лучше выживают и размножаются, передают свои признаки потомству. Поэтому в следующем поколении процент таких особей станет больше, через поколение — ещё больше и т.д. Таков механизм эволюции. Дарвин писал: «Можно сказать, что естественный отбор ежедневно и ежечасно расследует по всему свету мельчайшие изменения, отбрасывая дурные, сохраняя и слагав хорошие, работая неслышно и невидимо…»
Теория развития животного мира Чарльза Дарвина
Английский учёный Чарлз Дарвин сумел создать теорию развития живого мира, ставшую основой биологической науки XX столетия.
Родился Чарлз Дарвин 12 февраля 1809 г. в английском городе Шрусбери в семье врача. В своей «Автобиографии» Дарвин вспоминал: «Уже ко времени посещения школы мой вкус к естественной истории и, в особенности к собиранию коллекций ясно выразился. Я старался разобраться в названиях растений и собирал всякую всячину: раковины, печати, монеты и минералы».
Но о карьере натуралиста он долгое время не помышлял. Обучаясь в университетах Эдинбурга и Кембриджа, сначала он готовился стать медиком, а затем, изменив свои намерения, — священником. «Когда подумаешь, как свирепо нападали на меня позднее сторонники церкви, просто смешно вспомнить, что я сам когда-то имел намерение сделаться пастором», — писал Дарвин.
Случай определил весь ход его дальнейшей жизни. Осенью 1831 г. Ему предложили совершить кругосветное путешествие на военном корабле «Бигль» («Ищейка») в качестве натуралиста. Путешествие длилось целых пять лет. «Роскошные картины тропической растительности и теперь стоят перед моими глазами. Величественные пустыни Патогонии, увенчанные лесами горы Огненной Земли произвели на меня неизгладимое впечатление. Зрелище такого дикаря в его родной стране – событие, которого не забудешь во всю свою жизнь», - рассказывал он.
«Дневник путешествия на корабле "Бигль"», опубликованный Дарвином в 1839 г., читается как увлекательный роман. Вот как Дарвин, к» примеру, красочно описывает жизнь дикарей, которых он наблюдал на Огненной Земле: «Ночью пять-шесть человеческих существ, голых и едва защищенных от ветра и дождя в этом бурном климате, спят на мокрой земле, свернувшись наподобие зверей! В часы отлива, зимой и летом, днём и ночью они должны идти к скалам собирать себе моллюсков на пропитание. Если удаётся убить тюленя или найти плывущий, разложившийся труп кита, то это уже праздник, и к такой ужасной пище присоединяется немного безвкусных ягод и грибов».
Во время путешествия Дарвин столкнулся со многими фактами, которые заставили его подвергнуть сомнению господствовавшую тогда идею вечности и неизменности видов.
На борт корабля Дарвин ступил, нисколько не сомневаясь в вечности и неизменности видов. Сходя на берег при возвращении на родину, он уже был глубоко убеждён в том, что виды могут изменяться, порождать другие виды.
Дарвин вернулся из путешествия на «Бигле» убеждённым сторонником изменчивости видов. Но как объяснить изумительную приспособленность организмов к их образу жизни? Дарвина не устраивал механизм изменчивости, предложенный Ламарком (см.ст. «Жан Батист Ламарк»). И, не видя такого механизма, он считал почти бесполезным «нагромождать косвенные свидетельства в пользу изменчивости видов».
|
|
Й вот в 1838 г. он «ради развлечения» прочёл труд экономиста Томаса Мальтуса «О народонаселении». Согласно Мальтусу, человек (как и всё живое — растения и животные) по своей природе склонен к безграничному размножению. Рост средств к существованию не может за ним поспеть. Естественные следствия этого — нищета, голод, 0олезни.
Дарвин был сразу поражён мыслью о том, что такой закон должен действовать для всех живых существ. Он приводил такой пример: даже пара слонов, которые размножаются медленнее остальных животных, за 750 лет могла бы дать потомство в 19 млн. особей. Выживают, конечно, не все потомки, а только самые приспособленные. При этих условиях полезные изменения будут закрепляться, а вредные — уничтожаться. Позднее Дарвин писал даже, что его теория — «это учение Мальтуса, распространённое на оба царства — животных и растений».
Лишь в 1842 г. он написал свой первый очерк об эволюции. За два года он разросся с 35 до 230 страниц. А в общей сложности Дарвин писал главный труд своей жизни более 20 лет.
Предшественник Дарвина Ламарк считал, что организмы изменяются не случайно, а в определённом направлении. По Ламарку, например, если климат становится холоднее, у всех зверей начинает отрастать более длинная шерсть, которая передаётся потомству. Дарвин, напротив, считал, что важнее всего — случайные, неопределённые изменения. Среди зверей могут быть особи с густой и с редкой шерстью. Но при похолодании климата выживут и дадут потомство лишь особи с густой шерстью. Так действует естественный отбор.
Дарвин задумал трёх-четырёхтомный труд о происхождении видов и начал работать над ним. Но эти планы были нарушены самым неожиданным образом.
В начале лета 1858 г. молодой натуралист*- Альфред Уоллес прислал Дарвину на рецензию очерк. В нём (поразительное совпадение!) вкратце излагалась та же теория, что и в будущей книге Дарвина. Уоллес написал свой очерк за три дня!
Друзья Дарвина настаивали, чтобы очерк Уоллеса и краткое извлечение из рукописи Дарвина были опубликованы одновременно. Дарвин рассказывал: «Сначала я не соглашался, думая, что Уоллес сочтёт мой поступок не имеющим оправданий. Я скорее согласился бы сжечь всю свою книгу, чем дать ему или кому-нибудь другому повод думать, будто я низко поступил. В то время я ещё не знал, какой это благородный, великодушный человек». Уоллес полностью отказывался от приоритета в пользу Дарвина. Позднее он написал книгу под названием «Дарвинизм», откуда и пошло это слово.)
|
|
Очерк Уоллеса и выдержки из работы Дарвина были напечатаны одновременно и... не произвели никакого впечатления. Единственный печатный отзыв, написанный одним профессором, снисходительно гласил: «Всё новое в этих работах неверно, а всё верное — не ново».
«Всё это только доказывает, что всякая новая мысль должна быть подробно разъяснена, чтобы привлечь всеобщее внимание», — так писал по этому поводу Дарвин.
Год спустя был издан главный труд всей жизни Дарвина. Назван он был по традиции той эпохи многословно: «Происхождение видов путем естественного отбора или выживание благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». Впервые же день, 24 ноября 1859 г., разошелся весь тираж книги – 1250 экземпляров, что по тем временам для научного труда было неслыханно.
В «Происхождении видов» Дарвин не стал подробно останавливаться на происхождении человека. В 1871 г. он выпустил отдельную работу «Происхождение человека и половой отбор», где рассмотрел этот вопрос.
Выдвинутая в учении Дарвина идея о происхождении, человека от животных всегда встречала наибольшие возражения. Один из друзей учёного после выхода книги адресовал ему письмо, подписанное так: «Ваш старый друг, а ныне потомок обезьяны».
Сам Дарвин писал об этом: «С сожалением думаю я, что главный вывод этого сочинения о том, что человек происходит от менее совершенной органической формы, придётся многим не по вкусу. Но ведь невозможно отрицать, что мы произошли от дикарей». Дарвин вновь вспоминает свою встречу с дикарями Огненной Земли и продолжает: «Первая мысль, пришедшая мне в голову, была — таковы были наши предки.
...Что касается меня, то я также готов вести свою родословную от той героической маленькой обезьянки, которая бросилась на самого страшного своего врага, чтобы спасти жизнь своему сторожу; или от той старой обезьяны, которая спустилась с гор и с торжеством унесла своего маленького товарища, отбив его у целой своры озадаченных собак, — как и от этого дикаря».
В 1872 г. вышла книга «Выражение эмоций у человека и животных», выросшая из одной главы труда «Происхождение человека и половой отбор». В первый же день разошлось 5 тыс. экземпляров книги. Любопытно, что заметки для этой работы Дарвин начал делать ещё в 1839 г., наблюдая за выражением эмоций у родившегося тогда его первого ребёнка.
Скончался Чарлз Дарвин в возрасте 73 лет, 19 апреля 1882 г. Перед смертью он произнёс: «Я ничуть не боюсь умереть». Он был похоронен в Вестминстерском аббатстве, рядом с могилой Исаака Ньютона.
Судьба его учения заслуживает отдельного рассказа (см.ст. «Эволюция»). Непримиримыми противниками дарвинизма всегда оставались многие религиозные деятели. Но сам автор «Происхождения видов» не находил коренного противоречия между своими научными взглядами и религиозными воззрениями. Вот как он заканчивает этот основной труд своей жизни:
«Любопытно стоять на густо заросшем берегу, покрытом многочисленными, разнообразными растениями, с птицами, поющими в кустах, с порхающими вокруг насекомыми, с червями, ползающими в сырой земле, и думать, что все эти прекрасно построенные формы были созданы благодаря законам, действующим и теперь вокруг нас. Из свирепствующей среди природы войны, из голода и смерти непосредственно вытекает самый высокий результат, который ум в состоянии себе представить, — образование высших форм животной жизни. Есть величие в этом воззрении, по которому жизнь, с её различными проявлениями, Творец первоначально вдохнул в одну или ограниченное число форм. И из такого простого начала возникли несметные формы, изумительно совершенные и прекрасные».
Человек и обезьяны
Земля — родина человека. Неисчислимыми нитями родства связан он с природой Земли, с животными и растениями. Человеческое тело состоит из тех же веществ и элементов, что и наша планета. Человека породил животный мир, в котором и до сего времени есть много близкородственных человеку видов. Прежде всего, это обезьяны. Одни из них меньше похожи на человека, например американские — игрунки и капуцины, у других, обезьян Африки и Азии — мартышек, макак, больше сходства с человеком.
Но, оказывается, можно установить и еще более тесное родство человека с такими высокоразвитыми обезьянами, как шимпанзе. По очень многим анатомо-физиологическим особенностям шимпанзе больше напоминает человека, чем, скажем, мартышки, павианы или макаки. И не случайно эту обезьяну называют человекообразной или антропоидом. Рост шимпанзе — 1,4—1,5 м, вес — 50—60 кг. У него нет хвоста. Строение головного мозга тоже приближает шимпанзе к человеку.
Близкородственны человеку и гориллы. Они, как и шимпанзе, обитают в тропических лесах Африки. Гориллы — это великаны среди обезьян: рост самца достигает 1,8—2 м, вес — 100—200 кг и более.
К человекообразным обезьянам также относят обитателей лесов Азии — орангутанов и гиббонов. Но если шимпанзе и особенно гориллы проводят много времени на земле, то азиатские антропоиды живут почти исключительно на деревьях.
Орангутаны—крупные, тяжелые обезьяны: самцы весят 100—200 кг, но рост их редко превышает 1,4—1,5 м. Из-за большого веса они лазят по веткам очень осторожно, неторопливо. Самки меньше ростом (1,1—1,2 м) и легче раза в 1,5—2.
Гиббоны, наоборот, редко бывают тяжелее 10— 15 кг; обычно они не выше 1 м и весят 5—10 кг. Это необыкновенно ловкие акробаты: они легко перелетают с дерева на дерево, преодолевая расстояние до 14 м. По внешнему виду гиббоны напоминают маленьких волосатых человечков. В одной индийской легенде рассказывается, будто люди произошли именно от гиббонов, которые научились возделывать землю, стали лучше питаться, а потом потеряли шерсть, сделались выше и тяжелее. Конечно, это всего лишь наивный миф, но он свидетельствует о том, что люди давно подметили особое сходство между обезьянами и человеком.
Когда в 1859 г. появилась эволюционная теория Ч. Дарвина, уже накопилось много научно достоверных сведений о строении человекообразных и других обезьян. В 1863 г. вышла книга друга Ч. Дарвина — английского ученого Т. Гексли «О положении человека в ряду органических существ». Автор доказал, что к человеку несравненно ближе шимпанзе, чем мартышка, макака или павиан. Еще спустя пять лет была напечатана монография немецкого биолога Э. Геккеля «Естественная история миротворения». В ней утверждалось происхождение человека из животного мира, от ископаемой обезьяны.
Таким образом, в то время развивалась идея о родстве человека с животными, мысль о его естественном, а не чудесном происхождении. Дарвин уже тогда подготовил рукопись позднее напечатанной книги, в которой рассматривал проблему происхождения человека в свете созданной им теории естественного отбора. Он объяснял, какие животные были предками первых людей на Земле, под влиянием каких причин они начали превращаться в человека, как шло их развитие дальше.
Дарвин писал, что человек, со всеми своими благородными качествами, включая гуманность, с высокими способностями, в особенности разумом, носит в своем физическом строении неизгладимую печать происхождения из животного мира.
Действительно, у каждого человека во внешнем облике и во внутреннем строении есть много таких органов и особенностей, наличие которых можно объяснить не иначе, как унаследованием от животных предков, включая обезьян.
Разве на голове и теле человека нет волос, как у млекопитающих? Пусть их мало на теле, но на голове до 100 и даже 150 тыс. Можно указать здесь и на особое сходство человека с обезьянами: у человека, как и у обезьян, волосы на руке от плеча и от кисти направлены к локтю.
Кожные узоры на ладонях и подошвах человека поразительно похожи на обезьяньи. А если взглянуть на ногти, то и здесь удивительное сходство. Кстати, человек и все названные животные с ногтями объединяются зоологами в одну группу млекопитающих, а именно в отряд приматов {от латинского «примас»—первенствующий).
У человека с крупными антропоидами — гориллой, шимпанзе и орангутаном наблюдается много общего и в процессе их жизненного цикла. После 8—9 месяцев внутриутробного развития у антропоидов рождается детеныш весом, как правило, около 2 кг. До 5—6 месяцев детеныш беспомощен и еще долго питается молоком матери. У него, как и у ребенка, появляется 20 молочных зубов, которые к 12—15 годам заменяются 32 постоянными. Половое созревание у антропоидов наступает в возрасте 8— 12 лет, а у самцов горилл даже позже. Крупные антропоиды живут на воле до 40—50 лет.
Из сказанного видно, как много общего в анатомии и физиологии человека и антропоидов. Но это еще не все. Несколько десятков лет назад французский ученый Ж. Труазье провел 35 удачных опытов переливания крови от человека шимпанзе. Теперь известно свыше 150 экспериментов, которые подтвердили, что у человекообразных обезьян те же, присущие и человеку четыре группы крови. У людей и антропоидов есть 18 общих видов наружных и внутренних паразитов, которые у других млекопитающих не встречаются. Это свидетельствует о тонком биохимическом родстве человека с обезьянами.
Нельзя не упомянуть и еще об одной группе доказательств естественного, а не сверхъестественного, не божественного происхождения человека. Речь идет о рудиментарных, т. е. недоразвитых (остаточных), органах; их в теле человека несколько десятков. Таков, например, червеобразный отросток слепой кишки (аппендикс). У антропоидов он 20— 25 см длиной, а у человека около 7 см или меньше. Рудиментарный характер носят и мышцы ушной раковины человека, так как люди утратили столь развитую у многих животных способность двигать ушами.
Но по форме и размерам ушной раковины человек, вероятно, очень мало отличается от своих ближайших предков.
Наконец, необходимо сказать и о случаях возврата к предкам, или атавизма (от латинского «ата-вус» — отдаленный предок), в форме и строении, различных органов. Едва ли не самый яркий пример такого возврата к предкам — рождение ребенка с хвостом. Хотя подобные случаи довольно редки, но они заставляют задумываться, почему это происходит. Для ученых совершенно ясно, что более отдаленные предки человека имели хвост, но в процессе эволюции он постепенно редуцировался (редукция — уменьшение размеров, упрощение строения или полное исчезновение органов) и снаружи исчез.
Таким образом, учение Дарвина о ближайшем родстве человека с антропоидами полностью подтверждается современной наукой.
Свыше десяти миллионов лет назад на материках Азии, Европы и Африки жило много разных человекообразных и низших обезьян. Они населяли тропические и субтропические леса, которые покрывали тогда огромные равнинные области и изобиловали различными плодами.
Среди обезьян были и крупные человекообразные, например дриопитеки (от греческих слов «дрис» — дерево и «питекос» — обезьяна). Дарвин считал дриопитеков важным звеном длиннейшей человеческой родословной. При передвижении по деревьям эти обезьяны цеплялись за ветви, подвешиваясь к ним руками, туловище при этом находилось в отвесном положении, а ноги были поджаты. Но, вероятно, по более толстым ветвям дриопитеки могли ходить и даже бегать на двух ногах. Это была первоначальная форма хождения.
Способность к передвижению на двух ногах, или к прямохождению, очень пригодилась предкам человека, когда на Земле стал сильно меняться климат.
Около 15 млн. лет назад, в миоценовую эпоху третичного периода новой, или кайнозойской, эры (см. т. 1 ДЭ), на Земле стало гораздо суше, массивы джунглей постепенно исчезали. Все это было связано с большими преобразованиями поверхности материков и изменениями ландшафтов. В то время возникали огромные горные цепи, менялись направления несущих влагу или засуху воздушных течений, редели леса. В итоге многие виды обезьян и полуобезьян вымирали, иные уходили в более южные области, а некоторые стали жить на открытой местности.
Вот эти-то громадные перемены и заставили предков человека осваивать наземный образ жизни. Условия жизни на открытой местности оказались менее благоприятны, чем в лесах. Пищи было меньше, да и добывать ее стало гораздо сложнее. К тому же на открытой местности несравненно труднее было прятаться от хищных зверей.
Из наземных низших обезьян обратим внимание на павианов. Размеры и вес их тела увеличивались. У них выросли и сильно заострились клыки. Ногти обрели некоторое сходство с когтями из-за постоянного передвижения по твердой почве, от необходимости переворачивать камни в поисках насекомых. Павианы приобрели черты полу хищников.
По-другому шло развитие дриопитеков. В борьбе за существование они начали пользоваться предметами, пригодными для добывания пищи и защиты от хищников. Это был путь к очеловечению.
Многие ученые исследовали поведение шимпанзе. В условиях эксперимента шимпанзе обнаружили способность выбирать палки определенного сечения, чтобы открывать, как ключом, ящики и брать спрятанные в них плоды. Эти же обезьяны доставали высоко подвешенные плоды, предварительно соорудив для этого подставку из ящиков.
Великий русский физиолог И. П. Павлов выделял обезьян среди других животных. Благодаря четырем хватательным конечностям у обезьян складываются более разнообразные взаимоотношения с окружающей средой. Это, в свою очередь, развивает мышечное чувство, осязание, зрение; обезьяны видят предметы в объеме и цвете.
Важные опыты с шимпанзе проведены советским зоопсихологом Н. Н. Ладыгиной-Коте. На виду у животного в трубку закладывалась конфета, которую нельзя было вытащить пальцами. Но когда шимпанзе дали доску, он зубами отделил от нее щепочку и ею вытолкнул конфету из трубки.
Не менее интересны наблюдения над шимпанзе в условиях тропического леса. Американская исследовательница Дж. Гудолл не раз видела в Восточной Африке, как шимпанзе вырывал из земли тростинку и всовывал ее в гнездо термитов: когда встревоженные насекомые наползали на тростинку, шимпанзе слизывал их и поедал.
Наблюдения говорят о том, что некоторые современные обезьяны в определенных природных условиях для добывания пищи, для защиты употребляют камни и палки. Предрасположение к этому, несомненно, есть у орангутанов, горилл и многих других обезьян.
В лесу, на деревьях, орудия обезьянам практически почти совсем не нужны и используются очень редко. Но когда обезьяна встречается с трудностями в неволе, она иногда делает попытку преодолеть их с помощью тех или иных предметов как орудий. Можно предположить, что-то же самое происходило с предками человека в условиях открытой местности, бедной источниками пищи, но кишащей опасными животными.
Употребление таких «орудий» сделалось у наших двуногих предков систематическим, привычным занятием и хорошо помогало им в борьбе за жизнь. Некоторые обезьяны даже начали подправлять уже не просто руками, а и другими предметами форму употребляемых камней или палок: вероятно, сперва случайно, инстинктивно, а потом и преднамеренно, чтобы удобнее было ими пользоваться.
Другими словами, появились первоначальные трудовые действия: в руках двуногих обезьяноподобных существ оказывались уже настоящие, специально сделанные орудия, хотя еще и очень простые.
Среди более развитых обезьян, вроде южноафриканских или восточноафриканских австралопитек ков (от латинского «Австралии»— южный и греческого «питекос» — обезьяна), и была, очевидно, та порода человекообразных, о которой говорил, и что она «далеко превосходила все прочие смышленностью и приспособляемостью».
По костям австралопитеков можно судить о том, что эти обезьяны имели рост 1,2—1,4 м, если не больше, и, вероятно, весили 30—50 кг. Объем мозговой коробки в среднем был равен 500 см3, у некоторых достигал 600—650 см3, а то и больше. В этом они приближались к древнейшим людям.
Особый интерес ученых вызвали недавние находки ископаемых двуногих обезьян в Восточной Африке. Их черепа и кости в 1959 и 1961 гг. нашел и описал известный английский антрополог и палеонтолог Луис Лики. Этим обезьянам он приписывает следы очень грубой обивки на камнях, обнаруженных им неподалеку от найденных костей и черепов. Многие специалисты не считают эти камни типичными искусственными орудиями. И все-таки африканские находки, включая открытие в 1961 г. французским антропологом И. Коппенсом костей чадан-тропа близ озера Чад в Африке, свидетельствуют о возникновении человека из обширной семьи австралопитеков, как своеобразных «моделей» наших отдаленных предков. Подобные костные остатки находили и в Южной Азии, которую часть ученых тоже считают прародиной человечества.
Упомянем также об одной из самых последних находок. В 1972 г. близ озера Рудольф в Кении были найдены кости черепа древнего человекоподобного существа вместе с очень примитивными орудиями из речной гальки. Это интересное открытие сделал Ричард Лики — английский антрополог, сын Луиса Лики. Реконструкция черепа позволила Р. Лики предположить, что объем мозговой коробки этого существа, был около 800 см3, т. е. заметно больше, чем других найденных черепов австралопитеков. Африканские находки вызвали в кругах ученых оживленную дискуссию о том, каких ископаемых двуногих наземных обезьяноподобных существ четвертичного (или даже третичного) периода в истории Земли следует считать первыми людьми (гоминидами). Здесь надо, прежде всего, ориентироваться на признаки в строении головного мозга, свидетельствующие о влиянии на него функции трудовой деятельности, а именно на лобную и височную доли мозговых полушарий. У австралопитеков поверхность черепа гладкая, как и у всех человекообразных обезьян. У питекантропов же, или древнейших людей, судя по гипсовым слепкам полости их черепа, видны разрастания лобной и височной долей. Следовательно, австралопитеки были пред людьми, а их «орудия» еще не обладали достаточным постоянством формы типа человеческих.
Можно прямо сказать, что творцами типичных искусственных орудий были уже не обезьяны, а первые люди. Ведь труд начинается с изготовления орудия. А так как люди жили в первобытных сообществах, то и сам труд носил совместный, общественный характер. Трудовые навыки начали передаваться из поколения в поколение. Обезьяноподобные существа лишь одного вида, вида древнейших людей, стали регулярно изготовлять орудия, правильно их использовать при добывании пищи и в обороне от врагов. Из их числа снова упомянем здесь питекантропа (от греческого "питекос" — обезьяна и «антропос» — человек). Его черепная крышка и бедренная кость были найдены голландским антропологом Э. Дюбуа на острове Ява в 1891 и 1892 гг. Позже были обнаружены костные остатки и других питекантропов (одна из последних находок относится к 1969 г.).
В ходе эволюции нового, более высокоорганизованного вида людей развитие головного мозга и высшей нервной деятельности сочеталось с усложнением поведения; все это помогало ему выжить в суровых природных условиях. Некоторые другие высокоразвитые двуногие обезьяны того времени также были своего рода кандидатами на очеловечение, но они оказались неудачными попытками природы и постепенно вымерли.