Формирование человека

Возникновение на Земле людей с их систематичес­ким трудом обозначило перелом в эволюции живот­ного мира. Появилось совершенно новое существо. Пусть самые первые люди, или обезьянолюди, внеш­не еще почти не отличались от своих ближайших предков — высших обезьян, однако трудовая функ­ция и вся их трудовая деятельность уже поставили грань между человеком и животным миром.

Древнейшие люди, или иначе архантропы (от гре­ческого «архайос» — древний, «антропос» — чело­век), жили первобытными стадами. Они сообща вы­делывали грубые каменные и, весьма вероятно, де­ревянные орудия, столь необходимые для добывания пищи и защиты от хищников. Во время работы древ­нейшие люди должны были как-то общаться друг с другом. При этом они могли пользоваться преиму­щественно звуками голоса, а также знаками, жес­тами.

На трудовой основе в первобытных сообществах постепенно формировался звуковой язык. Сначала несколько десятков исходных звуков видоизменя­лись и начинали по-разному сочетаться. Но тогда еще звуковой язык был, разумеется, самым прос­тым, примитивным. Лишь через сотни тысячелетий он смог превратиться в членораздельную речь. Труд и речь благоприятно влияли на развитие го­ловного мозга. Они были двумя главными причи­нами того, что животное превращалось в социаль­ное трудящееся существо — в человека.

Изготовление орудий и совместный труд посредст­вом орудий вели к развитию новых социальных от­ношений между членами первобытного стада. Начали выделяться более опытные в изготовлении ору­дий труда и оружия. Во время охоты это были преи­мущественно мужчины, то есть очень рано в истории человечества наметилось раз­деление трудовых обязанностей в зависимости от физиологических различий по полу и возрасту.

Как жили древнейшие люди? Для их первобытно­го стада очень важное значение имела охота на жи­вотных. Стадные объединения первобытных людей для добывания пищи уже напоминали что-то вроде охотничьей орды.

Около полувека назад ученым удалось обнару­жить в Китае, в 54 км к юго-западу от Пекина, очень интересную стоянку еще одного вида обезья­нолюдей — синантропов (от латинского «синикус» — китайский). В одной из пещер были найдены чере­па и кости этих древнейших людей, которые жили здесь несколько столетий подряд.

Судя по длине бедренных костей, рост мужчин достигал 1,63 м, женщин — 1,52 м. Их головной мозг был больше, чем у крупных обезьян, но мень­ше, чем у древних людей: его объем составлял 915— 1225 см3.

Здесь, в пещере, у синантропов находилась, по-видимому, «мастерская» примитивных каменных орудий, служивших им и оружием. При раскопках обнаружили и разные кости (черепа, челюсти) анти­лоп, оленей и других животных, на которых охо­тились синантропы. Питались эти древнейшие лю­ди и растениями. Ученые нашли здесь даже сохра­нившийся с тех пор целый орех. В разных местах пещеры был вскрыт слой золы вперемешку с куска­ми древесного угля и обожженными костями живот­ных. Все это свидетельствует о том, что синантропы уже знали огонь, поддерживали его; может быть, они умели его добывать.

Овладение огнем — огромное достижение древней­ших людей. Оно помогло древнейшим людям пре­одолеть многие трудности существования, особенно в период наступившей в дальнейшем суровой лед­никовой эпохи.

Огонь костра согревал группу синантропов, ко­торые ютились в сырой пещере на кишащих насеко­мыми грязных шкурах. Эти жалкие полулюди, ве­роятно еще не носившие никакой одежды, жарили на костре мясо убитых животных. Мясная пища богата важными питательными веществами, кото­рых не содержат растения: она укрепляла организм древнейших людей, способствовала и лучшей рабо­те их головного мозга. Можно полагать, что без мяс­ной пищи формировавшиеся древнейшие и древние люди вряд ли достигли бы высокого развития и при­няли вид своих потомков — людей современных, или разумных. Постоянная потребность в мясной пище требовала более высокой организации охот­ничьей орды, более разнообразных форм орудий по сравнению с простейшим ручным рубилом. Иными словами, все это способствовало прогрессивной эво­люции первобытных людей.

По мере развития труда и под его влиянием древ­нейшие люди, теряя некоторые обезьяньи особеннос­ти, начали приобретать специфически человеческие, хотя эти предки и были во многом очень похожи на крупных бесхвостых человекообразных обезьян. Их позвоночный столб еще не имел поясничного изги­ба, а на черепе сохранялся сильно развитый над­глазничный костный валик. Лоб их оставался пока­тым, череп наиболее широк был в нижней трети, как у обезьян.

К древним людям, или палеоантропам (от гре­ческого «палайос» — древний), относят неандерталь­цев. Головной мозг неандертальцев достиг уже в среднем такого же объема, как у современных лю­дей (около 1400 см3).

Какие же факторы эволюции так повлияли на раз­витие головного мозга формировавшихся людей?

Труд и речь были теми двумя главными стимула­ми, благодаря которым человеческий мозг, весьма похожий в своем основном строении на мозг обезья­ны, так резко стал превосходить его по величине и совершенству.

В формировании современного человека огром­ную роль играло развитие высшей нервной деятель­ности, в связи, с чем быстрее совершенствовалась центральная нервная система. Наряду с этим не­сколько уменьшилась мускулатура человека. Это видно из того, что скелет формировавшихся людей был более массивен, череп обладал толстыми стен­ками, надглазничным валиком и мощным челюст­ным отделом, а у их потомков — людей сформиро­вавшихся, или, как их называют, «готовых», — кос­ти скелета и черепа стали тонкими, с гораздо менее выраженным наружным рельефом.

Формировавшиеся древнейшие и древние люди освоили огонь, начали носить одежду и селиться в пещерах. Но самое главное — то, что эти люди жили первобытными сообществами, по преимуществу охотничьими ордами, с главенством наиболее опыт­ных и храбрых мужчин. Трудовые навыки люди передавали потомству. Делали это они с помощью звукового языка и показа приемов изготовления и употребления орудий и оружия. Короче говоря, лю­ди развивались как существа социальные и все дальше отходили от мира животных.

Люди современного типа строения получили ви­довое название «человек разумный». Большинство ученых считают, что этот вид произошел от более древнего вида — «человек неандертальский. Такое мнение было подтверждено новыми находками че­репов и скелетов. Например, в Ираке, на северо-вос­токе страны, в пещере Шанидар, с 1951 по 1960 г. американский исследователь Р. Солецкий обнару­жил семь скелетов древних людей. В строении че­репа этих людей видно еще много примитивных признаков. Но наряду с этим заметен, правда, слабовыраженный, подбородочный выступ. Надглазнич­ный валик развит не сильно. Следовательно, шакидарские древние люди принадлежали уже к пере­ходному типу, более близкому к «человеку разум­ному».

Путь очеловечения обезьяны был тяжелый и дли­тельный. Нашим предкам пришлось испытать нема­ло всевозможных лишений и много трудиться, что­бы победить в борьбе с хищниками, прокормиться и выжить, особенно в период ледниковой эпохи. В этих условиях сформировались современные люди, или неоантропы («новые люди»). Это было около 50 тыс. лет назад. Неоантропы (кроманьонцы и дру­гие группы) относятся уже к виду «человек разум­ный», к которому принадлежит и все современное человечество.

Возникновение групп людей вида «человек ра­зумный» ознаменовалось усилением их обществен­но-трудовой деятельности. Появилось много новых типов орудий и оружия, стала применяться загон­ная охота на крупных млекопитающих. А это, в свою очередь, вызвало резкий скачок в развитии умственной деятельности человека, его мышления, сознания и членораздельной речи.

Каждый человек с момента рождения испыты­вает на себе влияние других людей, общества. В индивидуальном развитии он вступает в новые и новые отношения с окружающим миром предметов и явлений. Его личность формируется в обществен­ном труде, и сам он вносит свою долю в общечелове­ческую культуру.

Люди рождаются уже с готовым набором природ­ных качеств, свойственных виду «человек разум­ный», поэтому воспринять культуру, накопленную человечеством, и внести в нее свой творческий вклад может каждый человек независимо от расы и расовых черт. Человечество, конечно, можно более или менее искусственно подразделить на три расы. Нередко их называют белой, черной и желтой, но антропо­логи предпочитают другие названия: европеоидная, негроидная и монголоидная. Есть много сравни­тельно небольших расовых групп промежуточного, переходного или смешанного характера, вследствие чего между большими расами нет резких границ. Например, почти невозможно к одной из больших рас целиком отнести эфиопов или дравидов, полине­зийцев или айнов. Смешение рас, или метисация, со­провождается появлением здорового потомства, уси­ливает единство человечества. Все это говорит о том, что расовые особенности имеют второстепенное значение.

Удивительное общее сходство и кровное родство между людьми всех рас объясняются их анатоми­ческой общностью, а эта общность, в свою очередь, — единством происхождения современных людей_ от неандертальского вида наших ближайших предков. Предшествовавшие же неандертальцу древнейшие люди также произошли от одного предкового вида обезьян.

В этом и состоит моногенизм, т. е. учение о про­исхождении человечества от одного предкового ви­да, как писал Ч. Дарвин. Оно опровергает ложную гипотезу полигенизма, с помощью которой еще не­давно некоторые реакционные ученые пытались до­казать, что человечество с его работами произошло от трех предковых видов, общих с гориллой, шимпан­зе и орангутаном.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: