Доля поставок продукции предприятий в структуре отечественного экспорта, под воздействием различных факторов, снижается. На сегодняшний день экспорт имеет крайне неблагоприятную структуру, идущую в разрез с общемировой структурой экспорта, и тем более со структурой экспорта промышленно развитых стран. В то же время, в осуществлении экспортных операций российскими предприятиями-производителями готовой продукции сегодня зачастую отсутствует системный подход, а экспортные сделки носят, в основном, разовый характер и основываются на временном спросе со стороны потребителей. Отсутствие специализированных экспортных служб и недостаточное внимание, оказываемое вопросам построения целостной стратегии экспорта, сказывается на потере огромных возможностей для роста компаний, связанных с участием в международных торговых отношениях.
Таким образом, очевидна необходимость качественного развития экспортной деятельности, по пути повышения в его структуре доли продукции высоких технологий, инновационной продукции.
Вышеуказанные заключения подчеркивал в своих выступлениях Президент РФ, и нашли свое отражение в ряде постановлений Правительства РФ.
Анализ экспортной деятельности регионов России за 2007 г. показал, что лишь в 12 субъектах РФ степень экспортной ориентированности выше среднего российского показателя.
В данные субъекты входят:
1. г. Москва,
2. Тюменская область,
3. г. Санкт-Петербург,
4. Республика Татарстан,
5.Красноярский край,
6.Свердловская область,
7.Ленинградская область,
8.Сахалинская область,
9.Челябинская область,
10.Кемеровская область,
11.Самарская область,
12.Республика Башкортостан.
На эту группу регионов приходится 79% общей стоимости экспорта России.
В силу диспропорций регионов страны по масштабам ресурсного и производственного потенциалов большинство субъектов РФ слабо интегрировано в мировую экономику, доля их экспорта незначительна.
Типологизация регионов России по степени экспортной ориентированности их экономик приведена в табл. 1.
Учитывая необходимость развития экспортной деятельности по пути повышения доли инновационной продукции, анализируя продукцию, производимую предприятиями Владимирской области на экспорт в настоящее время (7–8% от общего объема производства), а также то, что Владимирская область входит в группу регионов с низкой экспортной ориентированностью (табл. 1), необходима концепция совершенствования механизма развития экономического потенциала региона, на основе, которой инновационные продукты в будущем составят основу загрузки производственных мощностей (70–80% от общего объема производства), и, соответственно, откроются новые рынки сбыта (рис.3).
Таблица 1.Группы субъектов РФ по степени экспортной ориентированности
Рис. 3. Схема развития экспортной составляющей в общем объеме производства
Практическая часть