Объемы и номенклатуры экспорта продукции предприятий и организаций регионов России

 

Доля поставок продукции предприятий в структуре отечественного экспорта, под воздействием различных факторов, снижается. На сегодняшний день экспорт имеет крайне неблагоприятную структуру, идущую в разрез с общемировой структурой экспорта, и тем более со структурой экспорта промышленно развитых стран. В то же время, в осуществлении экспортных операций российскими предприятиями-производителями готовой продукции сегодня зачастую отсутствует системный подход, а экспортные сделки носят, в основном, разовый характер и основываются на временном спросе со стороны потребителей. Отсутствие специализированных экспортных служб и недостаточное внимание, оказываемое вопросам построения целостной стратегии экспорта, сказывается на потере огромных возможностей для роста компаний, связанных с участием в международных торговых отношениях.

Таким образом, очевидна необходимость качественного развития экспортной деятельности, по пути повышения в его структуре доли продукции высоких технологий, инновационной продукции.

Вышеуказанные заключения подчеркивал в своих выступлениях Президент РФ, и нашли свое отражение в ряде постановлений Правительства РФ.

Анализ экспортной деятельности регионов России за 2007 г. показал, что лишь в 12 субъектах РФ степень экспортной ориентированности выше среднего российского показателя.

В данные субъекты входят:

1. г. Москва,

2. Тюменская область,

3. г. Санкт-Петербург,

4. Республика Татарстан,

5.Красноярский край,

6.Свердловская область,

7.Ленинградская область,

8.Сахалинская область,

9.Челябинская область,

10.Кемеровская область,

11.Самарская область,

12.Республика Башкортостан.

На эту группу регионов приходится 79% общей стоимости экспорта России.

В силу диспропорций регионов страны по масштабам ресурсного и производственного потенциалов большинство субъектов РФ слабо интегрировано в мировую экономику, доля их экспорта незначительна.

Типологизация регионов России по степени экспортной ориентированности их экономик приведена в табл. 1.

Учитывая необходимость развития экспортной деятельности по пути повышения доли инновационной продукции, анализируя продукцию, производимую предприятиями Владимирской области на экспорт в настоящее время (7–8% от общего объема производства), а также то, что Владимирская область входит в группу регионов с низкой экспортной ориентированностью (табл. 1), необходима концепция совершенствования механизма развития экономического потенциала региона, на основе, которой инновационные продукты в будущем составят основу загрузки производственных мощностей (70–80% от общего объема производства), и, соответственно, откроются новые рынки сбыта (рис.3).

 



Таблица 1.Группы субъектов РФ по степени экспортной ориентированности

 

Рис. 3. Схема развития экспортной составляющей в общем объеме производства



Практическая часть


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: