Форма правления и государственного устройства

Политический строй Древнерусского государства можно охарактеризовать как смешанную форму правления, в которой участвуют два элемента: во-первых монархический в лице князя, а во-вторых демократический в виде веча.

Князья Рюриковичи владели волостями. Волости эти слагались в системы по отдельным землям вокруг главных городов. А в общей сумме земли-волости составляли древнюю Киевскую Русь. На волостях русских княжили представители Рюрикова рода. Княжение понималось как владении е по праву, Право на каняжение в данной волости приобреталось прежде всего наследованием по отцу. Князь-отец наделял сыновей волостями при жизни или в предсмертном «ряде».

Каждая волость, объединённая вокруг стольного города состояла из ряда городских (пригороды) и сельских (верви) общин. Со значительно развитым самоуправлением. Над ними стояла власть веча главного города. Главный город каждой волости становится представителем всего населения, а его вече – верховной властью. Все свободные жители могли участвовать на вече. Первоначально функции веча включали в себя всю полноту государственного правления: правообразование, суд, администрирование, – всё это было характерно для народных собраний с древнейших времён. Позднее за вечем остаются функции высшего управления: призвание и изгнание князей, контроль над управлением, высший суд, законодательство, международные отношения и т.д.

Текущее управление осталось делом вервей и городских общин, сотен и разраставшегося княжеского административного аппарата.

Вече не централизовало управления волости, не имея вне княжеской администрации и органов для какой–либо своей администрации.1) Призвание князя вечем сопровождалось утверждением между ними особого договора «ряда» в котором подробно регламентировалось взаимоотношение между князем и призвавшим его вечем.

Наряду с этой основной функцией веча стоит его власть над народным ополчением, Оно мобилизовывалось не иначе как по решению веча. Но в то же время для мобилизации народного войска необходимо было организующее влияние князя.

Утвердившись в Киеве, князья стали устанавливать в подвластной стране государственный порядок. Для обеспечения сбора налогов из числа дружинников или родственников князя назначались посадники, которые имели собственные дружины и контролировали обширные территории. Сбор дани производился двумя способами: 1) повозом, – при этом установленная дань привозилась на двор князя; и 2) полюдьем, – князь или его наместник сам собирал дань, объезжая территорию. В качестве дани обычно использовалась пушнина и исчислялась в белках, соболях, куницах. Есть также свидетельства об использовании в качестве дани монет иноземной чеканки – шелягов. Дань собиралась зимой, а весной с половодьем собранную дань отправляли на плотах и лодках по рекам. По Днепру и далее по Чёрному морю совместно с лодками купцов, киевские князья отправлялись в Константинополь (Царьград). Дань которую собирал киевский князь, как правитель, служила ему в то же время средством и для торговых оборотов; став государем, как конинг, он, как варяг, не переставал ещё быть вооружённым купцом1).

После гибели князя Игоря на древлянской земле, его супруга княгиня Ольга упорядочила сбор дани установлением её размеров – уставов и уроков, и административных центров, куда эта дань свозилась.

В непосредственном обладании киевского княжеского рода Киева являются только Киев, Переяславль и Новгород. Старое семейное право покоилось на нераздельности житья и владения.

Исследуя социальный состав древнего киевского общества, можно отметить три древнейших его слоя:

а) высший, называемый старцами «градскими»; это земская аристократия, к которой некоторые исследователи причисляют и огнищан.

б) Средний класс составляли люди (ед. ч.: людин), мужи, соединенные в общины, верви.

в) Холопы или челядь – рабы и притом безусловные, полные, обельные («облый» круглый) – были третьим слоем.

С течением времени это общественное деление усложняется.

Наверху общества находится уже княжеская дружина, с которой сливается прежний высший земский класс. Дружина состоит из старшей бояр думающих и мужей храборствующих», составлявших думу князя с которой он советовался о делах правления и младшей отроков, гридей. Из рядов дружины назначается княжеская администрация и судьи (посадник, тиун, вирники и др.)

Класс людей делился определенно на горожан (купцы, ремесленники) и сельчан, из которых свободные люди называются смердами – они платили князю дань, образуя податные сообщества. Крестьяне, селившиеся в землях частных владельцев, бравшие ссуду семенами или деньгами назывались закупами. Закупы не рабы, но ими начинается на Руси класс условно зависимых людей, с течением времени сменивший собой полных рабов.

Дружина и люди не замкнутые общественные классы: из одного можно было перейти в другой. Основное различие в положении их заключалось, с одной стороны в отношении к князю (одни князю служили, а другие ему платили; что же касается до холопов, то они имели своим «господином» хозяина, а не князя, который их вовсе не касался), а с другой стороны – в хозяйственном и имущественном отношении общественных классов между собой.

 

 



Заключение

 

В процессе образования Древнерусского государства можно выделить 4 этапа:

1 Разложение родоплеменных отношений. В связи с усиленной миграцией в V–VII вв. происходило смешение славянского населения, пришедшего с Карпат и Дуная с местным населением Восточно-Европейской равнины. Соседская община постепенно сменила родовую. Улучшение технологий и орудий труда способствовало появлению товарных излишков, что привело к товарообмену и возникновению имущественного неравенства.

2. Для обеспечения товарообмена возникают посады, а затем и города. Выделяются группы по способу жизнеобеспечения: производители продукции, торговцы, воины. Проявляется доминирующее положение городов над окрестными селениями. Межплеменные конфликты усиливают роль военных руководителей и способствуют их обогащению.

3. Захват князьями власти в городах и весях. Формирование дружины, как аппарата подавления и администрирования. Имущество князя позволяет ему направлять дружину на решение политических задач.

4. Происходит объединение восточнославянских и некоторых других племён в Древнерусское государство – Киевскую Русь. Оформляются принципы передачи власти, регулируется сбор дани, выстраиваются межгосударственные взаимоотношения, вводится государственная религия.

Таким образом, к концу Х века на территории от Белого до Чёрного морей и от Карпатских гор до придонских степей складывается государство, просуществовавшее до середины XIII века и ставшее общей колыбелью русского, украинского и белорусского народов.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: